Психолого-педагогические особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата




Г. Вологда, Поселковый пер., д. 3

(8172) 53-03-70 (регистратура)

(8172) 51-38-28

Т/ф (8172) 51-76-14

ocpmcc@mail.ru

Ocpmcc.edu35.ru

 

Вологда, 2017

Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства.

По типологии двигательных нарушений, предложенной И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, выделяются:

I. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.

II. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти.

III. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

Психолого-педагогические особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Можно выделить следующие общие черты в познавательном и физическом развитии ребенка с НОДА (данные черты более характерны для детей с ДЦП, т.к. при более легком течении заболевания, психологическое развитие идет в пределах нормы):

1. Возможность снижения интеллектуального развития ребенка.

2. У ребенка с НОДА нарушена последовательность и темп созревания всех двигательных функций.

3. Нарушение мышечного тонуса по типу повышения (спастичность, мышечная гипертония ) или понижения (гипотония), а также меняющийся тонус или смешанная форма с различными сочетаниями нарушений (дистония).

4. Наличие параличей и парезов (полное отсутствие или ограничение объема произвольных движений). В за­висимости от тяжести поражения мозга может наблю­даться полное или частичное отсутствие тех или иных движений. А это в своё время затрудняет формирование ходьбы, навыков самообслуживания, предметной, иг­ровой, учебной и других видов деятельности.

5. Наличие насильственных движений (гиперкинезы и тремор).

6. Нарушения равновесия и координации движений.

7. Нарушение ощущения движений. Разви­тие двигательных функций тесно связано с ощущением движений. При всех формах НОДА нарушается кинесте­тическая чувствительность, и ребёнку сложно опреде­лить положение собственного тела в пространстве, на­рушается координация движений и пр. У многих детей искажено восприятие направления движения.

8. При всех формах церебрального паралича происходит за­держка и нарушение развития кинестетического анализато­ра. Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля. Ощупыва­ющие движения рук часто очень слабые, осязание и узнава­ние предметов на ощупь затруднены.

9. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем. Это обусловлено несколькими причинами: а) вынуж­денная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстника­ми и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; б) затруднение познания окру­жающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанное с проявлением двигательных расстройств; в) нарушение сенсорных функций.

10. У детей с НОДА идет нарушение активного произвольного внимания. Следует отметить нарушение формирования избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. Ребенок может застревать на отдельных элементах.

11. Недостаточность сенсорно-перцептивного развития связана с низким уровнем кинестетического, зрительного и слухового восприятия.

12. Нарушения в формировании образной памяти (включающей в себя зрительную, слуховую, осязательную память) большей частью являются следствием нарушений восприятия. Словесно-логическая память, как правило, формируются с опозданием. Более полно дети с церебральным параличом запоминают яркие предметы и те, по которым можно создать больше ассоциативных связей.

13. Наглядно-действенное мышление формируется с большим опозданием и имеет ряд особенностей. Задержка в развитии словесно-логического мышления у детей с НОДА проявляется в том, что мыслительные операции формируются с запозданием. Дети с трудом устанавливают сходство различия, причинно-следственные связи, обобщают. Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей, чаще всего по цвету.

14. Речевое развитие детей с НОДА характеризуется количественными и качественными патологическими особенностями.

15. Повышенная утомляемость, инертность и замедленность всех психических процессов.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с НОДА.

По эмоционально-волевым проявлениям детей с НОДА условно можно разделить на 2 группы.

В одном случае дети с пониженной возбудимостью, чрезмерной чувствительностью ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети беспокойны, суетливы, расторможены, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Эти дети эмоционально лабильны: то они чрезмерно веселы, шумны, то вдруг становятся вялыми, раздражительными, плаксивыми. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим, усиливаясь в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом.

У более многочисленной группы детей процесс торможения превалирует над процессом возбуждения. Такие дети отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Они с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в изменяющихся условиях, с большим трудом налаживают контакты с новыми людьми. У данной категории детей отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением, падением, сном и общением. В момент страха у них наблюдаются физиологические изменения (учащение пульса и дыхания, повышается мышечный тонус, появляется пот, усиливаются слюнотечение и гипер­кинезы). Они стремятся к ограничению социальных кон­тактов. Причиной этих нарушений чаще всего является гиперопекающее воспитание ребенка и реакция на физический дефект.

Почти у всех детей с НОДА проявляется личностная незрелость, которая выражается в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

Во время построения работы с детьми с ДЦП необходимо опираться на следующие рекомендации

1. Занятия должны проводиться в спокойной, специальной обстановке, вызывающей у ребенка положительные эмоции.

2. Временные рамки занятий должны быть определены возрастом ребенка и уровнем его развития.

3. Занятия стараться строить в игровой форме, делать их эмоционально насыщенными (это так же помогает детям в определении эмоций других людей).

4. При построении занятий опирайтесь на сохранные анализаторы, применяя при этом специальные методические пособия.

5. При работе используйте наглядные и технические методы и средства обучения. Выполняйте совместные действия, действия по подражанию.

6. Излагайте материал четко, медленно, задавая определенные вопросы.

7. Используйте принцип доброжелательности, внимательности по отношению к ребенку. Исключайте фамильярничество, фразы, указывающие на дефект ребенка.

8. Не стоит проявлять излишнюю жалость, т.к. это вызывает проявление инфантилизма. Поощряйте активность ребенка на занятии, воспитывайте в нем волю, стремление к преодолению трудностей.

9. Не спешите сразу помогать ребенку. Дайте возможность проявить в полную силу свои возможности и способности.

10. Т.к. дети с ДЦП быстро утомляются, в следствие чего, не хотят выполнять задание, необходимо постоянное стимулирование, поддержка, а так же смена видов деятельности (пр.выполнение пальчиковой гимнастики).

11. Во время занятий важно уделять внимание развитию речи (как второй сигнальной системе). Активно стимулировать вербализацию ребенка последовательности своих действий поле получения инструкции, комментирование во время работы, словесную оценку деятельности.

_____________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: