Золотое слово Святослава




История создания.

«Слово ο полку Игореве» было написано в конце XII века. Поводом для создания произведения явился неудачный поход на половцев князя Новгорода-Северского Игоря Святославича в 1185 году: русское войско потерпело поражение, а возглавлявшие его князья и оставшиеся в живых воины оказались в плену.

Однако автор «Слова» создал не воинскую повесть, а произведение совершенно особого жанра. Злосчастный поход Игоря Святославича явился поводом для глубоких раздумий ο судьбах Русской земли, ο пагубности феодальных междоусобиц, вызвал воспоминания ο прошлом - ο славных и ο трагических периодах русской истории. Β «Слове» сочетаются как бы две художественные стихии — книжная, близкая по системе образов и поэтическим приемам κ ораторскому слову, и фольклорная, причем эта последняя объединяет в себе элементы разных жанров — «плачей» и «слав». Яркий язык «Слова», его образная система, ритмический строй, сочетание тонкого лиризма и гражданского пафоса — все эти черты памятника выделяют его среди других произведений русской литературы XII века.

План:

1. Вступительное слово автора;

2. Князь Игорь отправляется с братом Всеволодом в поход;

3. Первую битву русское войско выигрывает, после второй Игорь в плену;

4. Автор рассуждает о причинах поражения войска Игоря;

5. Вещий сон князя Святослава;

6. Плач Ярославны, жены князя Игоря;

7. Игорь бежит из плена. Вся русская земля радуется его возвращению.

Князь Игорь – глава полка (похода). Он возглавляет северских князей – «братию и дружину» - это известная по древнерусским текстам формула обращения военачальника к отряду. Игорь наблюдает за затмением солнца, которое происходит 1 мая 1185 года и чувствует неудачу. Однако он всё равно принимает решение сражаться до смерти и «вступает в злат стремень». После начала похода Игорев полк преследуют плохие знамения. Поход должен завести войска князя далеко в глубь степей, к морю, к Сурожу, Корсуню и Тмуторокани.

Автор говорит об этом кратко, описывая знамения в картинах: клик Дива в стягах полков, вой зверей во мраке ночи, скрип половецких телег, скрывающихся от русичей. Лишь ночь отделяет начало похода от первой битвы, которая обрисована одними успехами. После битвы «Ольгово хороброе гнездо», обогатившееся разной добычей, располагается на отдых – войско Игоря, остановившись в поле, охватывает дрёма. Храбрость русских видна из единоборства князя Всеволода. Словно герой Илиады, он «посвечивает» своим золотым шлемом и сечёт мечом по «шеломам оварьским» ненавистных половцев. Для него не дороги ни раны, ни воспоминания о красавице Глебовне и Чернигове, он не думает ни о своём «животе», ни о чести золотых княжеских столов. Таков Ярый Тур Всеволод. Однако храбрость его тщетна под натиском всей земли половецкой, в этой роковой битве на Каяле-реке. Прошлые походы игорева предка Олега Святославича, которого он переименовал в «Гориславовича», вызывают у автора «Слова» самые тяжёлые и грустные воспоминания.

Гибли в усобицах и княжеских «крамолах» люди, гибли и князья. Только и слышен был звон мечей, проносились тучи стрел и над полями кружили вороны и галки. Автор, при виде св. Софии в Киеве, переносится мыслью к Каяле, где уж третий день звенит и шумит оружие. Игорь заворачивает полка, чтобы освободить своего брата Всеволода. Однако поздно – уж полегли храбрые русичи на берегу быстрой Каялы. Это название, возможно, является именем нарицательным горестного места, от половецкого Кайгу, Каигы, или же это Яла, Кальмиус, Кальчик, Кагальник. Игорев полк разбит: «ничить трава жалощамчи, а древо с(я) тугою к земли преклонилось». "И закрылось небо, и погас Белый свет над Русскою землею..." - в версии перевода Н.А. Заболоцкого.

Золотое слово Святослава

Дальше в «Слове» идут плачи по павшим, описание дальнейшего движения половцев на русскую землю, воспоминание об усобицах и успокоение на киевском великом князе Святославе Всеволодовиче. Автор «Слова» считает причиной нынешней печали, стонов Киева и черниговской напасти неблагоразумие молодых князей, их крамольную междуусобную рознь, споры за чужое. Поразителен контраст с недавней удачей великого князя Святослава над половцами в 1184 г.: «наступи на землю половецкую, притопта холмы и яруги, взмути реки и озера, иссуши потоки и болота, а поганого Кобяка (хана половецкого) из лукоморья яко вихрь выторже и падеся Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святославли». Место действия «Слова» переносится в Киев. Иностранцы (венецианцы, греки, немцы и мораване) рады удачам Святослава и сопереживают несчастию Игоря. Великому князю Святославу снится сон и далее следует объяснение его боярами, после чего идёт «золотое слово» Святослава. Здесь, в сне Святослава встречается испорченное и сложно объяснимое место. Дальше будут ещё несколько таких же сложно объяснимых места. В «тереме златоверхом» снилось великому князю, что треснула над ним балка, закаркали вороны и понеслись с Оболони к морю. Самого же князя стали готовить к погребению: одели «чёрной паполомой на тисовой кровати», стали оплакивать «синим вином с горем смешанным», сыпать крупный жемчуг – слёзы. В ответ на этот трагический сон бояре сказали князю: «горе твое от того, что два сокола слетели с золотого стола отцовского; соколов захватили в железные путины и припешали им крылья». Под соколами бояре имеют в виду четырёх пленённых князей: Игоря, Всеволода, Олега и Святослава. Боярская речь переходит в картинный, образный плач: «тьма свет покрыла, снесеся хула на хвалу, тресну нужда на волю, готския девы запели на берегу Синего моря, позванивая русским золотом». Тогда великий князь Святослав и изрекает своё «золотое слово», в котором упрекает Всеволода и Игоря за излишнюю самонадеянность. Великому князю хочется встать за обиду за своё гнездо, но он уже знает, как стонет Владимир Глебович под саблями половецкими.

Обращение к князьям

Далее не то Святослав, не то автор «Слова о полке Игореве» призывает и крупные силы современной ему Руси, и слабых, но мужественных князей: великого князя Всеволода и его близких Глебовичей, затем Рюрика и Давида, Ростиславичей, могущественного Ярослава Осмомысла Галицкого и знаменитых Романа с Мстиславом (Романа Волынского). Автор ещё раз с горем поминает Игоря, и вновь призывает Мстиславичей и племя Всеслава. Ярослав Осмомысл носится со своей железной дружиной по Дунаю, подступает к Киеву, борется со степняками. Мстислав и Роман страшны для половцев и Литвы. Дальше от упоминания полоцких князей, потомков Всеслава Вещего, автор переходит к самому их предку – Всеславу. Полоцкий князь характеризуется в его действиях в отношении Киева и Новгорода. В Киеве Всеславу слышен колокольный звон св. Софии. Вспоминается когда-то крепкая связь со старым Владимиром, когда не было между князьями розни. Всё это перечисляется автором «Слова…» для призыва к отмщению обиды Игоря. Наконец следует возвращение князя Игоря. Его пребывание в плену вообще не описывается. Ни одним словом не вспоминает автор о других пленных князьях, о действиях половцев. Главным действующим лицом произведения по-прежнему остаётся Игорь. Важное место в произведении занимает также жена Игоря Ярославна, которая предчувствует его возвращение, оплакивая из-за дошедшей до неё вести раны мужа и поражение его дружины.

Плач Ярославны

Плач Ярославны справедливо считается одним из наиболее поэтических мотивов повести. В Путивле (недалеко от Курска) на городском забрале Ярославна плачет на рассвете: «полечю зегзицею (кукушкою) по Дунаю, омочю бебрян рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны». Молодая женщина обращается к могущественным стихиям: к ветру, к Днепру Словутичу, к светлому-тресветлому солнцу. Ветер развеивает её радость по ковылию, Днепр может лишь отнести её слёзы к морю, а солнце в безводном поле русичам «стянуло луки жаждою», делая их бессильными натянуть лук, «горем заткнуло им тулы со стрелами».

Бегство Игоря из плена

Бог не оставил в руках грешников праведника, говорится в летописи об Игоре. А в «Слове о полке Игореве» говорится о его побеге: «Бог путь кажет Игореви из земли Половецкой в землю русскую».

Автор словно сам пережил бегство Игоря из плена от половцев. Он детально описывает с какой ловкостью и трепетом выбирался Игорь, под условный посвист верного человека, с конём за рекой. Как преодолевал он степи, скрываясь и добывая себе пропитание охотой, как перебирался он по струям Дона. Автору произведения вспоминается песня о безвременной смерти юного князя Ростислава, брата Владимира Мономаха. Эта трагедия случилась на сто лет раньше похода Игоря. Погибших оплакивали русскими народными песнями и сказаниями. Гзак с Кончаком пытались поймать беглеца, но вскоре примирились с бегством князя и даже начали рассчитывать на него как на старого знакомого, который при случае окажется человеком близким степнякам и по языку, и по браку, и по обычаям. Но в этом они ошиблись – Игорь был ближе всего к своей русской земле. И это предчувствует Гзак. Автор «Слова…» быстро переносит своего героя из степей в Киев, на радость городам и странам

Проблематика «Слова…»

Осуждение распрей между русскими князьями, повлекшими за собой раздробление

Руси;

Призыв к единению Руси;

Размышление автора о прошлом, настоящем и будущем своей страны;

Прославление Героизма русского народа;

Рассказ об истории и современности Руси;

Рассказ о горе русского народа после поражения Игоря и о радости, которая охватила всех после возвращения князя;

Проблема воинской доблести и чести, любви и верности, судьбы и свободы воли.

Главная идея:

Вред междоусобиц и призыв к единению русских земель;

Раздумья о честолюбии и человеческой гордыне

 

 

Символы:

1.Упоминание о Бояне:

В отличие от древнерусского певца-сказителя Бояна автор не собирается восхвалять подвиги князей, а хочет «по былинам сего времени», то есть, следуя исторической правде, рассказать о подлинных событиях недавнего прошлого.

2. Солнечное затмение:

Вначале, перед походом, князь Игорь видит солнечное затмение, что

является неблагоприятным знаком, но идёт наперекор судьбе.

3. Сон Святослава:

Святославу даётся знать о походе Игоря, его поражении и нашествии на Русь врагов. Худ. Функция сна Святослава – обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает в качестве объединителя князей в борьбе с врагом.

Образы сна символичны:

Видеть во сне кровать – к болезни или смерти;

Тис считается самой ценной породой дерева для гроба;

Пить во сне вино, и особенно мутное, – «плохая примета»,

«знак печали и досадного известия»;

Рассыпающийся жемчуг – символ слёз.

 

«Золотое слово» Святослава:

И тогда великий Святослав

Изронил свое златое слово.

Со слезами смешано, сказав:

"О сыны, не ждал я зла такого!

Загубили юность вы свою,

На врага не вовремя напали,

Не с великой честию в бою

Вражью кровь на землю проливали.

Ваше сердце в кованой броне

Закалилось в буйстве самочинном.

Что ж вы, дети, натворили мне

И моим серебряным сединам?

Где мой брат, мой грозный Ярослав,

Где его черниговские слуги,

Где татраны, жители дубрав,

Топчаки, ольберы и ревуги?

А ведь было время - без щитов.

Выхватив ножи из голенища,

Шли они на полчища врагов,

Чтоб отметить за наши пепелища.

Вот где славы прадедовской гром!

Вы ж решили бить наудалую:

"Нашу славу силой мы возьмем,

А за ней поделим и былую".

Диво ль старцу - мне помолодеть?

Старый сокол, хоть и слаб он с виду,

Высоко заставит птиц лететь,

Никому не даст гнезда в обиду.

Да князья помочь мне не хотят,

Мало толку в силе молодецкой.

Время, что ли. двинулось назад?

Ведь под самым Римовом кричат

Русичи под саблей половецкой!

И Владимир в ранах, чуть живой, -

Горе князю в сече боевой!"

Прямое осуждение Игоря и Всеволода. Обвиняет их в честолюбивом стремлении к славе, но он не сомневается в их личном мужестве, не унижает их достоинства. Напоминает, что в прошлом усобицы обессилили русскую землю и привели к гибели князей. Призывает князей объединить свои силы.

 

Плач Ярославны:

На Дунае Ярославнин голос слышится,

Кукушкою безвестной рано кукует:

«Полечу, – говорит, – кукушкою по Дунаю,

Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,

Утру князю кровавые его раны

На могучем его теле».

Ярославна рано плачет

В Путивле на забрале, приговаривая:

«О ветер, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мчишь хиновские стрелочки

На своих лёгких крыльицах

На воинов моего милого?

Разве мало тебе было под облаками веять,

Лелея корабли на синем море?

Зачем, господин, моё веселье

По ковылю ты развеял?»

Ярославна рано плачет

В Путивле-городе на забрале, приговаривая:

«О Днепр Словутич!

Ты пробил каменные горы

Сквозь землю Половецкую.

Ты лелеял на себе Святославовы насады

До стана Кобякова.

Прилелей же, господин, моего милого ко мне,

Чтобы не слала я к нему слёз на море рано».

Ярославна рано плачет

В Путивле на забрале, приговаривая:

«Светлое и трижды светлое солнце!

Всем ты тепло и прекрасно:

Зачем, владыко, простёрло ты горячие свои лучи

На воинов моего лады?

В поле безводном жаждою им луки скрутило,

Горем им колчаны заткнуло?»

Прыснуло море в полуночи,

Идут смерчи тучами.

Игорю-князю бог путь указывает

Из земли Половецкой

В землю Русскую,

К отчему золотому столу.

Она не размышляет, не осуждает, а просто печалится и горюет. Обращаясь к силам природы, просит о помощи мужу. Ярославна скорбит обо всех русских воинах, не только о муже. Это собирательный образ голоса всех русских женщин, их печаль и нежность, страдания от войн и междоусобиц.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: