Для определения уровня (степени) конкурентоспособности предприятия в компании используется 3 метода: SWOT-анализ, определение операционной эффективности и стратегического позиционирования и оценка финансово-экономического состояния организации.
При проведении SWOT-анализа были определены следующие сильные, слабые стороны, возможности и угрозы:
сильные стороны — приемлемые цены и невысокая себестоимость у большинства наименований с/х продукции, широкий ассортимент, наличие постоянных клиентов, высокое качество, обширная посевная площадь, передовые технологии защиты растений, высокий уровень квалификации и материальное стимулирование персонала, быстрые сроки поставки;
слабые стороны — отсутствие системы скидок, небольшая производственная мощность (что связано с отсутствием закупки и нового оборудования), низкая скорость запуска инноваций, неизвестность марки, отсутствие имиджа, низкие расходы на рекламу (почти нет рекламной кампании);
возможности — стабильный спрос на продовольственные товары со стороны конечных потребителей, небольшое количество сильных конкурентов, низкая налоговая ставка (по ЕСХН), защита окружающей среды и выращивание экологически чистой продукции, небольшие доли конкурентов на рынке;
угрозы — высокий уровень инфляции, нестабильность цен поставщиков, снижение покупательской способностей населения, низкий темп роста рынка, постепенное снижение производительности труда, претензии государственных органов к предприятию в части налоговых отчислений, низкая степень внедрения новых технологий, довольно высокий уровень смертности населения, высокая занятость по отрасли (что не позволяет быстро подобрать новых сотрудников).
На последний год у предприятия главная проблема — снижение объемов продаж и, соответственно, выручки. Чтобы увеличить этот показатель, стоит попробовать запустить рекламную кампанию и повысить расходы на нее (что позволит также создать имидж и известность марке общества), внедрить систему скидок для постоянных покупателей и потребителей. Для роста объемов выпуска необходима закупка новых, более производительных оборудования и техники, а также внедрение инноваций и более современных технологий (что позволит снизить трудоемкость и время выполнения некоторых операций).
Количественная оценка уровня конкурентоспособности предприятия по методу вычисления операционной эффективности и стратегического позиционирования:
K = , где К – критерий оценки уровня конкурентоспособности предприятия; КЭ – коэффициент операционной эффективности; КИ – коэффициент инновационности; КА – коэффициент адаптивности.
На 2017 год данные коэффициенты составляли:
КЭ = = 1,004
КИ = = 1,36
КА = = 0,88
K = = 1,096
Данная методика была немного модифицирована акционерным обществом, при расчете коэффициентов использовались показатели только сельскохозяйственной отрасли, а точнее, тепличные хозяйства.
Главным конкурентом в Нижегородской области предприятия является ОАО Агрокомбинат «Горьковский».
Для него показатели были следующими:
КЭ = 1,31; КИ = 1,02; КА = 1,22; K = = 1,277
Таким образом, компания отстает по уровню конкурентоспособности от своего главного конкурента, занимая 2 место в регионе. Чтобы выровнять показатели, акционерному обществу необходимо наращивать объемы продаж и расходы на инновационные проекты и технологии.
Финансово-экономическое состояние предприятия, по которому можно судить о его уровне конкурентоспособности, определяют такие показатели, как: коэффициенты ликвидности, чистые активы, коэффициент обеспеченности собственными средствами, показатели рентабельности, фондоотдача, производительность труда, коэффициент рекламной деятельности, издержки производства на 1 руб. продукции, коэффициент загрузки производственных мощностей, средние цена и себестоимость продовольственных товаров и некоторые другие.
Коэффициент загрузки производственной мощности на 2017 год демонстрирует, что объем выпуска составил 93% от максимально возможного объема производства. При этом он снизился на 5% за год, что вызвано в частности и уменьшением количества оборудования и техники.
Фондоотдача, наоборот, увеличилась за счет улучшения времени работы оборудования.
Производительность труда понизилась за счет набора дополнительного количества сотрудников и снижения объема выручки.
Показатели рентабельности свидетельствуют о высоком уровне и нормах затрат, сокращении выручки и товарооборота, оборачиваемости активов, ухудшении использования основных фондов, превышении заемного капитала над собственным и его более высоких темпах роста.
На 2017 другие коэффициенты и нормативы были равны:
Средняя цена с/х продукции = = 4000,8 руб.
Средняя себестоимость = = 4090,95 руб.
Издержки 1 руб. продукции = = 1,02 руб./руб.
Коэффициент рекламной деятельности =
Коэффициент рекламной деятельности = = 1,07
Коэффициент срочной ликвидности = = 0,36
Такое значение говорит об отказе в кредитовании, выдаче кредитов под большие проценты или уходе потенциальных инвесторов.
Коэффициент текущей ликвидности = = 0,56
Есть трудности в покрытии текущих (краткосрочных) обязательств.
Коэффициент абсолютной ликвидности = = 0,27
Данное значение является нормальным, то есть акционерное общество в состоянии оплатить немедленно обязательства за счет денежных средств.
Коэффициент маневренности оборотного капитала = = -0,74
Таким образом, большая часть собственного капитала вложена в оборотные активы.
Коэффициент оборачиваемости активов = = 1,44
Каждый рубль активов компании приносит 1,44 руб. выручки и прибыли.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности = = 8,3
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности = = 66,84
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности больше коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности, следовательно, нет дефицита финансовых ресурсов.
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала = = 2,9
То есть для оплаты выставленных счетов инвесторами и кредиторами требуется около 3 оборотов.
Коэффициент капитализации = = 1,014
Таким образом, суммы собственных и заемных средств примерно равны по своим объемам. За последние 2 года показатель повысился с 0,71 до 1,01, следовательно, увеличился риск предпринимательской деятельности, акционерное общество стало менее привлекательным для инвестиций.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами = = -2,68
Все оборотные средства организации и часть внеоборотных активов сформированы в основном за счет заемных источников.
Коэффициент финансирования = = 0,99
Значение меньше 1, следовательно, существует вероятность неплатежеспособности и возникновения трудностей с получением кредитов.
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности = = 0,121
Превышение кредиторской задолженности над дебиторской создает угрозу финансовой устойчивости предприятия.
Коэффициент краткосрочной задолженности = = 0,49
Коэффициент привлечения средств = 1-0,49 = 0,51
Значения коэффициентов не очень высокие, что говорит о небольшой зависимости от привлеченного капитала.
Коэффициент мобильности всех средств = = 0,14
Таким образом, с кредиторами компании нелегко рассчитаться с кредиторами.
Коэффициент структуры долгосрочных вложений = = 0,3
Привлечение долгосрочных кредитов и займов невозможно из-за низкого коэффициента.
Коэффициент прогноза банкротства = = -0,11
Высока опасность банкротства.
Коэффициент финансовой устойчивости = = 0,76
Финансовое положение организации устойчиво, хотя значение показателя находится близко к нижней границе нормального интервала.
Коэффициент финансовой независимости = = 0,5
Финансовая устойчивость акционерного общества низкая (значение норматива должно быть больше 0,5).
Чистые активы = 117468-30449-28695 = 58324 тыс. руб.
Доверие со стороны кредиторов, акционеров, работников к компании присутствует.
По окончании проведения исследования финансовой устойчивости предприятия и его независимости можно сделать вывод, что ОАО находится в неустойчивом состоянии по большинству критериев и нормативов. Значит, оно неконкурентоспособно. По этой причине сравнение его с главным конкурентом по региону будет неуместным. Акционерному обществу необходимо улучшать свое финансово-экономическое положение.