БИЛЕТ № 14
Дозорная служба на судах. Обязанности дозорных.
При стоянке в порту по указанию капитана из состава экипажа дополни-
тельно к вахте, комплектуется дозорная служба. В обязанности дозорной
службы входит:
1) Обход всех помещений по утвержденному капитаном маршруту не реже
чем через 1 час ночью (с 22.00 до 06.00), и через 2 часа в дневное
время.
2) Проверять соблюдение противопожарного режима, выполнение меро-
приятий по обеспечению водонепроницаемости. Проверка состояния
водонепроницаемых и противопожарных закрытий, согласно их марки-
ровки. Немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана об
обнаруженных недостатках. Результаты обхода записывать в соответ-
ствующий журнал (журнал обходов судна).
Классификация орудий промышленного рыболовства.
Все ОПР, имеющие промысловое значение делятся на 6 групп:
1) Объячеивающие – это сети, выставленные на пути движения рыбы.
Рыба объячеивается и не может пройти ни вперед, ни назад (мешают
жаберные крышки). Дрифтерные порядки.
2) Отцеживающие (кошельковые невода). Это сетная стена обметывает-
ся вокруг скопления рыбы. Низ стягивается и объем уменьшается
выборкой сетного полотна. Рыбу выливают насосом или каплёром
(на обручах сеть конусом).
3) Тралирующие (тралы) – сетной мешок, буксируемый судном. Подни-
мают на борт и выливают.
4) Стационарные (ставные невода) – ловушка, рыба войдя уже не может
найти выход (из лабиринта).
5) Колющие и крючковые (удочки, троллы, яруса – ловящий орган крю-
чок).
Троллы – поводцы с крючками, прикрепленные к выстрелу – буксиру-
ются за судном.
Яруса – донные и пелагические (хребтина 6-8 мм. и поводцы с
крючами. Достигают длины до 25 км. и 2500 крючков.
6) Рыбонасосы, эл.свет, ток.
Как подготовить краску к использованию, составить необходимый колер и определить нужную густоту краски.
До начала окрасочных работ заготавливают необходимое количество краски требуемого сорта и колера (цвета)
1. На дне осадок – надо краску тщательно перемешать. Для этого часть жидкой краски выливают в чистую посуду, а оставшуюся тщательно перемешивают. Потом объединяют и еще раз перемешивают.
2. Перелить в чистые сухие ведра через металлическую сетку, капроновую ткань или 2 слоя марли.
3. Если при вскрытии обнаружилось, что краска загустела, то ее разводят предназначенным для этой краски разбавителем до нужной вязкости.
4. Густотертые масляные краски разбавляют небольшим количеством натуральной олифы, а в загустевшую добавляют да 8% растворителя (уайт-спирит, скипидар)
5. В случае загустевания краски из-за понижения температуры, краску подогреть до 20-30 градусов в раздаточном бачке, поместив его в ведро с горячей водой.
6. Если краска состоит из 2-3 компонентов, то их смешать за некоторое время до начала работ. После тщательно перемешать и профильтровать.
Цветовые схемы, составы колеров приведены в Правилах окраски судов флота РП и ММФ. В некоторых случаях красками надо придать иной цветовой оттенок.
Основным компонентом колерных красок являются белила. В зависимости от их количества различают следующие типы колеров:
- Цельный – белила отсутствуют или одни белила (белый колер)
- Густой колер – белый цвет почти незаметен
- Нормальный – белый цвет одинаковой интенсивности с цветом основной краски
- Разбеленный – белый цвет преобладает над цветом основной краски, которую добавляют лишь для подцветки.
Основные цвета цельные: красный, желтый, синий, черный и их нельзя получить смешиванием разных цветов. Выбрать колер для наружной поверхности надо при солнечном освещении, для внутренних работ – при рабочем освещении.
Смешивать можно только краски, имеющие совместимые основы.
- Во избежании свертывания нельзя нитрокраски добавлять в маслянные и краски, содержащие уайт-сприт
- Краски эмульсионные не совмещают с эпоксидными и нитроцеллюлозными.
- Этиленовые – с нитроматериалами
При окраске в один цвет большой площади готовят краску в объеме достаточном для окраски всей площади сразу.
Считается вязкость (густота) для работы кистью нормальной, если краска не капает с кисти и оставшиеся после проведения кистью по горизонтальной поверхности полосы исчезают в течение одной минуты.
Краска не должна стекать с кисти, но легко ложиться при слабом нажиме. Если нанести на стекло каплю и поставить его вертикально, то она должна стечь на 3-4 см (если меньше, то добавить олифу, если больше, то добавить густотертой краски)
Густая – плохо высыхает, морщины, пятнистый вид
Жидкая – подтеки, низкая покрывающая способность.
Какие работы выполняют перед штормом на судне?
Плавание в шторм опасно: от ударов волн корпус судна испытывает сильное напряжение, вибрацию, что может привести к деформации, трещинам в наружной обшивке, сместить или смыть грузы, разрушить иллюминаторы, люки закрытия, вентиляцию и проникнуть внутрь судна. Судно теряет скорость, кренится, дрейфует.
С получением штормового предупреждения на судне усиливаются все виды наблюдения за окружающей обстановкой, производится регулярный прием прогнозов погоды, проверяется связь, уточняется место. Усиление наблюдения за гидрометеорологической обстановкой достигается сокращением сроков обязательных наблюдений в целях своевременного обнаружения характерных местных признаков, которые позволят уточнить предстоящие погодные условия. Герметизация корпуса судна должна полностью исключить попадание забортной воды во внутренние помещения. Опробуются и готовятся к действию средства борьбы за живучесть. Проверяется и усиливается крепление различных грузов и оборудования на верхней палубе и во внутренних помещениях., производится постоянный контроль за водонепроницаемостью корпуса по отсекам. Движение людей по верхней палубе либо ограничивается, либо запрещается вообще. Проверяется исправность действия штормовых портов, шпигатов и других водосточных отверстий. Якорные клюзы забиваются ветошью или цементируются. С получением предупреждения об особо опасных гидрометеорологических явлениях производится расчет маневра для расхождения со штормовой областью. Большое значение в этих условиях приобретает ликвидация свободных поверхностей в цистернах. Для увеличения запаса остойчивости свободные цистерны балластируются забортной водой. Приводятся в готовность к действию запасные посты управления рулем и главными машинами. Перечисленные выше мероприятия должны быть закончены до наступления ожидаемой штормовой погоды.
В пути при получении сведений или наличии признаков надвигающегося шторма следует тщательно проверить:
а) исправность рулевого устройства. Если нет механического стопора руля, заблаговременно поставить румпель-тали;
б) закрытие грузовых люков; рекомендуется установка дополнительного крепления тросами или грузовыми сетками;
в) надлежащее крепление грузового устройства,. а также крепление палубного груза (если таковой имеется на судне) и всех предметов, которые при качке судна могут прийти в движение:
г) исправность действия клинкетных дверей водонепроницаемых переборок;
д) исправное действие штормовых портов и шпигатов;
е) надежность закрытия воздушных и мерительных трубок на открытых палубах;
ж) надежность крепления и закрытия спасательных шлюпок.
В целях предотвращения попадания забортной воды в корпус судна необходимо провести следующие мероприятия:
а) клюзы якорных цепей задраить;
б) световые люки, и другие закрытия отсеков, выходящих на открытую палубу, закрыть;
в) бортовые иллюминаторы, особенно находящиеся вблизи ватерлинии, задраить глухарями;
г) раструбы наружных вентиляторов закрыть чехлами и повернуть по ветру;
д) водонепроницаемые двери должны быть в полной готовности к закрытию, а те, которые не мешают сообщению внутри судна, должны быть закрыты;
е) во время шторма по возможности следует заполнить балластные отсеки полностью, а те, которые не подлежат заполнению, держать пустыми.
Если курс судна проходит вблизи берега, а надвигающийся шторм ожидается с моря, судам с маломощными или ненадежными двигателями рекомендуется заблаговременно изменить курс с расчетом отойти от берега в сторону моря.