V. Методы обучения и преподавания.




Методические рекомендации

Для практических занятий

Речевая тема: Эндокринная система. Обмен веществ.

Грамматическая тема: Количественный состав предмета: сколько чего входит в состав чего; сколько чего содержится в чем; сколько чего приходится на долю чего.

Курс: 1

Дисциплина: Русский язык

Составитель: д.п.н. профессор Жанпейс У.А.

 

I.Речевая тема: Эндокринная система. Обмен веществ.

Грамматическая тема: Количественный состав предмета: сколько чего входит в состав чего; сколько чего содержится в чем; сколько чего приходится на долю чего.

II. Цель: дать общее представление о коммуникативной задаче и смысло-речевых ситуациях в подъязыке медицины.

III. Задачи:

Практические навыки: выработать навыки адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать научные текста в сфере медицины, определять его коммуникативную задачу, смысло-речевые ситуации.

Основные вопросы темы:

1. Коммуникативная задача текста медицинского профиля.

2.Смысло-речевые ситуации медицинского текста.

3. Количественный состав предмета.

 

V. Методы обучения и преподавания.

⃰ Репродуктивный: объяснение теоретического материала, языковой анализ научного медицинского текста, выполнение языковых и речевых упражнений.

Наглядный: работа с таблицей.

Активный: лингвистическая игра; составление кластера, атака вопросами.

VI.Задания по теме:

Задание 1. Ознакомьтесь с таблицей. Сравните, какие конструкции используются для выражения принадлежности предмета.

Смысло-речевая ситуация (функция) Языковые средства (форма)
1. Количественный состав предмета сколько чего входит в состав чего: Два гормона, противоположные по своему действию – инсулин и глюкагон - входят в состав поджелудочной железы. сколько чего содержится в чем: Два гормона, противоположные по своему действию – инсулин и глюкагон – содержатся в поджелудочной железе. сколько чего приходится на долю чего: 25-30 г приходится на долю щитовидной железы.  

 

Задание 2. Выпишите из таблицы приведенные примеры. Подчеркните конструкции, характеризующие принадлежность предмета.

Задание 3. Прочитайте и определите тему текста. Сформулируйте вопросы. Кратко передайте его основное содержание.

Обмен веществ поддерживается множеством систем организма. Одной из важных управляющих над обменом веществ является эндокринная система человека. Эндокринная система выполняет свое предназначение благодаря биологически активным веществам, называемым гормонами. Гормоны могут проникать в органы и ткани посредством межклеточного пространства или с током крови. Определенная часть эндокринных клеток собраны в единую структуру и представляют собой железы внутренней секреции. Другая же часть диффузно рассеяна по организму и является рассеянной частью эндокринной системы.

Задание 4. Прочитайте текст. Докажите, что коммуникативная задача данного микротекста – количественный состав предмета. Выпишите предложения, в структуре которых имеется конструкция, передающая эту коммуникативную задачу. Найдите термины, общие для русского и казахского языков.

Гипофиз — эндокринный орган человека

Гипофиз является важным звеном эндокринной системы, располагается в так называемом турецком седле и является придатком головного мозга. Совместно с гипоталамусом, гипофиз образует гипоталамо-гипофизарную систему, при помощи которой идет управление всем гормональным статусом организма.

Две части входят в состав гипофиза - аденогипофиз и нейрогипофиз. В гипофизе содержится 6 важных доминирующих гормона, 4 гормона, регулирующих функцию половой сферы, и соматотропин, участвующий в процессе роста.

Задание 5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните конструкцию, характеризующую количественный состав предмета.

Важн… органом эндокринной системы является щитовидн… железа. Две дольки входят в состав щитовидн… железы. Вырабатываемые ею тироксин и трийодтиронин участву…т в обмене веществ, в процессах формирования органов и тканей. Щитовидн… железа вырабатывает необходимый для опорно-двигательн… аппарата гормон кальцитонин. Он непосредственно участвует и регулирует костн… обмен кальция в кости. Для того, чтобы щитовидн… железа функционировал… нормально, необходимо достаточное количество йода в крови.

Задание 6. Прочитайте текст. Докажите, что данный текст относится к учебно-научному подстилю. Какую новую информацию вы получили? Найдите изученные ранее конструкции. Передайте кратко полученную информацию.

Щитовидная железа

Щитовидная железа располагается в области шеи спереди и по бокам от трахеи и играет очень важную роль в жизнедеятельности организма. У взрослого человека железа имеет массу 25 - 30 г и в зависимости от различных обстоятельств может увеличиваться или уменьшаться. С возрастом железа уменьшается, а в районах, где в почве, воде, а следовательно, и в продуктах питания недостает йода, она может значительно увеличиваться. Щитовидная железа продуцирует два основных гормона — тироксин и трийодтиронин, выделяя их непосредственно в кровь. Для образования этих гормонов необходимы аминокислота тирозин и йод. Кроме того, щитовидная железа вырабатывает и третий гормон — кальцитонин, регулирующий обмен кальция в организме. Гормоны щитовидной железы оказывают разностороннее действие на организм. Они регулируют созревание тканей и органов, определяя тем самым активность, рост и обмен веществ.

Больные, страдающие заболеванием щитовидной железы, должны употреблять в пищу морские продукты, бобовые, грибы, желток куриных яиц.

Задание 7. Выпишите из текста «Щитовидная железа» слова и термины, которые соответствуют нижеприведенным переводным эквивалентам.

Қорек, мойын, кеңірдек, без, су, қан, мүше, аймақ, тін, сары уыз,тағам, зат алмасу, ауру.

Задание 8. Какие слова из текста «Щитовидная железа» переводятся как: а)ауру, дерт, сырқат, кесел; б) қорек, азық, қоректену, тамақтану; в) тағам, тамақ, ас?

Задание 9. Найдите и запишите сложные слова в тексте «Щитовидная железа». Обозначьте корни в данных словах.

Задание 10. Подберите синонимы к следующим словосочетаниям. Запишите образованные синонимические пары.

Располагается, необходимы, заболевание, пациент, еда, важная (роль), не достает, продуцирует, использовать.

Задание 11. Подберите антонимы к следующим словосочетаниям. Запишите образованные антонимические пары.

Увеличиваться, спереди, взрослый, недоставать, значительно, активность.

Задание 12. Прочитайте текст. Выпишите термины-слова и термины-словосочетания. Сформулируйте к каждому предложению вопросы.

Надпочечники являются железами, определяющими свое местоположение по названию – они располагаются в области верхнего полюса почек. Надпочечники являются основными поставщиками в кровь таких известных гормонов, как адреналин и норадреналин. Адреналин и норадреналин по своей структуре относятся к катехоламинам. Эти гормоны в состоянии покоя всегда держатся в низких титрах. В то же время, когда человек испытывает стресс или страх уровень адреналина и норадреналина резко возрастает. Адреналин способствует повышению артериального давления, сужению сосудов бронхов, расширению зрачка и заставляет работать сердце в усиленном режиме. В таком состоянии человек способен принимать быстрые решения и в случае опасности действовать. Норадреналин является предшественником адреналина, не вызывает столь выраженного действия на внутренние органы и сердце, но, тем не менее, сильнее способен сужать кровеносные сосуды.

Задание 13. Составьте кластер к термину эндокринная система, о пираясь на прочитанные тексты.

Задание 14. Прочитайте текст сначала целиком, затем по абзацам. Пользуясь вопросами, составьте тезисы-ответы на вопросы. Сохраните цифровую нумерацию. Опираясь на тезисы, устно раскройте основные положения текста.

Сахарный диабет

Сахарный диабет — эндокринно-обменное заболевание, связанное с недостатком инсулина или снижением его активности. При этом печень и мышцы теряют способность превращать сахар в гликоген. Ткани не усваивают сахар и не могут использовать его в качестве источника энергии, а это ведет к увеличению содержания сахара в крови (гипергликемия) и выделению его с мочой (глюкозурия).

В происхождении сахарного диабета большую роль играет наследственность.

Другим важным фактором в развитии заболевания являются систематическое переедание, избыточное употребление с пищей легкоусвояемых углеводов. В ряде случаев сахарный диабет обусловлен поражением поджелудочной железы воспалительного (панкреатит), сосудистого, травматического и другого характера. При диабете больной часто испытывает слабость, чувство голода и жажду.

 

Вопросы

1. Каким заболеванием является сахарный диабет?

2. С чем связана эта болезнь?

3. Какие органы теряют способность превращать сахар в гликоген?

4. Что ведет к увеличению сахара в крови?

5. Каковы причины развития данного заболевания?

Задание 15. К выделенным в тексте «Сахарный диабет» существительным подберите однокоренные глаголы. Объясните их значение.

 

Лингвистическая игра «Скажите одним словом»

1. Эндокринный орган человека,, расположенный в так называемом турецком седле и являющийся придатком головного мозга.

2. Железа, расположенная в области шеи спереди и по бокам от трахеи.

3. Гормон, регулирующий обмен кальция в организме.

4. Железы, расположенные в области верхнего полюса почек.

5. Гормон, способствующий повышению АД и заставляющий работать сердце в усиленном режиме.

6. Эндокринно-обменное заболевание, связанное с недостатком инсулина.

VII. Литература

1. Жанпейсова У.А. – Русский язык для студентов медицинских вузов. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2011. -114 c.

2. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-1» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). – Алматы: Printmaster, 2013. -116 c.

3. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-2» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). Алматы: Printmaster, 2013. – 124 c.

 

VIII. Контроль.

1. Обмен … поддерживается множеством систем организма.

Какое из нижеприведенных существительных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) вещество

2) вещества

3) веществам

4) веществами

5) веществах

2.Гипофиз является важным … эндокринной системы.

Какое из нижеприведенных существительных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) звено

2)звена

3) звену

4) звеном

5) звене

3. … железа продуцирует два основных гормона.

Какое из нижеприведенных прилагательных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) щитовидный

2 ) щитовидное

3) щитовидные

4) щитовидная

5) щитовидным

4.. Надпочечники являются … поставщиками в кровь таких известных гормонов, как адреналин и норадреналин.

Какое из нижеприведенных прилагательных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) основные

2)основных

3) основным

4) основными

5) основной

5. Обмен веществ … множеством систем организма.

Какой из нижеприведенных глаголов НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) поддерживаются

2) поддерживается

3) поддерживалась

4) поддерживались

5) поддерживалось

6. Гормоны …. в органы и ткани с током крови.

Какой из нижеприведенных глаголов НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) проникает

2)проникают

3) проникал

4) проникало

5) проникала

7. Сахарный диабет — эндокринно-обменное заболевание, … с недостатком инсулина.

Какое из нижеприведенных причастий НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1)связанный

2)связанная

3) связанное

4) связанные

5) связанных

8. Больные, … заболеванием щитовидной железы, должны употреблять в пищу морские продукты.

 

Какое из нижеприведенных причастий НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) страдающие

2)страдающий

3) страдающая

4) страдающее

5) страдающих

9. 2 части входят в состав гипофиза - аденогипофиз и нейрогипофиз.

Какое из нижеприведенных числительных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) два

2)двух

3)двум

4)двумя

5) две

10. Гипофиз — эндокринный орган человека, котор … является придатком головного мозга.

Какое окончание пропущено в союзном слове?

1) ЫЙ

2) ЫЕ

3) ОЕ

4) УЮ

5) АЯ

11. Железа в зависимости от различных обстоятельств может увеличиваться или уменьшаться.

Какое из нижеприведенных словосочетаний НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) различные обстоятельства

2)различных обстоятельств

3) различным обстоятельствам

4) различными обстоятельствами

5) различных обстоятельствах

12. Надпочечники являются основными поставщиками в кровь адреналина.

Какое из нижеприведенных словосочетаний НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) основные поставщики

2)основных поставщиков

3) основным поставщикам

4) основными поставщиками

5) основных поставщиках

13. Какие буквы пропущены в слове надпоче …ики?

1) ШН

2) ЧЬН

3) ЧН

4) ЩН

5) ЩЬН

14. Какая буква пропущена в слове ле...коусвояемые?

1) Х

2) Г

3) К

4) Т

5) Д

15. Какой вариант перевода НАИБОЛЕЕ соответствует словосочетанию недостаточное питание?

1) белоктік қорек

2) табиғи қорек

3) жасанды қорек

4) жеткіліксіз қорек

5)күшейтілген қорек

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: