III. сновидческие образы.




СЮРРЕАЛИЗМ

(от франц. sur realisme - над реализм)

Это художественное направление, в котором главным предметом изображения явялется надреальное или сверхреальное (фантазии, сны, галлюцинации).

Подумайте, что мы обычно называем реальностью? То, что мы можем потрогать и убедиться в его существовании? То, что видит объективно каждый из нас? Можно ли наше воображение считать реальностью? Подумайте, как бы вы ответили на эти вопросы.

Для сюрреалистов образы снов и фантазий были не менее реальны, чем окружающие их люди и предметы, а жизнь души и воображения – самым ценным и интересным объектом изображения.

 

Сюрреализм зародился во Франции в начале 1920-х годов. Основателем направления можно считать Андре Бретона, который в 1924 году опубликовал в Париже первый « Манифест сюрреализма». Применительно к живописи Бретон выделял в сюрреализме следующие базовые приемы (или принципы):

I. автоматизм, или автоматическое письмо.

В изобразительном искусстве автоматическое письмо – это создание композиций без предварительно поставленной задачи и без контроля сознания. Этот приём сюрреализм взял из дадаизма, стремившегося таким образом «вытащить» из реальности парадоксальные, абсурдные и подчас ироничные смыслы.

Например, в 1924 г. Андре Массон стал делать автоматические рисунки. Используя ручки и индийскую тушь, он позволял своей руке быстро странствовать по листу бумаги, и возникающие при этом случайные линии и пятна вливались в образы, которые он либо развивал дальше, либо оставлял как есть. Для художника важны были метаморфозы образов, то, как один из них превращается в другой.

 

Автоматическое письмо можно сравнить с моментами, когда мы рисуем, задумавшись о чём-то, разговаривая по телефону или слушая лекцию или любимую музыку – наша рука сама выводит подсознательные образы. Найдите у себя подобные рисунки или попробуйте порисовать так ручкой или акварелью несколько дней (например, во время просмотра фильма или прослушивания онлайн-лекций) – и проанализируйте эти рисунки: их настроение, характер, образное решение.

Другой художник-сюрреалист, Жоан Миро, описывал свой опыт так:

" Я начинаю рисовать, и пока я рисую, картина сама начинает утверждать себя под моей кистью. Пока я работаю, некая форма становится знаком женщины или птицы. Первая стадия - свободная, бессознательная [...]. Вторая стадия - внимательно выверенная ".

 

II. использование так называемых «обманок» (реальные, подчас доходящие до натурализма изображения персонажей и их окружения, но в фантастических, бредовых сочетаниях).

«Мейнстрим» сюрреализма связан с именами испанского художника Сальвадора Дали и бельгийского художника Рене Магритта. Каждый из них выбирал собственные сюжеты, но художников роднило стремление изображать фантастические композиции с тщательно прописанными деталями. Столкновение необычности или невозможности изображаемого с реализмом деталей создавало сильное эмоциональное напряжение. Сальвадор Дали называл свои картины «написанными от руки фотографиями сновидений».

 

Из папки с фотографиями выберите по 2 примера работ Сальвадора Дали и Рене Магритта, ярче всего, на ваш взгляд, иллюстрирующие этот приём.

III. сновидческие образы.

Сюрреализм является явным и непосредственным детищем психоанализа Зигмунда Фрейда, основанного на теории бессознательного. Бессознательное – это сфера человеческого «я», куда вытесняются наши запретные желания, детские психотравмы и страхи, не осознаваемые нами впечатления дня. Мы не задумываемся о бессознательном, но именно оно (а не разум) является скрытой причиной всех поступков и эмоциональных реакций. По мнению Фрейда, именно бессознательное диктует наш жизненный путь.

Бессознательное проявляется во снах и с помощью метода свободных ассоциаций: когда человек, отталкиваясь от какого-либо слова, представления или образа, высказывает все без разбору мысли, которые приходят в голову. Так обнаруживается суть человека.

Отсюда обращение сюрреализма к сновидению, к бессознательному и к технике свободных ассоциаций. Правда, в сюрреализме связь ассоциаций, которая сначала кажется спонтанной и бредовой, на самом деле – вполне объяснима, тщательно продумана и логична.

Например, картина «Мягкая конструкция с варёными бобами» (1936 год) основана на сновидении Сальвадора Дали, возникшем после обеда, одним из блюд которого были варёные бобы. Отсюда в картине натуралистично написанные бобы и предметы и силуэты, напоминающие их по форме. Когда в Испании началась гражданская война, Дали дал картине второе название – «Предчувствие гражданской войны». Почему? Какие образы в картине намекают на гражданскую войну?

Внимательно рассмотрите другую картину Сальвадора Дали, посвященную сновидению, - «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». Мы видим спящую девушку, а за ней – её сон, который может показаться странным и нелогичным. Но логика есть. Объясните значение каждого образа и почему они появляются друг за другом именно в такой последовательности: гранат с зёрнами – рыба – рычащие тигры – ружьё со штыком? Попробуйте догадаться сами. Что могут обозначать слоны на комариных ножках, идущие словно по краю сновидения?

Своеобразными «сновидческими» образами становились для сюрреалистов мифы и произведения прошлых веков, которые художники по-своему переосмысливали, вытаскивая из них скрытые смыслы или актуальный контекст. Посмотрите предложенные картины и напишите авторов и названия картин, которых «цитируют» сюрреалисты:

 

Сальвадор Дали. Основой стала картина _____ (напишите автора и название) Сальвадор Дали. Основой стала картина ___________________ (напишите автора и название)
Рене Магритт. Основой стала картина _______ (напишите автора и название) Рене Магритт. Основой стала картина ___________________ (напишите автора и название)

Выберите одну из предложенных картин и попробуйте расшифровать её смысл: почему Сальвадор Дали или Рене Магритт в выбранной вами картине именно так «изменяет» образ, созданный другим художником?

Также Сальвадору Дали нравилась манера художника XVI века Джузеппе Арчимбольдо. Из папки с фотографиями выберите и напишите примеры работ Дали, выполненных в похожей на Арчимбольдо манере:

Джузеппе Арчимбольдо «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна»

Сюрреализм является не просто манерой живописи, а неким очень важным душевным опытом. Основатель сюрреализма Андре Бретон называл это направление образом жизни, помогающим понять и выразить свое внутреннее «я». Сюрреализм автобиографичен. Он отражает мысли и чувства художника, события его судьбы. Ярким примером является творчество мексиканской художницы Фриды Кало. Посмотрите автопортрет Кало «Сломанная колонна». Как вы думаете, о чём этот автопортрет? Выберите еще одну работу Фриды Кало и попробуйте её расшифровать.

Сюрреализм раскрывает пограничные состояния души (любовь, вдохновение, боль, безумие), переломные ситуации в жизни человека и общества. Сюрреализм ломает стереотипы восприятия: например, «Русалка » и «Проницательность » Рене Магритта.

 

Художник-сюрреалист Макс Эрнст изобрел новые техники создания изображений, которые по смыслу можно сравнить с автоматическим письмом:

· фроттаж – создание рисунка с помощью «натирания»: под чистый лист помещается фактурный предмет или фактурная поверхность, а затем карандашами совершаются натирающие движения. Получается рисунок-отпечаток, который дорабатывается художником;

· фьюмаж – использование следов на бумаге или холсте от копоти свечи;

· декалькомания – оттиск фактурной или цветной поверхности на лист бумаги с последующей доработкой.

 

Сюрреализм проявился не только в живописи, но и в дизайне, фотографии, литературе и кино. В 1926 и 1928 годах испанские сюрреалисты – художник Сальвадор Дали и режиссер Луис Бунюэль – создали два знаменитых скандальных киношедевра: «Андалузский пёс» и «Золотой век».

 

Практическое задание по сюрреализму (одно на выбор):

1. Нарисовать сюрреалистический образ в одной из техник (на выбор):

· в технике автоматического письма;

· фроттаж;

· фьюмаж;

· декалькомания;

· художественное переосмысление любой картины прошлого или древнегреческого мифа.

Посмотрите мультфильмы «Стеклянная гармоника» (режиссер Андрей Хржановский, 1968 год) и «Человек и его птица» (режиссер Анатолий Солин, 1975 год). Подумайте и напишите, какие черты сюрреализма проявляются в этих фильмах. Зачем советские режиссеры обращаются именно к сюрреализму?

Под Угличем живет священник о. Рафаил. Он служит в церкви и пишет иконы, а когда-то он был известным московским художником Сергеем Симаковым. В папке с фотографиями найдите две его работы и их фрагменты. Выберите одну из картин Сергея Симакова и докажите, что её можно отнести к сюрреализму.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: