Рекомендации по выполнению домашнего задания и образцы выполнения
Невозможно выполнить задания без предварительного внимательного вдумчивого изучения указанных параграфов по учебнику под редакцией Ярхо.
1. Задание 20 (СУ сборник упражнений)
Перво-наперво, вспомните вообще, что это за грамматическая категория глагола – категория залога. Она очень важная, ведь она показывает соотношение между субъектом (исполнителем) действия и объектом, на который это действие направлено. На пример: Студент читает книгу. – Студент – субъект действия и является подлежащим предложения в Им. п, книгу – объект действия и является прямым дополнением в Вин.п. -активная конструкция. В латинском языке, если помните, они так и называются, без особых изысков и выкрутас, подлежащее – subjectum (тоже всегда в Nominativus), а прямое дополнение - (rectum) objectum, и тоже в Accusativus. Книга читается студентом. – это уже пассивная конструкция и вы видите, что место подлежащего занимает бывший объект, а бывшее подлежащее становится объектом, дополнением, правда, не прямым уже, а косвенным.
Ну а теперь поймите принцип образования личной глагольной формы в страдательном залоге. Он точно такой же как и принцип образования личной формы в действительном (активном) залоге. Т.е.
ОСНОВА ИНФЕКТА +ЛИЧН. ОКОНЧАНИЕ. |
Спрашивается, а в чём же тогда разница формальная в глагольных формах, ведь смысловая разница огромная, как небо и земля они разные? Ну, есть разница: я бью- меня бьют, я обманываю- меня обманывают, я награждаю- меня награждают и т.д.?!!
Для пассивного залога другой набор окончаний, чем в активном залоге.
Вот эти окончания:
singularis | pluralis | ||
p I | -or/-r | pI | -mur |
p II | -ris | pII | -mĭni |
p III | -tur | pIII | -ntur |
Выучить их надо наизусть, как имя мамы родной. Кстати, начните учить и увидите, что заучиваются легко, как песенка.
Потренируйтесь в спряжении, т.е. образовании всех шести личных форм глагола с их переводом. Чем больше глаголов проспрягаете, тем лучше. Оптимальный вариант – проспрягать 4 глагола четырёх разных спряжений, чтобы увидеть особенности спряжения в пассивном залоге. Если вы хорошо усвоили особенности спряжения в активном залоге, то особенности спряжения в пассивном залоге вы уже знаете – они такие же!
Образец спряжения в учебнике Ярхо на стр.87
Обратите внимание на перевод каждой формы:
accuso, accusavi, accusatum, accusa re -
activum | passivum | ||||||
singularis | pluralis | singularis | pluralis | ||||
pI | accus +o я обвиняю | pI | accusa +mus мы обвиняем | pI | accus +or я обвиняюсь/меня обвиняют | pI | accusa +mur мы обвиняемся/нас обвиняют |
pII | accusa+s ты обвиняешь | pII | accusa +tis вы обвиняете | pII | accusa +ris ты обвиняешься/тебя обвиняют | pII | accusa +mini вы обвиняетесь/вас обвиняют |
pIII | accusa+ t он обвиняет | pIII | accusa +nt они обвиняют | pIII | accusa +tur он обвиняется/ его обвиняют | pIII | accusa +ntur они обвиняются/ их обвиняют |
Вот теперь только можно приступать к выполнению упр. 20. Записывая глагольные формы обязательно поставьте надстрочные знаки. Помните, когда их постановка необходима? – Если второй слог - по природе. Образец:
defendemĭni – pII plur.- вы защищаетесь/вас защищают
moventur – pIII plur. – они двигаются/ их двигают
agimĭni –pII plur – вы ведётесь/ вас ведут... etc.
Потом вы можете сгруппировать все глаголы по формам, как показано в СУ.
NOTA BENE
Значения глаголов находите в словаре учебника Ярхо!!!, а не в других источниках.
Упр.2 (учебник Раздел VI)
Выполняя это упражнение надо хорошо разобраться в синтаксисе активного и пассивного предложения. Как мы уже выше рассматривали, обычная схема активного предложения такая:
Nominativus | Accusativus | только личная глагольная форма |
SUBJECTUM | (rectum) OBJECTUM | PRAEDICATUM |
подлежащее | прямое дополнение | сказуемое |
Например: Студент книгу читает.
Ребёнок кашу кушает.
Бабушка рубашку гладит.
Солнце землю освещает.
Катер бухту переплывает.
... etc.
Nominativus | Accusativus | только личная глагольная форма |
SUBJECTUM | (rectum) OBJECTUM | PRAEDICATUM |
подлежащее | прямое дополнение | сказуемое |
Amicitia | vitam | ornat |
Дружба | жизнь | украшает |
Nominativus | Accusativus | только личная глагольная форма |
SUBJECTUM | (rectum) OBJECTUM | PRAEDICATUM |
подлежащее | прямое дополнение | сказуемое |
Aquila | muscas | non captat |
Орёл | мух | не ловит |
Nominativus | Accusativus | только личная глагольная форма |
SUBJECTUM | (rectum) OBJECTUM | PRAEDICATUM |
подлежащее | прямое дополнение | сказуемое |
Magister | discipulum | laudat |
Учитель | ученика | хвалит |
Nominativus | Accusativus | только личная глагольная форма |
SUBJECTUM | (rectum) OBJECTUM | PRAEDICATUM |
подлежащее | прямое дополнение | сказуемое |
(Ego) | Librum | lego. |
Я | книгу | читаю |
Структура простого пассивного предложения несколько иная:
1) Подлежащим становится бывшее прямое дополнение, меняя форму на Nominativus (поменялся статус –меняется и форма, всё как у людей!);
2) Сказуемое тоже меняет свою форму (только окончание!). Это связано с изменением залога, ну и лицо и число могут измениться, а могут и не измениться.
3) Бывшее подлежащее по-прежнему обозначает действующее лицо, но теперь становится косвенным дополнением. Это косвенное дополнение бывает двух видов:
ablativus auctoris – выражается одушевлённым существительным в Ablativus с предлогом a/ab и обозначает, кем совершается действие;
ablativus instrumenti – выражается неодушевлённым существительным в Ablativus без предлога и обозначает, чем, каким орудием совершается действие.
Оба на русский язык переводятся творительным падежом без предлога.
При выполнении задания переделать действительную конструкцию в страдательную нужно действовать в такой последовательности, как указано выше в три этапа. Например:
Amicitia vitam ornat.
Nom. sing. | Acc. sing. | Praesens ind. act. pIII sing. |
SUBJECTUM | (rectum) OBJECTUM | PRAEDICATUM |
подлежащее | прямое дополнение | сказуемое |
Amicitia | vitam | ornat |
Дружба | жизнь | украшает |
Прежде всего нужно разобрать предложение по членам предложения и определить все формы. Потом – перевести.
А далее по этапам:
1) Прямое дополнение vitam сделали подлежащим, изменив его форму на Nom.sing. – vita
2) Определяем, что сказуемое в пассивном предложении должно стоять в форме Praes. ind. pass. p III sing. и изменяем его - ornatur
3) И наконец очередь подлежащего. Поскольку оно выражается неодушевлённым существительным, то в предложении пассивном станет ablativus instrumenti и будет выражаться формой Abl. sing. без предлога - amicitiā.
Вот такой вид имеет это предложение в пассивном залоге.
Nom.sing. | Abl.sing. | Praes. ind. pass. p III sing. |
SUBJECTUM | (obliquum) OBJECTUM ablativus instrumenti | PRAEDICATUM |
подлежащее | косвенное дополнение | сказуемое |
Vita | amicitiā | ornatur. |
Жизнь | дружбой | украшается. |
Точно так же можно проанализировать и переделать другие предложения.
Aquila muscas non captat. Орёл не ловит мух.
Muscae ab aquilā non capta ntur. Мухи орлом не ловятся. (а не от орла)
Обратите внимание на то, что в этом примере у сказуемого изменилась не только категория залога, но и категория числа.
Magister discipulum laudat. Учитель хвалит ученика.
Discipulus a magistro laudatur. Ученик учителем хвалится. (а не от учителя)
В следующем предложении подлежащее заключено в форме сказуемого: особенность употребления личных местоимений - они очень редко употребляются в форме Nominativus. Но в косвенном падеже они употребляются обязательно.
Librum lego. - Я читаю книгу.
Liber a me legitur. - Книга читается мною. (а не от меня)
Последнее задание- перевод предложений. Напоминаю оформление: предложение ОБЯЗАТЕЛЬНО должно быть записано на латинском языке и разобрано по членам (подчёркиванием), у всех слов определена и сверху надписана форма (у имён- падеж и числo, у глаголов-залог, лицо, число).
Значение каждого слова находите в словаре УЧЕБНИКА, или в самом крайнем случае в словаре Петрученко ЭБС Юрайт URL:https//biblio-online.ru/bcode/441238, а не в телефоне.