По форме событийных ситуаций взаимодействия




Методы формирования чувства долга и ответственности

В учении

Процесс обучения опирается не только на мотив познавательного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди которых особенно значимыми являются мотивы долга и ответственности школьников в учении. Эти мотивы позволяют ученикам преодолевать неизбежные затруднения в учении, испытыватьрадость, чувство удовлетворения от преодоления трудностей в учебе.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов:

  • разъяснения школьникам общественной и личностной значимости учения;
  • предъявления требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего гражданского, нравственного, сыновнего (дочернего) долга;
  • приучения к выполнению требований;
  • поощрения за успешное, добросовестное выполнение своих обязанностей;
  • оперативного контроля выполнения требований и в необходимых случаях указания на недостатки.

· Поощрение и порицание в учении

· Метод поощрения школьников применяется в целях поддержания и развития хороших начал в учебной деятельности. Круг поощрений в школе весьма разнообразен. В учебном процессе – это похвала учителя, выставление повышенной оценки и др.

Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.

 

Этап планирования в деятельности учителя завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные.

 

Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения.

 

Преподавание предполагает регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля, т.е. получения информации о ходе научения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности.

 

Завершающим этапом обучения, как и педагогического процесса в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи. Он осуществляется с позиций достижения в единстве образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения.

3 задание

По общности осваиваемого обучающимися содержания образования

· фронтальное обучение. При фронтальной организации обучения все обучающиеся продвигаются поучебной программе одновременно: от темы к теме, от класса к классу (с курса на курс).

  • нефронтальное обучение. Обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты курса, используя разные способы и средства, затрачивая разное время для освоения каждого фрагмента курса; редки случаи одновременного начала и окончания выполнения какой-либо работы.

По форме событийных ситуаций взаимодействия

индивидуально-опосредованная форма обучения. Она соответствует опосредованному общению (индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком);

парная форма организации обучения. Она соответствует взаимодействию в обособленной паре (результаты его не используются в других парах, то есть участники занятия не представляют собой группу);

групповая форма организации обучения. Она соответствует общению в группе, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем;

коллективная форма организации обучения. Она соответствует взаимодействию в группе, когда общение происходит в парах сменного состава.

 

3. По особенностям учебных занятий

Индивидуальные учебные занятия. Отсутствует общий фронт, преподаватель с каждым обучающимся работает по очереди, все остальные действуют индивидуально.

Групповые учебные занятия (групповое обучение). Все обучающиеся делают одно и то же в данный промежуток времени, одним и тем же способом и одними и теми же средствами.

Коллективные учебные занятия. Отсутствует общий фронт. Обучающиеся осваивают общее содержание курса по разным учебным маршрутам, между участниками перераспределяются осваиваемое содержание и дидактические позиции (обучаемый, обучающий, проверяемый, проверяющий, организатор и т. п.).

 

4. По способу объяснения

 

Сократовский диалог (сократовская беседа). Учитель, расчленяя мысль на маленькие звенья и подавая каждую в форме доброжелательного вопроса, на каждый из которых следует короткий, простой, заранее предсказуемый и, как правило, утвердительный ответ, подводит ученика (выступающего в роли собеседника) к более полному видению предмета обсуждения и выводам, которые изначально были для собеседника не очевидными

Догматическое обучение. Направлено на обеспечение слушания и механического заучивания.

Объяснительно-иллюстративное обучение.

Самостоятельное добывание знаний под руководством педагога-консультанта.

 

4 задание

В конце 70-80-х годов ХХ века в условиях перестройки общественно-политической жизни зарождается педагогика сотрудничества. Авторов этой педагогики стали называть новаторами. (от лат. обновитель) - специалист, который вносит и практически реализует прогрессивное в какой-либо области деятельности. новаторство охватило преподавателей математики и физики, литературы и языка, изобразительного искусства и учителей начальных.Имена новаторов: В.Ф. Шаталов и Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, И.П. Волков и др. Используя педагогику сотрудничества можно развить высокогуманную, образованную, творческую, самостоятельную, активную, ответственную, добросовестную, организованную, нравственную, культурную, вежливую, способную работать в коллективе, любящую своё Отечество личность с высоким уровнем творческой мотивации к учебному труду, сотрудничеству, сотворчеству, общению, с чувством собственного достоинства, с чувством долга. сотрудничество педагогов и учащихся есть форма демократизации, гуманизации их отношений. Хар-ка: 1. Педагогика сотрудничества — педагогика гуманно-оптимистическая. Она основана на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе, на стремлении к духовной общности учителя и ученика. Учитель не заставляет принудительно учиться школьника, а создает оптимальные условия для учения и развития. 2. Поиск новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающих высокий результат усвоения учащимися учебного материала. 3. Перспективность дидактических идей и практического опыта педагогов-новаторов подтверждается заметными, более высокими учебными успехами их учащихся. 4. Общедоступность опыта педагогов-новаторов для всех слоев и массы учительства.

5 задание

выделяют две ее функции: первая направлена на расширение чувственного опыта; вторая – на раскрытие сущности изучаемых процессов, явлений.

Для того чтобы дидактические средства выполняли обучающую функцию, к их применению предъявляются особые требования:

 

– ясное осознание учителем цели, времени и места введения наглядности;

 

– ориентация на возраст, уровень развития и обученности учащихся;

 

– адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче;

 

– наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению;

 

– мера в использовании на одном уроке (занятии);

 

– отсутствие лишних и второстепенных деталей в предъявляемом объекте;

 

– эстетическое оформление используемых средств.

 

При использовании разнообразных средств обучения, включая наглядные и технические средства обучения, необходимо соблюдать следующие психолого-педагогические условия их применения:

 

– точно определить дидактическую роль и место средств обучения в образовательном процессе;

 

– обеспечить оптимизацию предъявления и обработки информации (организовывать восприятие предъявляемых объектов надо таким образом, чтобы учащийся максимально воспринимал заложенную в них информацию);

 

– создавать условия к переходу мысли ученика от наглядного пособия к оригиналу и таким образом управлять мыслительной деятельностью учащихся;

 

– связывать формируемые чувственные образы с выполнением учебной задачи (для этого выразительные возможности средств должны соответствовать их дидактической направленности);

 

– соблюдать плановость и систематичность в применении разнообразных дидактических средств.

 

При использовании в процессе обучения наглядных и особенно технических средств обязательно должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования.

6 задание

В настоящее время данная форма обучения применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса.

 

Задачей педагогов при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

 

К преимуществам индивидуальной формы обучения можно отнести: самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, творческих способностей, осуществляется хороший контроль.

 

К недостаткам индивидуальной формы обучения можно отнести то, что каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает ее от других учеников. Индивидуальное обучение десоциализировано

 

Групповая форма обучения – это такая форма организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы примерно из трех или пяти учащихся для совместной учебной работы.

 

Групповая форма обучения позволяет организовать самостоятельную работу, формировать у школьников умения коллективно и индивидуально выполнять ее, оценивать полученные результаты. Работа ученика в группе сверстников развивает интерес к изучаемому и пройденному материалу, а также хорошо развивает универсальные учебные действия, необходимые для осмысления и систематизации знаний.

 

Согласно теории В.К. Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть положены следующие восемь принципов:

 

1. Принцип завершенности. Обучение – это общение между теми, кто имеет знания и опыт и теми, кто их приобретает.

2. Принцип непрерывной и безотлагательной передачи знаний. Обучение может стать завешенным тогда, когда ученик имеет возможность каждую новую тему излагать своим товарищам столько раз, сколько необходимо для ее глубокого и прочного усвоения.

3. Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи. Традиционный учебный процесс строился на индивидуалистической основе, каждый отвечал только за себя, за свою подготовку.

4. Принцип разновозрастности состава образовательного коллектива. Взаимообучение и сотрудничество учащихся одного уровня и одного возраста, как правило, оказывается небогатым по содержанию.

5. Принцип обучения в соответствии со способностями. Систематическое «сдерживание» развития способностей наиболее одаренных и трудолюбивых ведет к притуплению этих способностей и потере интереса к учению.

6. Принцип разнообразия тем или распределения учебных заданий. При коллективной работе распределение тем, функций, обязанностей является важнейшим и необходимым условием для обмена знаниями.

7. Принцип педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий. При коллективных занятиях выполнение учительских функций становится нормой деятельности, постоянной обязанностью.

8. Принцип интернационализации процесса обучения (многоязыковой основы обучения). Одним из важных шагов в развитии системы современного образования является построение учебного процесса сначала на двуязыковой, а затем и на многоязыковой основе при разнонациональном составе учащихся

 

7 задание

Классификация форм обучения.
Существуют различные классификации форм организации учебного процесса, но все они сводятся к структуре учебного общения или дидактическим целям и задачам. Все формы можно разделить на общие и конкретные.
Общие формы:

1. Общеклассные или фронтальные учебные занятия;
2. Групповые (бригадные или звеньевые);
3. Индивидуальные.
Фронтальная форма - совместная деятельность класса для реализации учебных задач. Ученики под руководством учителя одновременно выполняют общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и оценивают ее результаты.

Групповая форма - разделяет их на группы для решения одинаковых или разных задач. При разделении на группы следует учитывать индивидуальные особенности каждого школьника, его учебные возможности для выполнения задачи. Количество учащихся в группах должна составлять 3-6 человек. Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Групповая форма работы наиболее целесообразна при проведении практических и лабораторных работ.

Индивидуальная форма - постановка перед каждым учеником специально подобранного в соответствии с уровнем его подготовки и учебных возможностей задачи для самостоятельного решения. Такие задания направлены на работу с учебной и методической литературой, источниками информации (справочники, словари), на решение задач, написание эссе, рефератов, докладов. Индивидуальную работу часто используют в процессе программированного обучения. В дидактической литературе различают индивидуальную и индивидуализированную форм и организации обучения. Индивидуальная - ученик выполняет общие для всего класса задачи, не контактируя с другими учениками, но в едином для всех темпе(работа по карточкам). Индивидуализированная - направленная на самостоятельное выполнение специфических задач с учетом индивидуального темпа учебно-познавательной деятельности каждого школьника. Индивидуальную работу можно организовать на всех этапах урока: во время усвоения новых знаний, их закрепления, контроля знаний. Но несмотря на значительные преимущества индивидуальных форм работы их недостатком является ограничение общения между учениками, взаимопомощи в обучении.

Конкретные формы:

Конкретными формами являются: урок, практикум, семинарское и факультативное занятие, собеседование, индивидуальная и групповая консультация.

Классифицируют формы организации обучения по различным критериям:

- по количеству учащихся, участвующих в деятельности: коллективные, групповые, парные, индивидуальные;

- по месту проведения обучения: школьные (уроки, работа в мастерских, лабораториях, на пришкольном участке) и внешкольные (домашняя работа, экскурсии);

- по длительности обучения: классический урок (45 мин), урок-пара (90 мин);

- за дидактическими целями: формы теоретического обучения (лекция, факультатив, кружок, конференция), формы комбинированного обучения (урок, семинар, домашняя работа, консультация), формы практического обучения я (практикумы, работа в мастерских, на пришкольных участках.

Все организационные формы обучения тесно взаимосвязаны: одни направлены на успешное усвоение учениками знаний (урок, экскурсия), другие обеспечивают творческое применение этих знаний на практике (практикумы, вы иробнича практика.

Выбор форм организации обучения зависит от основных задач образования и воспитания, особенностей содержания предмета, конкретных целей занятия, учебных возможностей учащихся, способов руководства учителем.

За историю развития школы был разработан различные системы обучения: индивидуально-групповой (средневековье), классно-урочную (XVI-XVII вв), взаимного обучения (XVIII в), индивидуализованого обучения (XX вв), лабораторно-бригадного обучения (20-е годы XX века, советская школа), (США, XX вв), метод проектов (XX в).

Индивидуально-групповая - работа учителя с учениками разного возраста и уровня подготовки, когда он работает отдельно с учеником и одновременно может обучать группу учащихся через постановку познавательных задач. Эту форму часто применяют в сельских школах, а также при работе со студентами старших курсов в процессе подготовки и написания курсовых и дипломных работ.

Классно-урочная - взаимное обучение, когда учитель на начальном этапе учит ограниченную группу старших или способных учеников, которые, получив соответствующие инструкции, проводят занятия с младшими школьниками. При таком подходе педагог может обучать большое количество учеников, но, выигрывая в массовости, при такой организации много теряет в качестве.

Индивидуализированное обучение - работа учителя с отдельным учеником, часто в домашних условиях. В XVIII - XIX вв она была распространена среди богатых слоев общества в процессе семейного воспитания. Сейчас индивидуализированное обучение является формой дополнительной работы с детьми, которые из-за болезни не могут посещать занятия.

Лабораторно-бригадное обучение - широко использовали в 20-х годах XX века в советской средней и высшей школе как альтернативу классно-урочной системе. Организация такой работы основана на создании бригад, которые работали во главе с бригадиром над выполнением учебных заданий от двух недель до месяца Лабораторно-бригадное обучение сочетает в себе коллективную работу бригады с индивидуальной работой каждого ученика. Содержание: планирование, обсуждение задач, подготовка к экскурсиям, объяснения и преодоления учебных затруднений. После выполнения всех заданий проводят итоговое занятие, на котором бригада отчитывается о выполненную работу в целом. При таком подходе не учитывают индивидуальные результаты деятельности каждого.

Метод проектов - направлен на формирование нового опыта (знаний, умений, навыков) в процессе планирования и выполнения заданий практически-жизненной направленности, которые постепенно усложняются.

Классно-урочная система - самая распространенная форма организации обучения во многих странах ее суть заключается в том, что учитель проводит учебную работу с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки (класс) в течение определенного времени и по установленному расписанию (урок).

 

8 задание

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: