Танцы малых форм в балете




ТЕМА: Многообразие форм танца в хореографическом искусстве.

Балет- вид сценического искусства, основным выразительным средством которого является неразрывная связь между музыкой и танцем.

Балетный спектакль- это высшая форма хореографического искусства.

Основными видами танца в балете являются классический и характерный танцы. Немаловажную роль играет и пантомима.

Знание структуры классических форм танца позволяет постановщику найти необходимые выразительные средства для раскрытия содержания своего произведения.

Сольный танец это самая малая форма в балетном спектакле. Она приобретает характер монолога, когда раскрывает внутреннее состояние героя или персонажа. Создание этой формы требует не только ярко выраженной музыки, но и интересной одаренной личности исполнителей.

Пример одного из гениальных произведений сольного танца: «Умирающий лебедь» на музыку Сен - Санса в постановке Фокина созданный специально для Анны Павловой. В этом сольном танце выражается состояние нежного существа, ощущающего приближение своей гибели. И какими, казалось бы, ограниченными танцевальными средствами это достигнуто: скользящие па-де-бурре, один два арабеска и только плавные движения рук- крыльев, слегка вздрагивающих перед смертью.

Другие примеры образцов классического наследия сольных номеров в постановке К. Голейзовского:

- «Нарцисс» в исполнении В.Васильева, на музыку Черепнина.

- «Мазурка» в исполнении Е. Максимовой на музыку Скрябина.

- Русский танец» на музыку П. Чайковского.

- «Огневушка-поскакушка» из балета С. Прокофьева «Каменный цветок» и т.д.

Вариация - (от фр. Изменение) небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически усложненный. Вариации разделяются на мужские и женские, «партерные» «воздушные». Для «партерных» вариаций характерны широкие и плавные движения исполняемые как в медленном, так и в быстром темпе. Композиция таких вариаций включает в свой арсенал в качестве выразительных средств пальцевую технику и разнообразные виды вращений. Основу «воздушных» вариаций составляют разнообразные прыжки, воздушные и партерные туры. Движения воздушных вариаций часто комбинируются с движениями партерного характера. Для вариаций характерна виртуозность и чеканность исполнения, устойчивость, элевация и баллон. Вариации обычно часть па-де-де, трио, квартета и т.д.

Примеры: вариация Авроры из балета «Спящая красавица» Чайковского; вариация Китри из балета «Дон Кихот» Минкуса; вариация Раймонды из балета «Раймонда» Глазунова и т. д.

Дуэт относиться к более свободным композиционным формам, что позволяет хореографу ярче проявить свое мастерство и фантазию. В основе дуэта лежит взаимоотношение двух героев. В современном понимании это танец наполненный чувством, смыслом, содержанием. Иногда он является сюжетным звеном, двигающим интригу спектакля. Музыкальная форма в большинстве случаев это адажио – дуэт главных героев лирического содержания на распевные, романтические мелодии. Иногда это самостоятельный эпизод танца в таких формах как па-де-де, па-де-труа, гран-па. В хореографических классах есть обучающее упражнение под таким названием. При помощи них вырабатывается устойчивость, плавность движений рук, способность уверенно владеть корпусом. В дуэте часто присутствуют сложные поддержки, но есть дуэты и без использования каких- либо поддержек, например дуэт Ширин и Ферхада из балета «Легенда о любви» композитора Меликова. Ширин и Ферхад танцуют не прикасаясь друг к другу. И в этом таится глубокий смысл. Они словно боятся вспугнуть и нарушить огромное чувство, переполняющее их сердца.

Дуэты могут представлять собой диалог двух танцовщиц или двух танцовщиков. Например, дуэт Отелло и Яго или дуэт Марии и Заремы из балета «Бахчисарайский фонтан». Есть дуэты, созданные специально для концертных программ. Например «Охотник и птица» Якобсона на музыку Грига, «Весенние воды» на музыку Рахманинова, «Мелодия» на музыку Глюка. Широкое развитие получил дуэтный танец в творчестве Григоровича. В его балете «Ромео и Джульетта» пять дуэтов главных героев, которые раскрывают всю историю их взаимоотношений.

Великолепный пример адажио из балета «Реквием» на музыку Моцарта, в постановке Бориса Эйфмана и т.д.

Обучение техники поддержки в дуэтном танце входит в программу хореографических училищ в качестве специальной дисциплины для учеников старших классов.

Па-де-де как и дуэт также танцевальная композиция для двоих, но в отличие от дуэта па-де-де не предполагает сюжетной нагрузки. Каждому исполнителю в па-де-де предназначается особая танцевальная партия. Происходит как бы соревнование героев. Традиционное классическое па-де-де состоит из адажио, мужской вариации, женской вариации и коды. Иногда перед началом адажио бывает антре- выход танцующей пары. Если адажио это дуэт, то в коде обычно партнеры выступают по очереди и лишь заканчивают па-де-де вместе.

Примеры: па-де-де из балета «Дон Кихот» Минкуса; па-де-де из балета «Щелкунчик» Чайковского; па-де-де из балета «Эсмеральда» Пуньи и т.д.

Трио – т анцевальная форма, представленная в виде танца трех исполнителей. Может быть в четырех вариантах: две женские партии и одна мужская, три женских партии, две мужские и одна женская, три мужских партии. Трио обычно имеет более свободную пластику и разнообразие в движениях, не замкнутыми канонами классического балета.

Например: трио Одалисок из балета А. Адана «Корсар», трио с кувшином из балета «Баядерка» Минкуса, трио из балета «Фея кукол» на музыку И Байера.

Дивертисментный танец.

Дивертисмент – (от фр. Развлечения). Истоки появления дивертисмента уходят в эпоху Возрождения, хотя сам термин появился только в 17 веке. Для дивертисмента характерна была театральность, зрелищность и увеселительность представления. Большинство танцев в опере, музыкальной комедии, в драме, на эстраде и в цирке относятся к той же категории танцев.

Но для полного понимания этой формы хореографии именно в балете следует обратиться к трудам известного хореографа и балетмейстера Ростислава Захарова, который говорил: «Если через действенные танцы раскрываются содержание, сюжет и характеры героев балетного спектакля, то дивертисментные танцы характеризуют среду, отчасти место, где происходит действие, помогая в конечном итоге наиболее полному раскрытию драматургии. Например, в третьем акте балета «Пламя Парижа» на муз. Асафьева, исполняются разнообразные народные танцы, передающие дух и устремления участников французской революции. В третьем акте «Лебединого озера» дивертисмент состоит из испанских, венгерских, и польских танцев, которые создают атмосферу бала. (По форме это дивертисмент, а по виду это характерные танцы). Правда в старых балетах часто можно было видеть так называемые вставные номера, которые действительно вставлялись в балет с чужеродной музыкой и без всякого отношения к действию с единственной задачей – развлечь публику». Далее Р. Захаров говорит о том, что техника сочинения дивертисментного танца и правила по которому он создается, те же, что и при сочинении действенного танца.

Задание: выполнить конспект из книги Р. Захарова «Записки балетмейстера» стр. 215-218

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается отличие дуэта от па-де-де?

2. Какие бывают вариации?

3. Назовите примеры дуэтов из балетов.

4. По каким признакам различается дивертисмент?

5. Назовите примеры характерных танцев из балетов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: