Тема судьба мастеров в поэме «Мастера ».




Одна из центральных тем поэзии Вознесенского - судьба мастеров. Тема эта начата в поэме «Мастера », в которой речь и дет о строителях «Крамольного храма ».

Поэма "Мастера"

Ваш молот не колонны и

статуи тесал -

сбивал со лбов короны

и троны сотрясал.

А. Вознесенский

Андрей Вознесенский буквально ворвался в поэзию в шестидесятые годы. Для него характерны были молодой задор, удивление и восхищение этим прекрасным миром, в котором ему суждено было жить и творить.

Поэма “Мастера” сразу выдвинула Вознесенского в разряд популярных и неординарных авторов. В произведении было столько молодой страсти, поэтической энергии, ритм его был так стремителен, а живопись броска, неожиданна, что о поэте сразу заговорили и заспорили.

 


Колокола, гудошники...

Звон, звон...

Вам,

Художники

Всех времен!..

Ваш молот не колонны

И статуи тесал -

Сбивал со лбов короны

И троны сотрясал.

 

Эта поэма проникнута идеей бессмертия подлинного искусства. Ничто над ним не властно, даже безжалостное время.

 

Художник первородный -

Всегда трибун.

В нем дух переворота

И вечно - бунт.

Вас в стены муровали.

Сжигали на кострах.

Монахи муравьями

Плясали на кострах.

Искусство воскресало

Из казней и из пыток

И било, как кресало,

О камни Моабитов.

 

Для сюжета Вознесенский берет драматическую легенду о мастерах, построивших чудо-храм - Покровский собор, известный в народе больше под названием храм Василия Блаженного, и об ослеплении мастеров, дабы не сотворили еще лучше храма где бы то ни было.

Их было смелых - семеро,

Их было сильных - семеро,

Наверно, с моря синего

Или откуда с севера,

Где Ладога, луга,

Где радуга - дуга.

Они ложили кладку

Вдоль белых берегов,

Чтоб взвились, точно радуга.

Семь разных городов.

 

Поэма написана звучным, ярким языком. От главы к главе меняется ритм от “железного” скрежета и четкости в первой главе до бесшабашной скоморошьей песни во второй и третьей.

 

Кудри - стружки,

Руки - на рубанки.

Яростные, русские,

Красные рубахи...

Холод, хохот, конский топот да собачий звонкий лай.

Мы, как дьяволы, работали, а сегодня - пей, гуляй?

 

Поэт как бы соединил два времени. С молодым задором, безбоязненно он описывает далекое прошлое, не старается стилизовать свой язык под древнерусскую речь, а говорит на привычном ему и читателям языке.

 

.А храм пылал в полнеба,

Как лозунг к мятежам,

Как пламя гнева

Крамольный храм!

Власть всегда видит угрозу и крамолу в творчестве, стараясь удушить творца. Но убить искусство невозможно, оно будет существовать до тех пор, пока будут жить люди.

 

Не быть, не быть, не быть городам!

Узорчатым башням в тумане не плыть.

Ни солнцу, ни пашням, ни соснам - не быть!

Ни белым, ни синим - не быть, не бывать.

И выйдет насильник губить - убивать...

Врете,

сволочи,

Будут города!

Над ширью вселенской

В лесах золотых

Я,

Вознесенский,

Воздвигну их!

 

Таким образом, осуществилась связь времен. Поэт чувствует себя наследником отцов и дедов, продолжателем их идей:

 

Я той же артели,

Что семь мастеров.

Бушуйте в артелях,

Двадцать веков!

Я тысячерукий -

руками вашими,

я тысячеокий -

очами вашими.

Я осуществляю

в стекле и металле,

О чем вы

мечтали,

О чем -

не мечтали...

 

Тема творчества и мастерства всегда актуальна, во все времена. Кроме этого, в поэме поставлен вопрос о власти и творце. Они вечно противостоят друг другу. Стихи Вознесенского полны звуковой энергией. Звуки льются легко, непринужденно и - что всего важнее - осмысленно. Это не бездумная игра в словеса, а постоянный молодой прорыв к смыслу, к сути…


Заключение

 

Стихотворения Вознесенского наполнены звуковой энергией. Звуки струятся свободно, раскованно и - что самое важное - сознательно. Это не слепая игра в слова, а устойчивый юный прорыв к значению, к сущности...

В данной работе был определён вектор художественных исканий ранней поэзии А. Вознесенского, обозначены основные темы и проблемы ранней лирики А.Вознесенского.

В творчестве Вознесенского заметно усиливаются нравственно-этические искания. Поэт сам ощущает острую необходимость обновления, прежде всего, духовного содержания поэзии.

В курсовой работе методом анализа были выявлены и проанализированы основные направления творчества поэтов-шестидесятников, и в частности А. Вознесенского. Это тема творчества и мастерства, а также философские темы: жизнь и смерть, справедливость и несправедливость, власть и бремя, нравственность и безнравственность и прочие актуальные для современного человека темы. Вот почему поэзия Вознесенского будет актуальна во все времена. В. Соколов и Р. Рождественский, Е. Евтушенко и А. Вознесенский и многие другие в своих собственных темах и жанрах, образах и интонациях, адресуясь к всевозможным художественным обычаям, пытались олицетворить качества духовного облика нынешнего человека, его склонность к усиленному размышлению, созидательному поиску, инициативному действию.

Перспектива данного исследования заключается в том, что творчество и особенно глубокий смысл, вложенный в стихотворения не только А. Вознесенского, но и многих других поэтов-шестидесятников не является до конца изученным, поэтому изучение творчества поэтов этого периода также будет актуально во все времена.

 


Список используемой литературы

 

1. Агеносов А., Анкудинов К. Современные русские поэты: Справочник. - М.: Мегатрон, 2007

2. Журнал критики и литературоведения, 2011 г.

. Михайлов А А.Избранные произведения: в 2 т. / Михайлов А. А. М., 2006 - Т. 2. - С. 440-447

. Оскоцкий В.Д Евтушенко Е А//Русские писатели 20 века: Биографический словарь - М., 2010.- С.254

. Рассадин Ст.. Время стихов и время поэтов // Арион № 4. 199

6. Вознесенский Андрей Андреевич Литературный форум knigostock [Электронный ресурс] Просмотр темы - knigostock.com <https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fknigostock.com>

7. Поэзия второй половины XX века: А.А. Вознесенский » Сочинения по литературе, ЕГЭ по литературе 2013, Теория литературы, Анализ произведений [Электронный ресурс] 5litra.ru <https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2F5litra.ru>

. Новиков В.. Открытым текстом (Поэзия и проза Андрея Вознесенского) // В.Новиков. Диалог. М.: Современник, 2006

9. Сидоров Е.Ю. Голосом времени // ЕвтушенкоЕА. Собр.соч.: В 3 т. - 2010.- Т. 1. - С.9

. Смола О.П. "Если слова болят....." Книга о поэта - М., 2008- С.301

. Скорино Л.. Послесловие // Вознесенский А. Ахиллесово сердце. М.: Художественная литература, 2006.

. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск-Москва, "Полифакт", 2009. тут тоже не много взяла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: