Сергей Сергеевич Прокофьев 1891, Екатеринославская губерния – 1953, Москва




Аннотация

 

 

«Война и мир»

С. С. Прокофьева

II том 13 картина «Смоленская дорога»

хор «За отечество шли мы в смертный бой»

 

Работа студентки I курса

дирижерско-хорового факультета

РАМ им. Гнесиных

Ковальчук Александры

 

Класс преподавателя Морозова Д.И.

 

 

Москва 2017

 

 

План аннотации

 

С.С. Прокофьев2

Л.Н. Толстой4

Война и мир5

Список используемой литературы8

 

 

 

 

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев 1891, Екатеринославская губерния – 1953, Москва

Советский композитор, пианист, дирижер. Народный артист РСФСР (1947). С 1902 занимался композицией у Р. М. Глиэра. С 1904 учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), А. К. Лядова (композиция), Я. Витола (музыкально-теоретические дисциплины), А. Н. Есипово й (фортепиано), Н. Н. Черепнина (дирижирование); окончил ее как композитор (1909) и пианист (1914). В годы учебы в консерватории начал концертную деятельность. В 1918 – 1933 жал за рубежом; с успехом гастролировал в Европе и Америке. В 1927, 1929 и 1932 предпринял концертные поездки в СССР. Он писал оперы, балеты, интермеццо, музыку к кинофильмам, хоры, симфонии, камерную музыку, пьесы для фортепиано, песни для детей и взрослых, на тексты сказок и на стихи Пушкина, тем самым охватывая в своем творчестве все существующие в музыке жанры. Основываясь на автобиографии, напечатанной в 1941 г. в журнале «Советская музыка», можно выделить шесть основных черт, характерных для его жизни и творчества. Первая черта – тяготение к музыке классиков еще в раннем детстве. Вторая черта – новаторство (опера «Великан» в трех действиях). Третья черта – тяготение к динамичности (балет «Ромео и Джульетта», опера-сказка «Любовь к трем апельсинам» марш). Четвертая черта – лиризм (опера «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого, циклы песен, камерные пьесы). Пятая черта – гротеск, сатира (опера-сказка «Любовь к трем апельсинам», симфоническая сказка «Петя и волк», фортепианные пьесы, камерные произведения. Как исполнитель Прокофьев вырабатывает себе новый стиль: бурный ритм, отчетливые интонации и повышенный темп. Признан гениальным пианистом, несравненным и оригинальным исполнителем. 1914 – 1918 первая мировая война, пишет «Классическую симфонию», завоевавшую мировую известность, оперу «Игрок» по мотивам романа Достоевского, кантату «Семеро нас, господи, семеро» полную гуманизма. Горький писал о нем: «Суровый современный человек, который считает, что он изгнал всякие романтические чувства, поет в этой песне о милосердии. Любви и тайнах сердца». 1918 г. Прокофьев покидает Россию и отправляется в кругосветное турне, дает концерты в Японии, Соединенных Штатах, во Франции. Поселяется в Париже, где сочиняет оперу «Любовь к трем апельсинам» по пьесе Гоцци. Возвращение на родину, новый этап: массовые песни, обращение с музыкой к детям (упрощение музыкального языка). Пишет для простых людей под знаком борьбы за новый гуманизм, мир и свободу (музыка к детскому кинофильму по по повести Ю. Тынянова «Подпоручик Киже» про несуществующего военного чиновника и его иллюзорную жизнь, высмеивается бюрократическая машина и эпоха Павла I, у музыки ярко программный характер, который полуиронически воскрешает среду). Венец этапа балет «Ромео и Джульетта» нечто совершенно оригинальное: музыкальные портреты двух семей, воюющих не на жизнь, а на смерть, облик юной, восторженной Джульетты, драматическое звучание музыки на балу, прощанье Ромео и Джульетты – все это великолепные, незабываемые шедевры. Он показывает в этой истории то, что вневременно, вечно (1936). 1938 г. кантата «Александр Невский» – картина старины семисотлетней давности (1242), ледовое побоище, где Александр Невский разгромил рыцарей Тевтонского ордена на льду Чудского озера и освободил от немецких захватчиков земли Пскова и Новгорода. Здесь композитор обращается к настоящему и будущему и предупреждает о том, что «кто готовится к нападению, кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!». Вторжение в Советский союз фашистских полчищ обращает внимание на Прокофьева на гениальный роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Сожженные деревни, убитые дети, взрослые, ставшие бездомными скитальцами, и живой эпос сопротивляющихся врагу советских войск ведет его к более глубокому пониманию романа. Композитор лишь сейчас постигает, какие исторические силы заставляют Болконского покинуть свой дом, почему, ища свой путь, блуждает Наташа, в каком видении предстает перед Пьером Безуховым будущее, почему становится авантюристом Курагин и почему «непобедимый» Бонапарт не может победить Кутузова... Прокофьев понимает теперь, что в драматической борьбе, описываемой в «Войне и мире», исход решает не оружие, не личные таланты и не качество стали, не военная дисциплина, а великая сила, иногда более действенная, чем все оружие и снаряжение, вместе взятое. В «Войне и мире» решающий фактор борьбы – народ... Один народ видит, что его принудили служить неправому делу. Другой народ не боится смерти, знает, что на его стороне правда, справедливость, человеческое достоинство, свобода и правое дело мира, и поэтому побеждает. В заголовке стоит: «Война и мир», лирические и драматические сцены по мотивам одноименного романа Л. Н. Толстого. Это скромность – шестая его черта творчества. Он оставил гениальное наследие: симфонии, пять концертов для фортепиано с оркестром, концерты для скрипки и виолончели с оркестром, два струнных квартета, сонаты для скрипки и фортепиано, романсы, шесть балетов, оперы «Маддалена», «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Огненный ангел», «Семен Котко», «Обручение в монастыре» («Дуэнья»), «Война и мир».

Хоровое творчество. Женский хор с оркестром «Белый лебедь», кантата «Семеро их»; кантата к 20-летию Октября, сюита для солистов и хора, оркестровое «Песни наших дней», кантаты «Александр Невский», «Здравница», Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным», «Славься наш могучий край», оратории «На страже мира», «Иван Грозный», сюита «Зимний костер», опера «Война и мир», «Семен Котко» и др.

Специфические черты. Прокофьев создал собственный хоровой стиль, подчиненный композиционным задачам. В большинстве это хор с оркестром; часто – аккордовый склад, с преобладанием верхнего голоса, с октавными удвоениями, параллелизмами 3-голосных созвучий, употреблением скачков, хроматизмов, тональных сдвигов. Не придерживаясь сложившихся приемов подголосочности, имитационной полифонии, Прокофьев мастерски применял их отдельные элементы. Сочинения Прокофьева на русскую тематикуокрашены национальным калоритом, благодаря сохранению и обогащению ладовости и русских песенных интонаций. В сочинениях на современные темы использовал интонации хоровой, в частности, пионерской песни, черты жанровой музыки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: