Принципы организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь




 

Современная система наличного денежного обращения строится с использованием определенных принципов ее организации.

Рассмотрим основные принципы организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь:

4. Централизованное управление: исключительное право эмиссии и изъятия из обращения наличных денег принадлежит Национальному банку Республики Беларусь.

5. Устойчивость и эластичность налично-денежного оборота: денежная система должна быть организована так, чтобы, с одной стороны - не допускать инфляции, с другой - расширять денежный оборот, если возрастает товарооборот, обеспечивая при этом экономику достаточным количеством денежных знаков.

6. Обеспеченность выпускаемых в оборот денежных знаков. Они должны быть обеспечены золотовалютными резервами Национального банка Республики Беларусь, товарными ресурсами и другими активами.

7. Самостоятельность Национального банка Республики Беларусь в осуществлении эмиссионных функций. Национальный банк разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, организует обращение наличных денег и денежное обращение с целью обеспечить защиту и устойчивость национальной валюты, в т.ч. покупательной способности, надежное и эффективное функционирование системы расчетов с использованием наличных денег и в целом платежной системы.

8. Функционирование на территории страны исключительно национальной валюты: предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить только в национальной валюте. Использовать другую валюту разрешается только для расчетов с иностранными субъектами хозяйствования (нерезидентами). На расчеты в иностранной валюте между резидентами, которые допускаются в отдельных случаях, требуется специальное разрешение.

9. Регулирование и организация денежного обращения осуществляется Национальным банком Республики Беларусь.

10.Предприятия обязаны хранить денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах.

11.Кассовое обслуживание предприятий осуществляется на основании договора, заключенного с банком.

12.Предприятия могут получать наличные деньги только в обслуживающих их учреждениях банков, включая структурные подразделения (расчетные кассовые центры, кассы банка на предприятиях).

13.Обращение наличных денег является объектом прогнозного планирования.

14.Предприятия обязаны соблюдать единый порядок проведения, учета и оформления кассовых операций, расчетов наличными денежными средствами, установленный Национальным банком Республики Беларусь.

15.Функции контроля за ведением предприятиями кассовых операций возложены на контролирующие органы Республики Беларусь, банки освобождены от обязательной функции контроля.

 

3.
Прогнозирование наличного денежного оборота в Республике Беларусь

 

Банки для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозы ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег, а также возможных выдач наличных денег. Прогноз кассовых оборотов делается на основе сведений, получаемых от обслуживаемых предприятий, организаций, предпринимателей. Прогноз кассовых оборотов составляется по источникам поступлений и направлениям выдач наличных денег.

Сводный прогноз наличного денежного оборота по республике в целом составляется Национальным банком Республики Беларусь. Для этого используются данные прогноза основных направлений социально-экономического развития, а также данные кассовых оборотов банков. При этом Национальный банк привлекает дополнительные данные: прогнозные расчеты розничного товарооборота, включая общественное питание, объем платных услуг (наличными), данные органов связи, страхования, статистики, Министерства финансов, налоговых органов и др., имеющих отношение к формированию наличного денежного оборота в стране.

Согласно «Инструкции о прогнозировании наличного денежного оборота и осуществлении анализа состояния наличного денежного обращения в Республике Беларусь» №265 от 30.06.2011 г. прогноз наличного денежного оборота представляет собой оценку перспектив развития наличного денежного оборота, при которой определяются источники поступлений и направления выдач наличных денег, размер выпуска наличных денег или изъятия наличных денег из оборота.

Главное управление эмиссионно-кассовых операций и главные управления Национального банка по областям осуществляют прогнозирование наличного денежного оборота в целях определения потребности экономики в наличных деньгах по республике и регионам, изучения ожидаемых изменений наличного денежного оборота и принятия мер, направленных на улучшение состояния наличного денежного обращения.

Расчеты прогнозируемых показателей наличного денежного оборота используются Главным управлением эмиссионно-кассовых операций при составлении плана подкрепления структурных подразделений Национального банка наличными деньгами.

Прогнозируемые расчеты эмиссионного результата учитываются главными управлениями Национального банка по областям при составлении заявок на подкрепление наличными деньгами для обеспечения своевременного удовлетворения банками потребности физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов в наличных деньгах.

Прогнозирование наличного денежного оборота основывается на:

1. показателях прогноза основных направлений социально-экономического развития,

2. данных анализа отчетов о кассовых оборотах банков и Национального банка, составленных по форме отчетности 0520 за предыдущие периоды (Приложение Б),

. оценке ожидаемых кассовых оборотов за квартал, предшествующий прогнозируемому.

Прогнозирование наличного денежного оборота отражает объемы поступлений и выдач наличных денег, эмиссионный результат на квартал с распределением по месяцам.

Главные управления Национального банка по областям составляют квартальные прогнозы наличного денежного оборота по областям и городу Минску, на территории которых они расположены, Главное управление эмиссионно-кассовых операций - по республике.

Прогноз наличного денежного оборота на квартал составляется главными управлениями Национального банка по областям по источникам поступлений наличных денег и направлениям их выдач и представляется в Главное управление эмиссионно-кассовых операций не позднее 20-го числа второго месяца текущего квартала вместе с пояснительной запиской и расчетом прогноза кассовых оборотов по поступлениям торговой выручки.

Для составления прогноза наличного денежного оборота, осуществляемого во взаимодействии с территориальными подразделениями государственных органов (организаций) в соответствии с законодательством, главные управления Национального банка по областям используют:

1. прогнозируемые расчеты общего объема розничного товарооборота с учетом показателей темпов роста на основании сведений управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов;

2. фактические сведения территориальных органов государственной статистики Республики Беларусь об общих объемах розничного товарооборота, фондах заработной платы;

3. сведения комитетов по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов о фактических и прогнозируемых фондах заработной платы, выплатах социального характера.

Главные управления Национального банка по областям составляют расчет прогноза кассовых оборотов по поступлениям торговой выручки (Приложение Г) на основе прогноза розничного товарооборота торговли и прогноза розничного товарооборота общественного питания, а также прогнозируемого объема розничного товарооборота на рынках, в торговых центрах, рассчитываемого территориальными органами государственной статистики Республики Беларусь на основании данных выборочного государственного статистического наблюдения за объемами продажи товаров на рынках, в торговых центрах.

Для определения прогнозируемого размера поступлений наличных денег из прогноза общего объема розничного товарооборота вычитается неинкассируемая торговая выручка, сумма которой рассчитывается исходя из ее динамики.

Общая сумма торговой выручки включает поступления наличными деньгами и в безналичном порядке в банки (коды 2002, 2019 отчета формы 0520), через организации, подчиненные Министерству связи и информатизации Республики Беларусь (код 2075 отчета формы 0520), а также в безналичном порядке от физических лиц в уплату за товары на основании данных государственной статистической отчетности 12-торг (продажа) «Отчет о продаже и запасах товаров», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. №131.

Расчет прогноза кассовых оборотов по поступлениям торговой выручки осуществляется главными управлениями Национального банка по областям на основе прогнозируемого общего объема розничного товарооборота, его динамики за периоды, предшествующие прогнозируемому кварталу, с учетом индекса потребительских цен, а также исходя из прогнозов социально-экономического развития областей, города Минска.

Прогноз кассовых оборотов по выдачам наличных денег на оплату труда определяется главными управлениями Национального банка по областям на основании:

1. данных о прогнозируемых фондах заработной платы, получаемых от комитетов по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов;

2. динамики фактических выдач наличных денег на заработную плату и выплаты социального характера за периоды, предшествующие прогнозируемому кварталу.

Главное управление эмиссионно-кассовых операций прогнозирует объем наличного денежного оборота и эмиссионный результат по республике на предстоящий квартал на основе:

оценки перспектив социально-экономического развития страны,

динамики фактически сложившихся показателей наличного денежного оборота за предыдущие периоды,

полученных от главных управлений Национального банка по областям прогнозируемых объемов кассовых оборотов и эмиссионного результата.

Для обоснования прогнозов кассовых оборотов и эмиссионного результата Национальный банк взаимодействует с государственными органами (организациями) в соответствии с законодательством.

При распределении квартальных прогнозов по месяцам учитываются:

возможные изменения общего объема розничного товарооборота по месяцам за счет изменения ценового фактора, активизации поступлений в предпраздничные и праздничные дни;

вероятные изменения размера минимальной заработной платы, бюджета прожиточного минимума, пенсий, пособий, стипендий за счет принимаемых мер по социальной защите населения;

сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) и других платежей;

изменения размера закупок сельскохозяйственной продукции в зависимости от сезонности;

количество дней и иные особенности каждого месяца;

время массовых отпусков и др.

Главное управление эмиссионно-кассовых операций на 10-й рабочий день месяца, предшествующего прогнозируемому кварталу, доводит главным управлениям Национального банка по областям прогнозируемый эмиссионный результат по областям и городу Минску на квартал с разбивкой по месяцам.

Таким образом, прогнозирование денежного обращения является неотъемлемой частью общей системы народнохозяйственного прогнозирования, в процессе которого должно быть обеспечено наилучшее удовлетворение требований законов денежного обращения как необходимого условия поддержания покупательной способности денег и их нормальной циркуляции в народном хозяйстве с минимальными издержками обращения.

 


Заключение

Выполнение курсовой работы позволило сделать следующие основные выводы:

Налично-денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег, которые представлены банкнотами, или банковскими билетами, казначейскими билетами, металлическими разменными монетами. Несмотря на то, что налично-денежный оборот составляет меньшую часть всего оборота денег, тем не менее, его правильная организация весьма важна в социально-экономическом плане, поскольку этот оборот обслуживает преимущественно отношения, связанные со сферой личного потребления.

Налично-денежный оборот Республики Беларусь организуется государством в лице Национального банка. Национальный банк организует обращение наличных денег на территории РБ и устанавливает: порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления; порядок, в том числе размер, расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями; правила хранения, инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей; правила осуществления эмиссионно-кассовых операций; правила определения признаков платежности наличных денег, правила замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.

Организация наличного денежного оборота в Республике Беларусь регламентируется Инструкцией об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.03.2011 года №112. Контроль за работой банков по организации наличного денежного обращения осуществляет Национальный банк Республики Беларусь.

Исключительное право эмиссии и изъятия из обращения наличных денег в Республике Беларусь принадлежит Национальному банку. Национальный банк разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, организует обращение наличных денег и денежное обращение с целью обеспечить защиту и устойчивость национальной валюты, в т.ч. покупательной способности, надежное и эффективное функционирование системы расчетов с использованием наличных денег и в целом платежной системы.

В Республике Беларусь разрешено производить платежи за товары и услуги внутри страны только в национальной валюте. Использовать другую валюту разрешается только для расчетов с иностранными субъектами хозяйствования (нерезидентами). На расчеты в иностранной валюте между резидентами, которые допускаются в отдельных случаях, требуется специальное разрешение.

Предприятия Республики Беларусь обязаны соблюдать единый порядок проведения, учета и оформления кассовых операций, расчетов наличными денежными средствами, установленный Национальным банком Республики Беларусь.

Банки для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозы ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег, а также возможных выдач наличных денег.

Прогноз наличного денежного оборота представляет собой оценку перспектив развития наличного денежного оборота, при которой определяются источники поступлений и направления выдач наличных денег, размер выпуска наличных денег или изъятия наличных денег из оборота.

Сводный прогноз наличного денежного оборота по республике в целом составляется Национальным банком Республики Беларусь. Для этого используются данные прогноза основных направлений социально-экономического развития, а также данные кассовых оборотов банков.

Прогнозирование денежного обращения является неотъемлемой частью общей системы народнохозяйственного прогнозирования, в процессе которого должно быть обеспечено наилучшее удовлетворение требований законов денежного обращения как необходимого условия поддержания покупательной способности денег и их нормальной циркуляции в народном хозяйстве с минимальными издержками обращения

эмиссия наличный оборот прогнозируемый


Список источников

 

1. Банковский кодекс Республики Беларусь №441-3 от 25.10. 2000 г. с изменениями и дополнениями

2. Бюллетень банковской статистики №1 (163). Минск, Национальный банк Республики Беларусь

. Главный Бухгалтер №18 (690) май 2011. Томкович Р. Комментарий к Инструкции об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь №112

. Денежное обращение и банки: Учебное пособие/ Г.Н. Белоглазовай, Г.В. Толоконцева. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 272 с.

. Деньги, кредит, банки: Учебник/ О.И. Лаврушин - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 464 с

. Деньги, кредит, банки: учебник/ Г.И. Кравцова. - Мн.: БГЭУ, 2010

. Деньги, кредит, банки: учебник/ М.П. Владимирова, А.И. Козлов. - 2-е изд. - М.:КНОРУС, 2006 - 288 с.

8. Инструкция об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.03.2011 года №112

9. Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 №107

. Инструкция по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь,утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 21.12.2006 №211 (далее Инструкция №211),

. Инструкция о порядке ведения кассовых операций и организации работы с наличными денежными средствами в белорусских рублях и c наличной иностранной валютой организациями, подчиненными Министерству связи и информатизации Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.09.2011 №406 (далее Инструкция №406).

12. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ, 2008. - 359 с.

13. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Курс лекций. Мн.: 000 «Мисанта», 1998 - 344 с.

. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. - 479 с.

. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/ В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: «Проспект», 2008. - 496 с.

. Финансы, деньги, кредит: Учебник/ Под ред. О.В. Соколовой. - М.: Юристъ, 2006. - 784 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: