Различают судовые средства связи и сигнализации – внутренние внешние.
Внутренние – призваны обеспечить управление и связь командного мостика со всеми постами и службами:
к ним относятся:
- АТС (автоматическая телефонная станция), телефоны установлены на всех
постах, в служебных помещениях, во многих каютах.
- Судовая радиотрансляционная установка – обеспечивает связь со всеми
постами. Можно сделать сообщение циркулярно по всему судну, что
что очень важно при авариях.
- Машинный телеграф – механический или электрический прибор для пере
дачи команд об изменении хода с мостика на пост управлении машиной
и об исполнении команды.
- Переговорная труба – соединяет ходовой мостик с машинным отделением,
каютой капитана, верхним мостиком.
- Звонок громкого боя – средство для подачи срочных команд условным
количеством коротких и длинных сигналов, сигналов тревог, авралов.
- Рында (судовой колокол) – предназначена для подачи сигналов впередсмот-
рящим об обнаружении объектов, туманных сигналов, сигналов тревог,
количестве вытравленных смычек якорь-цепи.
- Мегафон – радиотехнический аппарат для усиления голоса.
- Рупор – конусный прибор для усиления голоса, концентрацией его
распространению в одном направлении.
- Губной свисток – условный сигнал.
- Звуковая и световая сигнализация – о повышении температуры, появлении
дыма, поступлении воды и т.д.
Внешние – обеспечивают связь между судами, береговыми постами,
центрами (визуально, акустически, радиотехнически).
Визуальные – в пределах видимости:
- МСС (международный свод сигналов) – для связи в целях безопасности
мореплавания, охраны человеческой жизни, когда возникает языковые
трудности в общении. Книга МСС издана на 9 языках. В своде 26 буквен-
ных флага, 10 цифровых, 3 заменяющих вымпела и 1 ответный вымпел.
С помощью МСС можно передать: однофлажные, двухфлажные и
трехфлажные сигналы (об аварии, маневрировании, погоде, связи, санита-
рии, мед.помощи и т.д.).
- Флажной семафор – передача букв, цифр, знаков, положениями рук со
скоростью 40-50 знаков в минуту.
- Световая сигнализация – светотехническими средствами, с помощью
азбуки Морзе.
- Клотик – эл. лампочка, установленная в стеклянном защитном колпаке
на топе фор-стеньги, замыкается с помощью ключа на ходовом мостике.
- Прожектор – свето-техническое средство направленного действия. Точки
и тире передаются открытием и закрытием жалюзи передней шторы.
- Дневная лампа Ратьера – с помощью рычага и курка (микровыключателя)
перемещается цилиндрическая шторка вдоль лампы и таким образом от-
крывает или закрывает свет.
Ваши действия при объявлении тревоги «Прорыв аммиака»?
Борьба экипажа с аварийной утечкой (прорывом) аммиака.
При аварийной утечке (прорыве) аммиака в рефрижераторном отделении необходимо:
-подать сигнал общесудовой тревоги и объявить по радиотрансляции об аварийной утечке (прорыве) аммиака;
-объявить по радиотрансляции место сбора всех лиц экипажа, не имеющих конкретных обязанностей по этому сигналу;
-прекратить все грузовые и промысловые операции;
-произвести полную герметизацию трюмов и других помещений, где есть опасность отравления пищевых продуктов;
-привести судно на курс, обеспечивающий безопасность экипажа от поражения парами аммиака в месте сбора;
-произвести проверку загазованности жилых и служебных помещений и обеспечить эвакуацию пострадавших из этих помещений.
О всех повреждениях рефрижераторной установки, связанных с прорывом аммиака, члены экипажа, обнаружившие аварию, обязаны немедленно доложить вахтенному механику и вахтенному помощнику капитана.
При распространении паров аммиака по судну, во избежание взрыва, следует немедленно ликвидировать все источники открытого пламени и принять меры (искусственная вентиляция, орошение, водяные завесы и др.) для устранения взрывоопасной концентрации паров аммиака в воздухе помещений.
Все работы по ликвидации аварийной утечки (прорыва) аммиака надлежит производить только в дыхательных изолирующих аппаратах и в газозащищенных костюмах. Работа в аварийном помещении менее двух человек запрещается.
Аммиак активно поглощается водой, поэтому при отсутствии специальных газозащитных средств рекомендуется дышать через марлю или ткань, обильно смоченную водой, быстро покинуть загазованное помещение и как можно быстрее выйти на открытую наветренную палубу судна.