Эндогенный – возникающий, развивающийся в организме вследствие внутренних причин.




Методические рекомендации

Для практических занятий

Лексическая тема: Профилактика стоматологических заболеваний.

Грамматическая тема: Аннотирование научных текстов. Виды аннотации с учетом особенностей потребителей.

 

Курс: 1

Дисциплина: русский язык

 

Составитель: к.п.н.,доц. Озекбаева Н.А.

 

 

2015.

 

 


 

I. Лексическая тема: Профилактика стоматологических заболеваний.

Грамматическая тема: Аннотирование научных текстов. Виды аннотации с учетом особенностей потребителей.

 

II. Цель: сформировать и развить компетенции аннотирования, определения видов аннотации.

III. Задачи обучения:

· Когнитивно-языковая компетенция: сформировать и развить умение аннотировать.

· Операционально-речевая компетенция: сформировать, развить и закрепить навыки переработки первичного текста во вторичный с целью построения текстов нового жанра.

IV. Основные вопросы темы:

1. Что такое аннотация?

2. Как производится аннотирование научных текстов?

3. Какие виды аннотации бывают?

4. Что такое профилактика?

V. Методы обучения:

· Объяснительно-иллюстративный: объяснение теоретического материала.

· Наглядный: применение опорных таблиц.

· Инновационный: кластерный метод.

· Репродуктивный: выполнение грамматических заданий с выявлением и характеристикой изучаемых конструкций.

 

VI. Задания по теме.

Задание 1. Ознакомьтесь с теоретическими сведениями и запишите определения основных терминов. Составьте кластер, используя полученную информацию.

 

Аннотация (от латинского аnnotatio – замечание) – это краткая характеристика книги, статьи в виде перечня главнейших вопросов (аннотация статьи, монографии). Текст аннотации состоит из двух частей: в первой части содержится вопрос «о чем?», во второй – «кому?» Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. В первой части формулируются основная тема книги, статьи, т.е. содержательная характеристика первоисточника. Во второй части перечисляются основные положения и адресат аннотируемого текста.

Аннотация должна быть понятна читателю-неспециалисту, для чего используют общепринятые или стандартизированные термины и определения. Аннотация, как правило, состоит из простых предложений; в ней активно используются страдательные конструкции (глагольные и причастные).

Виды аннотаций

По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.

Справочные аннотации (описательные или информационные) характеризуют тематику текста-первоисточника, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.

Рекомендательные аннотации характеризуют первоисточник и дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей.

По полноте охвата содержания аннотируемого документа и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.

Общие аннотации характеризуют документ в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей.

Специализированные аннотации характеризуют документ лишь в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов и носят в основном справочный характер.

Структура аннотации:

1. Заглавие содержит выходные данные книги: имя, отчество (или инициалы), фамилия автора (авторов) книги, название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц, объем книги в печатных листах, тираж и цена книги.

2. Основная часть. В основной части дается информация о главной теме первоисточника, перечень поднимаемых вопросов, сведения о составе работы.

3. Адресат. В конце аннотации дается указание на назначение работы и ее адресат.

Задание 2. Сравните образцы аннотаций. Определите их вид. Проанализируйте данные аннотации с точки зрения структуры.

А. Текст посвящен одному из важнейших признаков, определяющих здоровье населения – физическому развитию. Прежде всего, автор определяет признаки физического развития, затем перечисляются причины, влияющие на его уровень, наконец, указываются источники получения антропометрических данных и утверждается большая информативность индивидуальной оценки физического развития по таблицам стандартов.

Текст предназначен для студентов медицинских вузов и колледжей.

 

Б. Кенесариев У.И., Жакашев Н.Ж. Экология и здоровье населения. Учебник для медицинских вузов и колледжей. – Алматы: НИЦ «Гылым», 2002. – 230 с.

В учебнике изложены научные основы общей экологии, экологии человека, экологические аспекты среды обитания и здоровья населения. Основное внимание уделяется вопросам охраны атмосферного воздуха, воды, почвы, растительного, животного мира, пищевых продуктов от загрязнения. Рассмотрены такие важные вопросы как интегральные методы оценки окружающей среды, степень опасности ее загрязнения, нагрузка на организм человека химических факторов. В пособии подробно освещаются экологические особенности регионов Казахстана, особенности биогеохимических провинций республики и медико-экологические аспекты здоровья населения.

Учебник предназначен для преподавателей, студентов медицинских вузов и колледжей, а также всех интересующихся проблемами охраны окружающей среды.

 

В. Салагаев В.Г. Студенческие научные работы. Академическая риторика: Учебное пособие. – Алматы: Раритет, 2004. – 200 с.

В книге с риторических позиций описываются жанры свертывания–развертывания информации в учебных и исследовательских целях: формулировка темы, тезисы, реферат, конспект, план научной работы, библиографическое описание, аннотация. Содержится попытка системно представить учебные и творческие студенческие жанры.

Освещен процесс написания творческих научных произведений: выбор и закрепления темы, планирование работы, библиографический поиск, изучение литературы, сбор и систематизация фактического материала. Рассматриваются все элементы композиции научного сочинения, его редактирование и защита результатов исследования.

Пособие содержит обширный иллюстративный материал, рекомендательный библиографический список, глоссарий, тесты, задания для самостоятельных занятий и упражнения. Предназначено для студентов бакалавриата и магистратуры, преподавателей курса «Основы научных исследований», кто занимается научным самообразованием.

Задание 3. Прочитайте. Определите вид аннотации. Укажите заглавие, основную часть и адресат.

Современный словарь иностранных слов. М: Русский язык, 1993.

Словарь содержит около 20 тысяч слов, в разное время заимствованных русским языком из других языков и слов, образованных из элементов древнегреческого и латинского языков. Словарь включает общеупотребительную лексику, общераспространенную термины и терминологические сочетания по различным областям знании. При каждом слове дается толкование и справка о его происхождении (этимология). В словаре учтены изменения, которые произошли в языке в последнее время, включены новые слова и значения, пересмотрены толкования многих слов.

Словарь адресован широкому кругу читателей.

Задание 4. Прочитайте высказывания Гиппократа. Объясните их смысл.

 

1) Врач должен лечить не болезнь, а больного. 2) Врач должен приносить пользу, а не навредить. 3) Никогда не откладывай лечение на потом. 4) Исцеление достигается временем. 5) Лечить нужно не только болезнь, но и противодействовать причинам, ее вызывающим. 6) Врач должен помнить, что лечить каждого человека нужно сообразно его природе, возрасту, месту, где он живет и времени года. 7) Из настоящих страданий врач должен предвидеть их развитие в будущем и предусмотреть средства их лечения.

Задание 5. Прочитайте происхождение слова профилактика. Запишите его.

 

ПРОФИЛАКТИКА, -и, ж. [греч. prophylaktikos предохранительный] – 1) совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения и обеспечение долголетия; 2) совокупность технических мероприятий, предохраняющих что-л. (механизмы, машины) от преждевременного износа, поломки.

Задание 6. Ознакомьтесь со значением данных слов и запишите их толкование.

Фактор риска – фактор, не являющийся причиной болезни, но увеличивающий вероятность ее возникновения.

Эндогенный – возникающий, развивающийся в организме вследствие внутренних причин.

Рефлекс – ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющаяся через нервную систему.

Регуляция – направлять развитие, движение чего-н. с целью привести в порядок, в систему.

Концентрация – в химии – относительное содержание данной составной части (компонента) в смеси, растворе, сплаве.

Задание 7. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Выпишите из текста необходимые языковые и речевые стандарты-клише, которые можно использовать при написании аннотации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: