II. Методические рекомендации




Прочитать стихи А. Фета

«Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

 

Контрольный опросник по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

 

1. Что делает Николай Петрович, чтобы оставаться духовно близким своему сыну?

2. Какие слова П. П. Кирсанова отражают его надменно-пренебрежительное отношение к Базарову?

3. Какой главный принцип базаровского учения?

4. О какой черте Базарова свидетельствует фраза: «А что касается до времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня».

5. С какой целью Аркадий рассказывает любовную историю своего дяди?

6. Почему автор в 3 главе рисует две разнящиеся по тональности пейзажные картины?

7. Какой смысл имеет фраза Базарова о том, что «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?

8. С какой целью Базаров говорит П. П. Кирсанову: «Мой дед землю пахал»?

9. Что дает основания Базарову считать себя выше аристократа П. П. Кирсанова?

10. Почему Ситников стал горячим сторонником базаровского учения?

11. Какой факт доказывает пренебрежительное отношение Базарова к Кукшиной?

12. Что заставило Базарова обратить свой взор на Одинцову?

13. Почему любовное признание доставляет Базарову муку?

14. О каких переменах во взглядах Базарова свидетельствуют его слова: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет»?

15. Какие слова из главы ХIХ надо привести, чтобы подтвердить следующее положение: забота об общем благе уж не воодушевляет Базарова, как прежде.

16. Что стало формальной причиной для поединка между Базаровым и П. П. Кирсановым?

17. Какой повод нашел Аркадий, чтобы вернуться в Никольское?

18. Как Фенечка стала относиться к Базарову, когда узнала о дуэли?

19. Для чего Базаров ходит в деревню к местным мужикам?

20. За что отец Базарова хотел возроптать на Бога?

21. Какая описательная деталь свидетельствует о бездомности П. П. Кирсанова?

22. Какой нравственный смысл имеет тот факт, что Аркадий и Николай Петрович сыграли свадьбу одновременно?

23. Какую мысль выражает финальный фрагмент романа, где автор описывает сельское кладбище, на котором похоронен Базаров?

 

 

Речевые задачи «Сочинение-рассуждение» по разделу «Творчество И. С. Тургенева»

 

I. Основные требования:

1. Объем работы – не менее 350 слов

2. Работу выполнить в тетради для сочинений к 21 января 2019

3. В работе для обоснования (или иллюстрации) своих суждений необходимо использовать литературный материал (обязательно использовать роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Примечание. Если в вашей работе не будет привлекаться текст художественного произведения, ваша работа не будет зачтена.

Вы можете использовать не 1, а 2 и 3 произведения (в том числе и поэтические тексты), но в любом случае вы должны использовать текст романа «Отцы и дети».

4. Работу необходимо писать разборчивым почерком.

5. Корректор для исправления использовать запрещено.

6. На выполнение работы дается 1 неделя. Если работа не сдана в указанный срок, то за нее выставляется неудовлетворительная оценка.

 

II. Методические рекомендации

Жанр, композиция, основные требования вашего сочинения соответствуют требованиям к той речевой задаче, которую вы будете выполнять на итоговом сочинении в 11 классе. Ваша работа представляет собою развернутый ответ на проблемный вопрос, который и является темой вашего сочинения. Следовательно, цель вашей работы – в той или иной форме ответить на поставленный вопрос.

Возможен следующий вариант развертывания текста сочинения.

1. Вступление, которое может представлять либо рассуждение о важности, сложности, противоречивости выбранной вами проблемы, либо вы можете предложить какой-либо пример, отражающий важность, актуальность, поставленной проблемы, и прокомментировать его.

В этой части мы можете сформулировать тезис своей работы (ответ на вопрос), который затем будете обосновывать.

2. Переход. Затем следует перейти к тексту художественного произведения, анализ которого нам позволит разобраться в содержании вопроса и найти на него ответ.

3. Основная часть вашей работы. Рассмотрите содержание поставленного проблемного вопроса на примере 1 или нескольких произведений.

Примечание. Два и более произведения следует использовать в двух случаях:

1) вы показываете разные варианты решения предложенного проблемного противоречия;

2) вам не хватает материала 1 произведения, чтобы ваше сочинение соответствовало нужному объему.

Помните, что вы используете текст художественного произведения с определенной целью – дать обоснованный ответ на поставленный вопрос.

4. Вывод. Если вы ответ на вопрос формулировали в виде тезиса, то подтвердите в этой части справедливость или неправильность вашего утверждения. Если вы не решились дать готовый ответ, то сейчас можете подвести итог своим размышлениям над вопросом и текстом художественного произведения.

Примечание. Желательно работу предварительно выполнить на черновике.

Если у вас будут какие-либо затруднения, то обратитесь за методической помощью к учителю.

 

III. Темы сочинений (выбрать нужно только 1 тему)

1. Согласны ли вы с тем, что каждый человек достоин того, чтобы его любили?

2. На самом ли деле конфликт между поколениями неизбежен?

3. Почему некоторые люди неспособны дружить?

4. Можно ли упрекать человека за то, что он изменил своим убеждениям?

5. Способен ли человек в одиночку изменить действительность?

6. Как вы понимаете слова испанского поэта Хуана Рамона Хименеса: «Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек»?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: