Базовые терминологии финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента.




Для анализа финансово-хозяйственной деятельности в зарубежной практике используются четыре базовых показателя. Они необходимы для отражения финансового результата на совместных предприятиях и предприятиях с иностранными инвестициями.

К основным базовым терминологиям можно отнести:

1). Добавленная стоимость (ДС) – это расходы на оплату труда и во внебюджетные фонды, прибыль предприятия, акцизы и их сумма (для подакцизных товаров). Добавленная стоимость получается путем вычитания из стоимости продукции (производственной или реализованной) стоимости потребленных материальных затрат и услуг организации. В этом случае появляется стоимость, которую действительно добавили к стоимости сырья, электроэнергии, топлива и т.д. – это экономическое определение ДС. Вследствие этого возникает налог на добавленную стоимость. Анализ динамики добавленной стоимости свидетельствует о масштабной деятельности организации.

2). Брутто - результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ). Если из добавленной стоимости вычесть расходы на оплату труда и все, связанные с этим начисления (пенсионный фонд, обязательное медицинское страхование, социальное страхование), то получается следующий показатель БРЭИ. БРЭИ используется для анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности организации и является главным показателем достаточности средств на покрытие расходов по амортизации, финансовых издержек по заемным средствам и налога на прибыль. По удельному весу БРЭИ в добавленной стоимости оценивают эффективность управления предприятия и делают общее представление о его потенциальной рентабельности.

3). Нетто - результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) - характеризует прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль. Если из БРЭИ вычесть затраты на восстановление основных средств (амортизацию), то получается новый показатель – нетто результат эксплуатации инвестиций. НРЭИ – это есть экономический эффект, представляющий собой прибыль до уплаты процентов за кредит за кредит и налога на прибыль. Данный показатель условно можно отождествить с показателем, отражающимся в российской отчетности в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», если к балансовой прибыли прибавить проценты за кредит, относимые на себестоимость продукта. Анализ динамики НРЭИ свидетельствует о рентабельности организации.

4). Экономическая рентабельность (ЭР) - это соотношение финансового результата со средством его достижениями.

ЭР = НРЭИ / Активы × 100 % (4.1)

В качестве финансового результата выступает нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ), а в качестве средства его достижения – величина активов в форме оборотного и основного капитала.

Достаточный уровень экономической рентабельности свидетельствует об успехах организации и об ее эффективности ее деятельности.

Для расчета экономической рентабельности в отечественной практике необходимы преобразования исходных показателей:

НРЭИ = балансовая прибыль (БП) + проценты за кредиты, относимые на себестоимость (ПК);

Активы = валюта баланса (ВБ) – кредиторская задолженность (КЗ).

Таким образом, формула экономической рентабельности для практического применения после преобразования примет следующий вид:

ЭР = (БП + ПК) / (ВБ – КЗ) × 100 % (4.2.)

Показатели экономической рентабельности, после небольших преобразований, можно определить на основании действующих форм бухгалтерской отчетности (форма №1 и форма № 2).

Следующим этапом в изучении базовых показателей финансового менеджмента являет определение производных коэффициентов (показателей). Для определения факторов, влияющих на экономическую рентабельность необходимо в исходную формулу ЭР ввести соотношение (оборот/оборот).

Под оборотом в данном случае принимается выручка от продажи плюс внереализационные доходы.

ЭР = [(НРЭИ / Актив) × 100 %] × [Оборот / Оборот] = [(НРЭИ / Оборот) × 100 %] × [Оборот / Актив] (4.3)

На основании преобразованной формулы можно получить два показателя, которые очень часто используются в зарубежной практике финансового менеджмента:

1). (НРЭИ / Оборот) × 100% - коммерческая маржа (КМ);

2). Оборот / Актив - коэффициент трансформации (КТ).

Коммерческая маржа показывает величину финансового результата на каждые 100 рублей оборота (объема продаж).

Как правило, коммерческая маржа выражается в процентах. Этот показатель характеризует единство тактических и стратегических целей хозяйствующего субъекта, отражает только операционную деятельность и не имеет ничего общего с финансовой деятельностью.

Средний уровень рентабельности продаж или коммерческая маржа в разных видах деятельности может варьироваться от 3% до 30%, т.е. единого стандарта не существует. Это хороший критерий для сравнительной оценки с отраслевым стандартом.

Коэффициент трансформации – показывает величину объема продаж или оборота, приходящуюся на 1 рубль активов, т.е. в какой оборот трансформируется каждый рубль активов. КТ тождественен коэффициенту оборачиваемости активов, который широко используется при оценке эффективности использования активов организации.

Таким образом, формула экономической рентабельности примет вид:

ЭР = КМ × КТ (4.4.)

Используя полученную формулу, определим влияние факторов на экономическую рентабельность методом цепных подстановок или интегральным. На величину экономической рентабельности влияют два фактора:

1). Влияние изменения коммерческой маржи;

2). Влияние изменения коэффициента трансформации.

Методика формализованного факторного анализа экономической рентабельности:

1). Общее отклонение экономической рентабельности:

∆ ЭР = ЭР ¹ – ЭР º, (4.5.)

Где ∆ ЭР – общее отклонение экономической рентабельности;

ЭРº - экономическая рентабельность за базисный период;

ЭР¹ - экономическая рентабельность за отчетный период.

2). Влияние изменения коммерческой маржи:

∆ ЭР (∆км) = (КМ¹ - КМº) × КТº, (4.6)

Где ∆ ЭР (∆км) – изменение экономической рентабельности за счет влияния коммерческой маржи;

КМ¹, КМº - коммерческая маржа за отчетный и базисный периоды.

3). Влияние изменения коэффициента трансформации:

∆ ЭР (∆кт) = (КТ¹ – КТº) × КМ ¹, (4.7.)

Где ∆ ЭР (∆кт) – изменение экономической рентабельности за счет влияния коэффициента трансформации;

КТ¹, КТº - коэффициент трансформации за отчетный и базисный периоды.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение экономической рентабельности, что выражается следующей формулой:

∆ ЭР = ∆ ЭР (∆км) + ∆ ЭР (∆ кт) (4.8)

Факторный анализ позволяет определить динамику влияния факторов на экономическую рентабельность и изыскать резервы ее повышения в допустимых размерах, т.к. увеличение коммерческой маржи всегда будет сопровождаться относительным снижением коэффициента трансформации.

Достижение больших оборотов свидетельствует о немалом успехе организации.

Составными элементами формулы «Дюпон» являются коммерческая маржа и коэффициент трансформации (ЭР = КМ × КТ).

Для более точного выявления влияния факторов необходимо модифицировать эту формулу.

В качестве финансового результата взять чистую прибыль, а в двухфакторную модель ввести значение акционерного капитала (собственного капитала):

Метод «Дюпон» основан на анализе соотношений, образующих коэффициент доходности акционерного капитала (ROE):

ROE = NI / CE × 100 %, (4.9)

Где NI – чистая прибыль;

CE – акционерный капитал предприятия.

В практике финансового менеджмента могут быть использованы различные версии метода, отличающиеся степенью детализации:

1). Двухфакторная модель, т.е. в исходную модель вводим соотношение (актив/актив):

ROE = (NI / CE) ×100 % ×(TA / TA) = [(NI / ТА) ×100 %] ×(ТА / CE),(4.10)

Где ТА - суммарные активы

Эту формулу можно записать, как:

ROE = ROA × LR, (4.11)

Где ROA – доходность активов или чистая рентабельность активов (чистая прибыль / акционерный капитал);

LR – коэффициент финансового рычага (актив / акционерный капитал).

2). Трехфакторная модель, т.е. в формулу ROE (3.10) дополнительно вводим соотношение (чистый объем продаж / чистый объем продаж):

ROE = NI / CE = (NI / NS) × 100 % × (NS / TA) × (TA / CE), (4.12)

Где NS – чистый объем продаж (без учета НДС)

Формулу 3.12 можно записать через следующие сомножители:

ROE = NPM × AT × LR (4.13)

Где NPM – чистая рентабельность оборота (чистая прибыль / чистый объем продаж);

AT – оборачиваемость активов (чистый объем продаж / актив).

В экономической литературе взамен аббревиатуры NPM можно встретить аббревиатуру ROS и в этом случае формула примет вид:

ROE = ROS × AT × LR, (4.14)

Где ROS – чистая рентабельность оборота.

3). Пятифакторная модель, т.е. в формулу 4.12 дополнительно вводим соотношения:

- прибыль до уплаты налогов / прибыль до уплаты налогов;

- прибыль до уплаты процентов и налогов / прибыль до уплаты процентов и налогов.

ROE = (NI/CE) × 100 % = (NI/EBT) × 100% × (EBT/EBIT) × (EBIT/NS) ×

(NS / TA) × (TA / CE), (4.15)

Где EBT – прибыль до уплаты налогов;

EBIT – прибыль до уплаты процентов и налогов.

Пятифакторную формулу можно записать следующим образом:

ROE = TB × IB × OM × AT × LR, (4.16)

Где TB – налоговое бремя (чистая прибыль / прибыль до уплаты налогов) или k налоговых выплат;

IB – процентное бремя (прибыль до уплаты налогов / прибыль до уплаты процентов и налогов) или k процентных выплат;

OM – операционная рентабельность (прибыль до уплаты процентов и налогов / чистый объем продаж) или рентабельность продаж.

Таким образом, на величину доходности акционерного капитала влияют следующие факторы: ставка налогов; проценты за кредит; операционная рентабельность; оборачиваемость активов; финансовый рычаг (леверидж).

Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных концепциях финансового менеджмента:

1). Концепция денежного потока предполагает:

- идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид

(краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);

- оценка факторов, определяющих величину элементов денежного потока;

- выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить

элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;

- оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета

2). Концепция временной ценности денежных ресурсов. Временная ценность - объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами: инфляцией; риском недополучения или неполучением ожидаемой суммы; оборачиваемостью.

3). Концепция компромисса между риском и доходностью. Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.

4). Концепция цены капитала - обслуживание того или иного источника

финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена

капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке.

Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.

5). Концепция эффективности рынка капитала - операции на финансовом

рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, насколько текущие

цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка. Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в

экономическом, а в информационном плане.

2). Уровень дохода на инвестируемый капитал - это функция степени риска. Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована в трех формах эффективности: слабой, умеренной и сильной.

В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.

В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную

информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация, является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.

6). Концепция ассиметричности информации - напрямую связана с пятой

концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект.

7). Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в

связи с усложнением организационно - правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки.

8). Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу.

 

Список использованных источников:

1) Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 224 с.

2) Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 240 с

3) Бланк И. Т. Финансовый менеджмент: учебный курс. – Киев: Ника-Центр, 2005. – 528 с.

4) Гвоздев Б. З. Финансовый менеджмент: пособие для подготовки к экзамену. – М.: ЭКМОС, 2005. – 272 с.

5) Ковалёв В. В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 768 с.

6) Ковалёв В. В. Практикум по анализу и финансовому менеджменту: конспект лекции с задачами и тестами. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 448 с.

7) Крейнина М. Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. – М.: Дело и сервис, 2006. – 456 с.

8) Лисицина Е. Оценка влияния финансовой структуры капитала на финансовые результаты деятельности компании // Финансы и кредит. 2004. № 2. С. 5 – 21.

9) Лукасевич И. Я. Финансовый менеджмент: учебник / И. Я. Лукасевич. – М.: Эксмо, 2008. – 768 с.

10) Лукасевич И. Я. Информационные технологии в финансовом менеджменте / в кн. Информационные технологии управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 264 – 319.

11) Миронов М. Г. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2004. – 224 с.

12) Старкова Н.А. финансовый менеджмент: Учебное пособие /РГАТА имени П.А. Соловьёва. – Рыбинск, 2007. – 174с.

13) Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент. Теория и практика. – М.: Перспектива, 2005. – 574 с.

14) Финансовый менеджмент: практикум / под ред. Н. Ф. Самсонова. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 269 с.

15) Финансовый менеджмент: учебник / под ред. д-р. экон. наук, проф. А. М. Ковалёвой. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 284 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: