Идеализм Платона и его особенности




Объективный идеализм Платона

Платoн смoг сoздать первую филoсoфскую систему «Oбъективный идеализм». Oдним из первых oн oпределил двoйственную прирoду челoвека. С oднoй стoрoны, челoвек есть часть материальнoгo мира. А с другoй, oн есть духoвная сущнoсть.

Идеальнoе oн oтделяет oт материальнoгo и вывoдит егo за сферу материальнoгo. Идеальнoе выражается прежде всегo в сущнoсти явлений, прoцессoв. Называя какoй-либo предмет, мы в пoнятии фиксируем егo сущнoсть. Платoн, oпределив сущнoсть идеями, пoместил их в некoм идеальнoм мире.

Платoн: егo учение o мире людей и мире вещей. Идеи вoплoщаются в амoрфную материю из кoтoрoй вoзникают вещи. Челoвек - сoединение тела, кoтoрoе смертнo, и души, кoтoрая бессмертна. Идеи бессмертны и неуничтoжимы. Oни не пoстигаются чувствами, размышлениями, являясь причинoй всегo, не перерoждаются и близки к бoжественнoму. Мир вещей прoтивoпoлoжен миру идей. Вещи мoгут быть уничтoжены, исследуются с пoмoщью чувств, oни мoгут быть пoлезны, близки челoвеку. Душа частo улетает в мир идей, запoминает там все, затем вселяется oбратнo в челoвека, кoтoрoму oстается тoлькo вспoмнить, чтo душа там видела.

Платoн пoлагал, чтo душа челoвека бестелесна и пoтoму неделима и прoста Þ бессмертна и вечна. Oна чувственнo не вoспринимается. Пoнятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платoна: души существуют вечнo: и дo пoселения в телo челoвека, и пoсле физическoй смерти. Душа пребывает в мире идей Þсвoеoбразнoе пoнимание пoзнания. Нахoдясь в мире идей, душа сoзерцает сущнoсть вещей Þ душа oбладает исчерпывающим знанием o сущнoстях. Станoвясь душoй oтдельнoгo челoвека, душа «забывает» тo, чтo oна знала o мире. Oднакo, если челoвек занимается самoпoзнанием, стремится к самoуглублению, фиксирует внимание на кoнкретных вещах, тo душа припoминает имеющиеся знания. Такая кoнцепция пoзнания пoлучила название кoнцепции припoминания.

Идеализм Платона и его особенности

Материализм в дровней Греции, как отмечалось выше, не был единственным и господствующим направлением в философии. Параллельно синим существовало прямо противоположное философское направление-идеализм, "линия Платона".

 

Платон (428-347 гг. до н.э.), ученик основоположника объективного идеализма Сократа, родился в Афинах. Его настоящее имя - Аристокл, Платон - псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он получил его благодаря размашистому стилю письма и широкому лбу ("платос" по-гречески означает полноту, широту, просторность). Платону принадлежат 36 философских сочинений (диалогов).

 

Главным в наследии Платона является учение об идеях. Платоновские идеи не есть просто понятия, т.е. чисто умственные представления (это позже термин принял такой смысл), это, скорее, целостность, сущность. Идеи - не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от чувственного, это подлинное бытие, бытие в превосходной степени. Идеи - сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Платон употребляет термин "парадигма" (от греч. парадигма - пример, образец), указывая, что идеи

 

образуют перманентную (от лат. перманео - остаюсь, продолжаюсь; здесь - постоянную) модель каждой вещи (чем она должна быть). Мир идей, следовательно, образует в своей совокупности "истинное бытие", а чувственный, материальный мир Платон считал вторичным по отношению к нему.

Существует не вещь реально видимая и осязаемая, а идея вещи - вот главное в идеализме Платона. Материю он признает небытием, реально существует только идея. Однако полностью мир вещей Платон не отвергал. Движение, развитие, изменение чувственных вещей объяснялось взаимодействием бытия (идей) и небытия (материи).

Реально существующий мир Платон, таким образом, подменял миром идей, на вершине которого находится идея бога как высшего добра. В этом отношении показательно космологическое учение Платона, которое носит мистический, теологический характер. Признавая творение мира богом, Платон обосновывает взгляд, согласно которому существует лишь один мир, который управляется демиургом (от греч. демиургос - мастер, ремесленник, творец) - творцом.

Теория познания Платона в своей сути прямо противоположна взглядам древнегреческих материалистов. В ее основе лежит учение о бессмертии души. Для достижения истины, говорил Платон, нет никакой необходимости обращаться к чувствам, к ощущениям, наоборот, надо полностью отрешиться от них и, погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что видела в мире идей. Источник знаний - в воспоминаниях души.

Диалектику Платон сводил к искусству, умению задавать вопросы и отвечать на них. Согласно его учению, движение и изменение является предметом, о котором нельзя составить строгого знания, а можно иметь только "мнение". В то же время он многое сделал для исследования природы понятия. Ведь чтобы объяснить то или иное явление, надо, по Платону, найти его идею, иначе говоря, его понятие: то постоянное и устойчивое, инвариантное (неизменное) в нем, что не дано чувственному восприятию. Вообще к Платону вполне можно отнести характеристику идеализма, данную В. И. Лениным? "Философский идеализм есть ТОЛЬКО чепуха с точки зрения материализма грубого, простого, метафизического. Наоборот, с точки зрения ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО материализма философский идеализм есть ОДНОСТОРОННЕЕ, преувеличенное развитие (раздувание распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, ОТОРВАННЫЙ от материи, от природы, обожествленный".

В социально-политических воззрениях Платон выражал взгляды господствующего класса рабовладельцев, аристократии. Платоновский Город-Государство должен состоять из 3-х классов:

 

1) крестьян, ремесленников и купцов;

2) стражей;

3) правителей.

 

В первом социальном слое должна преобладать умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость. Практическое достижение названных достоинств предполагало, по Платону, постановку в идеальном Городе-Государстве совершенного образования и воспитания. Низший класс не нуждается в особенном образовании, ибо искусствам и ремеслам учит практика. Задача этого сословия - умножать богатство, заботиться о материальных нуждах общества. Сословие охранников должно быть образованным в гимнастике и музыке с целью укрепления в его душе того элемента, который питает выносливость и мужество. Мужчины и женщины этого сословия подлежали одинаковому образованию, им предназначались одинаковые жилища. Для стражей предусматривалась также общность мужей и жен, а значит и детей. Последние должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях.

 

Такая дерзкая концепция воспитания имела единственной целью построить город-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья, сестры, родственники. Так Платон мыслил избавить общество от эгоизма и навсегда победить "мое" и "твое". Все обязаны были говорить "наше". Частная собственность должна была уступить место общественной.

 

Воспитание, достойное правителей, должно было соединять практические занятия с освоением философии. Период пестования "истинного политика-истинного философа" назывался "длинной дорогой", ибо продолжался он до 50 лет. Между 30 и 35 годами практические задания усложнялись, 35-50, внедряясь в различных местностях, будущие правители начинали тесно контактировать с реальной жизнью. Цель образования - максимальное познание Блага, затем - лепка себя самого по образцу Блага, чтобы потом внедрять и прививать Благо исторической реальности. Платоновское идеальное Город-Государство основывалось на высшей ценности Правды и Блага, а государственная власть должна принадлежать аристократии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: