Наталья Федоровна Губанова
Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет
Серия «Библиотека программы
воспитания и обучения в детском саду»
https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5814510
Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации: Мозаика-
Синтез; Москва; 2008
ISBN 978-5-86775-351-1
Аннотация
В пособии представлены программа и методические рекомендации по руководству игровой деятельностью детей 2–7 лет. В каждой возрастной группе определены виды, задачи и содержание работы с детьми, приведены примеры игр и упражнений.
Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.
Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет»
Содержание
Предисловие | |
Программа | |
Первая младшая группа | |
Сюжетно-ролевая игра | |
Театрализованная игра | |
Дидактическая игра | |
Вторая младшая группа | |
Сюжетно-ролевая игра | |
Театрализованная игра | |
Дидактическая игра | |
Средняя группа | |
Сюжетно-ролевая игра | |
Театрализованная игра | |
Дидактическая игра | |
Старшая группа | |
Сюжетно-ролевая игра | |
Театрализованная игра | |
Дидактическая игра | |
Подготовительная к школе группа | |
Сюжетно-ролевая игра | |
Театрализованная игра | |
Дидактическая игра | |
Методические рекомендации | |
Сюжетно-ролевая игра | |
Театрализованная игра | |
Дидактическая игра | |
Первая младшая группа | |
Сюжетно-ролевая игра | |
Конец ознакомительного фрагмента. |
Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет»
Наталья Федоровна Губанова Игровая деятельность в детском саду
Предисловие
Настоящее издание является частью методического комплекта к «Программе воспи-тания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.
Ведущие цели «Программы» – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры лично-сти, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современ-ном обществе, к школе.
«Программа» рекомендована Министерством образования и науки Российской Феде-рации для учреждений дошкольного образования.
К «Программе» подготовлены краткие «Методические рекомендации» (М.: Издатель-ский дом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2005), раскрывающие осо-бенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обуче-ния и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Более подробные методические руководства к «Программе» содержатся в базо-вых методических пособиях: Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» (М.: Моза-ика-Синтез), Теплюк С. И., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. «Дети раннего возраста в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. «Трудовое вос-питание в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез) и др.
Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет»
Программа
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому раз-витию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
В программе определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с уче-том возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договари-ваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.
Стратегия программы в области развития игровой деятельности детей строится на основе исследований отечественных ученых (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова и др.), рассматривавших игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошколь-ном детстве форму социализации ребенка. В соответствии с содержанием программы дети овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умени-ями и навыками в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с пра-вилами, игр-драматизаций, а также игровыми действиями с игрушками и предметами-заме-стителями.
Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет»
Первая младшая группа
(от двух до трех лет)
Сюжетно-ролевая игра
Удовлетворять потребность детей в разнообразном общении со взрослым. Вводить детей в предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначение.
Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые дей-ствия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых дей-ствий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно под-бирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
К концу года дети могут
• Эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым; общаться с ним в диа-
логе.
• Подражать действиям взрослого с предметами.
• Самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуществлять перенос действий с объекта на объект.
• Использовать в игре замещение недостающего предмета.
• Проявлять интерес к игрушкам, к играющим рядом сверстникам.
Театрализованная игра
Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персо-нажем (кукла Катя показывает концерт), расширением контактов со взрослым (бабушка при-глашает на деревенский двор).
Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персона-жами-игрушками.
Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).
К концу года дети могут
• Следить за действиями героев кукольного театра.
• Эмоционально отзываться на действия взрослого с персонажем-игрушкой.
• Имитировать повадки животных (мишек, зайцев) и птиц.
• Активно действовать с предметами (игрушками, музыкальными инструментами, атрибутами) в обозначенной взрослым предметно-игровой ситуации («Сыграем пляску для мишки»; «Дует ветер»; «Приехали в осенний лес»).
Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет»
• Создавать элементы предметно-пространственной среды по предложению и с помо-щью взрослого («Построим домик для сказочного героя»; «Повяжем мишке в праздник нарядный шарфик»; «Сделаем площадку для игры»).
Дидактическая игра
В играх с дидактическим материалом обогащать чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5– 8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометри-ческой мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четы-рех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных при-знаков (цвет, форма, величина).
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, темпера-турных различий («Чудесный мешочек», «Теплый – холодный», «Легкий – тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).
К концу года дети могут
• Проявлять интерес к игре.
• Осваивать действия с предметом.
• Принимать игровую задачу.
• Эмоционально-положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в кол-лективной игре.
Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет»
Вторая младшая группа
(от трех до четырех лет)
Сюжетно-ролевая игра
Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам лите-ратурных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимо-связанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействиям
в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер – пассажир, мама – дочка, врач – боль-ной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями учить исполнять роль за себя и за игрушку.
Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной сов-местной игре.
Показывать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Поощ-рять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек. Учить детей исполь-зовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины), простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал (песок, снег, вода); разнообразно дей-ствовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки).
К концу года дети могут
• Проявлять эмоции в игровом взаимодействии со взрослым.
• Пользоваться готовыми постройками для возникновения замысла.
• Отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения (копать лопаткой – копать, как дядя Миша – копать огород у бабушки).
• Принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре; называть себя именем героя.
• Разыгрывать простейшие сюжеты в режиссерской сюжетно-ролевой игре.
• Подбирать игровой материал; использовать предметы полифункционального назна-чения для организации предметно-пространственной среды.
Театрализованная игра
Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее прове-дения. Развивать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.
Увлекать детей образным преподнесением художественного материала (сказки, песенки, музыкальной игры), попутно вовлекая их в процесс драматизации при помощи раз-личных форм обыгрывания (обыгрывания в лицах – по ходу рассказывания воспитателем
Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет»
сказки; фрагментарного обыгрывания после знакомства со всем произведением целиком и др).
Учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козле-нок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, дви-жением).
Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движе-ния простой песенкой.
Вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т. д.) и атрибутами как внешними символами роли.
Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Вызы-вать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая место для выступления.
К концу года дети могут
• Следить за развитием театрализованного действия (кукольный, драматический театр взрослых и старших детей) и эмоционально на него отзываться.
• Разыгрывать по просьбе взрослого небольшие отрывки из знакомых песенок и сказок; имитировать движения, интонацию, мимику изображаемых героев.
• Усложнять имитацию образов животных и птиц через воспроизведение характерных действий и настроений (птички летают – взволнованные птички летают – взволнованные птички летают над гнездом).
• Активно действовать с игрушками-персонажами, говорить от их имени.
• Создавать для игры элементы предметно-пространственной среды по предложению взрослого.
• Выражать одобрение по поводу участия в совместной игре со сверстниками.
• Вступать в беседу о театре («Что такое театр», «Кто становится зрителем», «Как вести себя в зрительном зале»).
• Использовать полученные знания и применять изготовленные на занятиях поделки в своей самостоятельной деятельности.
Дидактическая игра
Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету и величине (большие, сред-ние и маленькие шарики 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета. Учить собирать картинку из 4–6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.).
В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющи-еся правила.
К концу года дети могут
• Эмоционально, с интересом включаться в игру.
• Принимать игровую задачу и адекватно выполнять игровое действие.
• Придерживаться игровых правил.
• Использовать в самостоятельной игре дидактические материалы.
• Сохранять интерес к процессу игры; осознавать результат игры.
• Реагировать на оценку своих действий со стороны взрослого.
• Взаимодействовать со сверстниками в коллективной игре.
Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет»
Средняя группа
(от четырех до пяти лет)
Сюжетно-ролевая игра
Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх, содержащих две-три роли, совершенствовать умение объ-единяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, посту-пать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в два-три этажа, широкий мост для проезда автомашин или поездов, идущих в двух направлениях, и др.). Учить договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать резуль-тата.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.
Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осу-ществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играю-щих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
Развивать эмоционально-положительное отношение к игровому персонажу.
К концу года дети могут
• Тесно взаимодействовать со взрослым, добиваясь его расположения.
• Вести режиссерскую игру, опираясь на замысел; соединять замыслы в едином сюжете, охватывая ситуацию целом; планировать игру.
• Принимать на себя роль, выступая от лица персонажа; владеть способами ролевого поведения.
• Перекраивать игру на свой лад, применяя предметы-заместители.
• Использовать атрибуты для реализации роли; соотносить сюжет с действиями и атри-бутикой, которые диктует роль.
• Знать взаимозависимые роли и их ролевое соподчинение (папа – дети, продавец – покупатель), воплощать роли через ролевой диалог.
• Использовать в игре готовый литературно-художественный материал.
• Взаимодействуя со сверстниками, распределять роли в игре, брать на себя инициативу
в развитии сюжета.
• Придерживаться в игре соблюдения игровых правил.
Театрализованная игра
Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать худо-жественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей).
Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет»
Проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятия, вооб-ражения, внимания, мышления), исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных), используя музыкальные, словесные, зрительные образы.
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным про-изведениям, используя бытовые, героические, исторические, фантастические сюжеты; при-меняя для воплощения образа выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
Побуждать к инициативе и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств пере-воплощения; предоставлять детям возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа. Учить детей чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.
Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игро-вые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре.
Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластмассы, пластилина, игрушки из кин-дер-сюрпризов.
Продолжать использовать возможности педагогического театра взрослых для накоп-ления эмоционально-чувственного опыта детей, понимания комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле.
К концу года дети могут
• Адекватно воспринимать изображенный в театре (кукольном, драматическом) худо-жественный образ в действии, развитии и взаимодействии с другими образами.
• Осуществлять выбор ролей, осознавать себя в определенной роли, производя соот-ветствующие ролевые действия.
• Воплощаться в роли, используя выразительные средства (интонацию, мимику, дви-жение), применяя атрибуты, реквизит.
• Сопровождать свое выступление музыкой (песенкой, инструментальной импровиза-
цией).
• Пересказывать и сочинять небольшие сказки, истории, рассказы; отвечать на вопросы по содержанию, драматизировать.
• Владеть способами действий с различными игрушками, театральными куклами.
• Обустраивать место для игры (режиссерской, драматизации).
• Отражать полученные впечатления (от окружающей жизни, от художественных про-изведений, от театральных постановок) в своей самостоятельной деятельности.
• Взаимодействовать с другими детьми в самостоятельной театрализованной игре.
• Иметь представления о театральных профессиях, входить в мигрирующие творческие группы по созданию своих спектаклей.
Дидактическая игра
Учить детей дидактическим играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, паззлы).
Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет»
Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что измени-лось», «У кого колечко»).
Поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).
К концу года дети могут
• Находить удовольствие от процесса и результата игры.
• Изменять свое поведение согласно вводимым правилам игры.
• Связывать решение игровой задачи с результатом игры.
• Стремиться к достижению результата игры, вступая в соревнование со сверстниками.
• Противостоять трудностям в игре, принимая усложнение игровых задач, действий, правил.
• В самостоятельных играх выступать в роли ведущего, объяснять правила игры.
• Самостоятельно играть, налаживать отношения, взаимодействуя группами по 2-4-6 человек.
Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет»
Старшая группа
(от пяти до шести лет)
Сюжетно-ролевая игра
Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать жела-ние организовывать сюжетно-ролевые игры.
Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телепередач, экскурсий, выставок, путешествий, походов.
Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходи-мые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать
и т. д.; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений.
Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партне-ров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, воз-никающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.
Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозиро-вания ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количе-ства объединяемых сюжетных линий.
Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участием взрослого, изменением атрибутики, внесением предметов-заместителей или введением новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения детей; для возникновения новых игр и их развития.
Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях.
Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.
К концу года дети могут
• Договариваться с партнерами по игре о создании игрового замысла; вносить предло-жения по его совершенствованию.
• Отбирать и придумывать сюжеты для игры; объединять несколько отдельных сюже-тов в общую смысловую линию; вносить изменения в сюжет в ходе игры.
• Изменять содержание игры в зависимости от количества играющих детей, от особен-ностей сюжета.
• Использовать различные источники для развития сюжета игры (экскурсии, кино, литературу, впечатления из окружающей жизни).
• Осуществлять выбор ролей, эмоционально проживать принятую роль; иметь в твор-ческом опыте несколько постоянно проигрываемых ролей.
• Взаимодействуя с партнерами по ходу игры, подчиняться правилам, анализировать игровой процесс, корректировать ролевые действия и правила игры.
• Использовать в игре неоформленный, полифункциональный материал, пред-меты-заместители, создавая творческую предметно-игровую среду.
Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет»
Театрализованная игра
Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать у них желание попробовать себя в разных ролях.
Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспек-тивных (с точки зрения драматургии) художественных задач («Ты была бедной Золушкой,
а теперь ты красавица-принцесса», «Эта роль еще никем не раскрыта»); смены тактики работы над игрой, спектаклем.
Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.
Учить детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.
Учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.
Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.
Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовле-кая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк; показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.
К концу года дети могут
• Подходить к пониманию образного строя спектакля, оценивая игру актеров, исполь-зуемые средства художественной выразительности (пластику, интонацию голоса), элементы художественного оформления спектакля (музыкальное сопровождение, грим, свет, декора-ции, костюмы).
• Заботиться о качественном исполнении роли; интерпретировать роль; принимать новые художественные задачи, поставленные режиссером-воспитателем; иметь в творче-ском опыте несколько сыгранных ролей.
• Распределять между собой роли в театрализованной игре, договариваясь о линии поведения в роли.
• Выделять фабулу игры и действовать сообразно замыслу. Видоизменять драматур-гический материал (сюжет, ролевой состав, игровые ситуации) и на его основе создавать новую игру.
• Достигать в кукловождении выразительности (движений, интонаций) создаваемого образа.
• Оформлять свой спектакль, используя подручный материал, сделанные своими руками поделки, готовые атрибуты, реквизит.
• Участвовать в творческих группах («режиссеров», «актеров», «декораторов», «костю-меров» и др.) по созданию спектаклей.
• Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в общем спектакле.
Дидактическая игра
Обогащать и систематизировать знания детей о природе, явлениях общественной жизни, предметах окружающего мира.
Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры.
Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет»
Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, паззлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).
Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.). Побуждать к само-стоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие и материал.
Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самосто-ятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспи-тывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.
К концу года дети могут
• Эмоционально реагировать на процесс и результат игры.
• Анализировать возможность получения выигрыша.
• Оценивать результат игры.
• Воспринимать словесные объяснения в игре без опоры на зрительный показ.
• Подчиняться правилам игры, как регуляторам деятельности.
• Совершенствовать процесс игры (вводить новые правила, изменять игровые задачи, действия, роль ведущего).
• Самостоятельно придумывать и оформлять отдельные игры.
• Действовать, договариваясь с участниками игры.
• Объяснять содержание и правила игры сверстникам.
Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет»
Подготовительная к школе группа
(от шести до семи лет)
Сюжетно-ролевая игра
Продолжать учить исполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, исполь-зуя атрибуты, конструкторы, строительный материал.
Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подби-рать и создавать недостающие для игры предметы, детали (овощи и фрукты для игры в мага-зин, угощения для игры в семью, билеты для игры в театр, деньги для разных игр).
Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений от произведений художественной литературы, мультфильмов. Обра-щать внимание детей на достоверность и качество исполняемых ролей, социальную значи-мость изображаемых в игре персонажей.
Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согла-совывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Воспиты-вать доброжелательность, готовность выручить товарища; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.
К концу года дети могут
• Проявлять инициативу в создании игрового замысла, увлекая партнеров по игре его новизной и необычностью.
• Согласовывать свой замысел с замыслами сверстников; придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для творческой импровизации.
• Отражать в содержании игры взаимоотношения людей, эмоционально передавая их внутреннее состояние.
• Самостоятельно отбирать, придумывать разнообразные сюжеты для игры; намечать поворотные моменты в их развитии.
• Выполнять одновременно несколько игровых ролей (водитель – диспетчер, конструк-тор – летчик); уделять внимание их качественному и оригинальному исполнению; соотно-сить роль и свои реальные действия.
• Осуществлять поиск необходимой атрибутики, реквизита; пользоваться ими для аген-тирования социальной значимости роли.
• Взаимодействовать с товарищами в коллективной режиссерской игре, ведя диалоги-ческое общение.
• Моделировать предметно-игровую среду, внося в нее многофункциональные матери-
алы.
Театрализованная игра
Развивать самостоятельность дошкольников в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обя-
Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет»
занности и роли; развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения; учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
Воспитывать любовь к театру. Широко использовать в театрализованной деятельности детей разные виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.).
Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов; рассказывать детям о театре, театральных профессиях.
Учить постигать художественные образы, созданные средствами театральной вырази-тельности (свет, грим, музыка, слово, хореография, декорации и др.) и распознавать их осо-бенности.
Использовать разные формы взаимодейст