БЛОК 3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




 

Задачи:

1. развитие оригинальности как качества креативности;

2. развитие беглости, гибкости и оригинальности как качеств творческого мышления;

3. усовершенствование креативности, посредством развития навыков экспрессии;

4. развитие умения взаимодействовать с другими членами группы;

5. развитие навыков самопрезентации.

 

Занятие 1
1) Упражнение "Приветствие"
Цель: создание положительного эмоционального фона
Оборудование: небольшой мяч
Описание упражнения: Ведущий: у меня в руках мяч. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя его со словами: "Имя, я рад (а) тебя видеть". Я начну, а продолжит тот, кому я его брошу.
2) Упражнение "Перекинь мяч"
Цель: развитие оригинальности как качества креативности, сплочение группы, разминка.
Описание упражнения:
Участники стоят в тесном кругу. Им дается небольшой мячик (например, теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по две секунды, на каждого участника.
Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до одной секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках каждого, потратив лишь одну секунду на всю группу.
Выводы:
После выполнения упражнения с участниками обсуждаются предложенные ими способы передачи мяча с точки зрения, их оригинальности. Затем с участниками обсуждаются их ощущения и переживания от работы в команде.
3) Упражнение "И все-таки у них много общего".
Цель: развитие беглости оригинальности как качеств творческого мышления
Описание упражнения:
Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь "нащупать" между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой... Это упражнение тренирует мозг на создание непривычных комбинаций и учит пользоваться "ингредиентами", находящимися в разных его секторах. Для примера приводятся возможные ответы на вопрос "Что общего между глазом и водопроводным краном":
1) оба слова из четырех букв;
2) в обоих случаях буква "А" третья по счету;
3) при помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана глаз вымыть;
4) и то и другое может блестеть;
5) из них иногда льется вода;
6) когда они портятся, из них подтекает.
А еще: ремонт глаза стоит в тысячу раз дороже, чем ремонт крана, а у водопроводчика, который приходил чинить кран в пятницу, был большой синяк под глазом.
4) Упражнение "Хоровод" (Ритуал прощания)
Цель: завершение работы в группе, сплочение группы.
Описание упражнения: Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.

Занятие 2
1) Упражнение "Приветствие"
Цель: создание положительного эмоционального фона
Оборудование: небольшой мяч
Описание упражнения: Ведущий: у меня в руках мяч. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя его со словами: "Имя, я рад (а) тебя видеть". Я начну, а продолжит тот, кому я его брошу.
2) Упражнение "Интервью"
Цель: развитие оригинальности и беглости как качеств творческого мышления.
Описание упражнения:
Взрослый говорит: "Представьте, что каждый из вас стал известным, знаменитым человеком. Все интересуются вашим мнением. Журналист пытается взять у вас интервью и задает вам различные вопросы".
Взрослый берет микрофон и, поочередно подходя к каждому ребенку, предлагает ответить на вопрос или закончить предложение.
Примерные вопросы и незаконченные предложения
Когда люди смеются?
Что вы чувствуете, когда другие смеются? Почему?
Что вы делаете, когда рядом кто-нибудь плачет? Почему?
Люди сердятся, когда...
Люди обижаются, если...
Люди удивляются, когда...
Люди радуются, если...
Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений "иллюстрировать" стихотворение "Бывают чувства разные".
Бывают чувства разные
Бывают чувства разные: Прекрасные, опасные, Сердечные, забавные, Сердитые и славные, Веселые, печальные, Игральные, молчальные. Попробуй улыбнуться, Как клоун на манеже, И робко потянуться, Как маленький подснежник. Попробуй рассердиться, Как злющая оса. Попробуй удивиться, Взглянув на небеса. Попробуй шею важно, Как лебедь, выгибать - Все скажут: "Он отважный!" И будут уважать.
Диагностика: Следует обратить внимание на поведение ребенка во время занятия. Пассивность в ходе беседы, отказ от участия в игре "Интервью" могут быть вызваны:
а) повышенной тревожностью, низкой самооценкой;
б) нарушениями речевого развития.
Ошибки, допущенные при выполнении заданий в тетра ди, могут объясняться:
а) непониманием инструкции;
б) повышенной импульсивностью, отвлекаемостью;
в) слабой дифференцированностью эмоциональной сферы, т.е. неспособностью распознавать эмоции. Задание на соотнесение эмоций с определенными цветами поможет получить индивидуальный ключ к диагностике детских рисунков. Обратите внимание на выбор цвета,
который использовался при создании автопортрета, и посмотрите, с каким эмоциональным состоянием он ассоциируется у ребенка.
3) Упражнение "Безумный генетик"
Цель: развитие гибкости и оригинальности как качества творческого мышления
Описание упражнения:
Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Если вы неплохо рисуете, придется на время об этом забыть: здесь важен процесс, а не результат. Теперь нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных... Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное "задушить" логику и здравый смысл, которые будут взывать к вам с требованиями нарисовать вместо этого безобразия зайчика или черепашку.
Подведение итогов занятия
- Понравилось ли вам заниматься со всей группой?
- Что нового вы узнали?
- Что сегодня понравилось, что не понравилось?
4) Упражнение "Хоровод" (Ритуал прощания)
Цель: завершение работы в группе, сплочение группы.
Описание упражнения: Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.

Занятие 3
1) Упражнение "Приветствие"
Цель: создание положительного эмоционального фона
Оборудование: небольшой мяч
Описание упражнения: Ведущий: у меня в руках мяч. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя его со словами: "Имя, я рад (а) тебя видеть". Я начну, а продолжит тот, кому я его брошу.
2) Упражнение "Стоп-кадр"
Цель: усовершенствование креативности, посредством развития навыков экспрессии.
Описание упражнении:
Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавли ваются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. "Стоп-кадр" продолжается 8-10 секунд, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по поме щению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо оче редное слово. Желательно заснять "стоп-кадры" с помощью цифровой, фото- или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения. Можно использовать, например, такие наборы слов:
Время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профес сия, успех.
Встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.
Выводы:
После выполнения упражнения с участниками обсуждаются способы демонстрации слов, которые они придумали. Затем обсуждаются все способы с точки зрения того, как в них проявились качества творческого мышления участников, такие, как беглость, гибкость и оригинальность.
3) Упражнение "Ватрушка"
Цель: развитие беглости, гибкости и оригинальности как качеств творческого мышления.
Описание упражнения:
"Наверное, вы видели санки-"ватрушку". Это надувная камера от колеса грузовой машины, на которую надет прочный чехол и при деланы ручки. Человек садится на эту камеру, хватается за ручки и съезжает со снежных горок. Представьте себе, что вы залезли с та кой "ватрушкой" на горку, намереваясь съехать оттуда, но вдруг, уже будучи наверху, увидели, что горка слишком крутая и покрыта кочка ми. Ехать с нее страшновато - можно упасть и больно ушибиться. Как вы думаете, какое решение вы примете: все-таки поехать, несмотря на боязнь, или отказаться?"
Дальнейшие инструкции различаются:
для тех, кто откажется: "Что ж, вы благоразумны. А теперь при думайте, пожалуйста, как можно больше способов скатить эту "ват рушку" другу, оставшемуся внизу, так, чтобы она не опрокинулась и не улетела со склона в сторону";
для тех, кто поедет: "Молодцы, вы смелые люди! Тем не менее, горка действительно крутая и опасная, а шею свернуть никому не хочется. Придумайте, как можно больше способов съехать с горки на этой "ватрушке" таким образом, чтобы у вас была возможность притормаживать, контролируя скорость".
Выводы:
После выполнения упражнения с участниками обсуждаются способы скатывания "ватрушки", которые они придумали. Затем обсуждаются все идеи с точки зрения того, как в них проявились качества творческого мышления участников, такие, как беглость, гибкость и оригинальность.
4) Упражнение "Неоконченный рисунок"
Цель: развитие гибкости и оригинальности как качеств творческого мышления.
Описание упражнения: Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т.п.). Его задача каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой-либо образ. Повторяться нельзя.
Подведение итогов занятия
- Понравилось ли вам заниматься со всей группой?
- Что нового вы узнали?
- Что сегодня понравилось, что не понравилось?
5) Упражнение "Хоровод" (Ритуал прощания)
Цель: завершение работы в группе, сплочение группы.
Описание упражнения: Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.

Занятие 4
1) Упражнение "Приветствие"
Цель: создание положительного эмоционального фона
Оборудование: небольшой мяч
Описание упражнения: Ведущий: у меня в руках мяч. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя его со словами: "Имя, я рад (а) тебя видеть". Я начну, а продолжит тот, кому я его брошу.
2) Упражнение "Арка"
Цель: сплочение группы, развитие навыков генерации идей в командной работе.
Описание упражнения:
Участники объединяются в две-три команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить из одного листа арку такого размера, чтобы через нее смог пройти любой из участников. Арка должна состоять из непрерывной полосы бумаги, но пользоваться какими-либо скрепляющими принадлежностями нельзя, в распоряжении участников имеются только ножницы. Способ выполнения этого упражнения участникам не разъясняется. Если группа, легко справляющаяся с творческими заданиями, то упражнение имеет смысл усложнить: попросить участников не просто соорудить такую арку, а придумать и продемонстрировать как можно больше способов для этого (10 минут), и устроить соревнование между подгруппами: кто изобрел больше таких способов.
Выводы:
После выполнения упражнения с участниками обсуждаются предложенные ими способы изготовления арки. Затем с участниками обсуждаются их ощущения и переживания от работы в команде.
3) Упражнение "Десять плюс десять"
Цель: развитие беглости, гибкости и оригинальности как качеств творческого мышления.
Описание упражнения: Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, "шляпа; большая, зеленая, теплая, модная, красивая" и т. д. Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному НЕ подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой... Старайтесь подбирать прилагательный из разных сфер восприятия (например, если вы написали "желтый", можете считать, что с цветовой гаммой покончено).
Подведение итогов занятия
- Понравилось ли вам заниматься со всей группой?
- Что нового вы узнали?
- Что сегодня понравилось, что не понравилось?
4) Упражнение "Хоровод" (Ритуал прощания)
Цель: завершение работы в группе, сплочение группы.
Описание упражнения: Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.

Занятие 5
1) Упражнение "Приветствие"
Цель: создание положительного эмоционального фона
Оборудование: небольшой мяч
Описание упражнения: Ведущий: у меня в руках мяч. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя его со словами: "Имя, я рад (а) тебя видеть". Я начну, а продолжит тот, кому я его брошу.
2) Упражнение "Иностранец"
Цель: развитие оригинальности и беглости как качеств творческого мышления.
Описание упражнения:
"Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: например, услы шав выражение "Не вешай нос", представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни. Предложите как можно больше вариантов, что он может подумать, услышав такие фразы:
Себе на уме.
Комар носа не подточит.
Метать бисер перед свиньями.
Сам черт не брат
Прошел огонь, воду и медные трубы.
Не подмажешь не поедешь.
У семерых нянек дитя без глазу.
Яйца курицу не учат.
Зимой прошлогоднего снега не выпросишь.
Дом был полной чашей.
На воре и шапка горит".
Упражнение выполняется в подгруппах по 3 4 человека, каждая подгруппа выбирает себе по три фразы и придумывает как можно больше возможных вариантов их буквальной трактовки.
Выводы:
После выполнения упражнения с участниками обсуждаются выдвинутые ими варианты буквальной трактовки пословиц. А также все идеи обсуждаются с точки зрения того, как в них проявились такие качества творческого мышления участников, как беглость и оригинальность.
3) Упражнение "И это называется..."
Цель: развитие оригинальности как качества творческого мышления
Описание упражнения: Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое и хлесткое, можно развернутое и обстоятельное главное, чтобы оно понравилось вам самим. Например: "Знакомка" (при виде сослуживицы, застывшей за своим рабочим столом); "Вид из окна, когда у меня плохое настроение" и т.д.
4) Упражнение "Музыка"
Цель: развитие беглости, гибкости и оригинальности как качеств творческого мышления.
Описание упражнения:
Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изоб разить услышанную музыку и озаглавить рисунок.
Подведение итогов занятия
- Понравилось ли вам заниматься со всей группой?
- Что нового вы узнали?
- Что сегодня понравилось, что не понравилось?
5) Упражнение "Хоровод" (Ритуал прощания)
Цель: завершение работы в группе, сплочение группы.
Описание упражнения: Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.

Занятие 6

1) Упражнение "Приветствие"
Цель: создание положительного эмоционального фона
Оборудование: небольшой мяч
Описание упражнения: Ведущий: у меня в руках мяч. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя его со словами: "Имя, я рад (а) тебя видеть". Я начну, а продолжит тот, кому я его брошу.
2) Упражнение "Пересядьте все те, у кого +"
Цель: развитие оригинальности как качества креативности, сплочение группы, разминка.
Описание упражнения: Участники группы сидят в кругу, ведущий стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он - водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: "Пересядьте все те, у кого +" и называет общие вещи, свойства и пр., которые есть у большинства участников. Например, "Пересядьте все те, кто сегодня завтракал, кто учится в школе, у кого в одежде есть синий цвет" и т.д. во время пересаживания водящий должен успеть занять чье-то место, в результате кому-то из участников не хватит стула и он становится водящим и делает то же, что и первый, после чего цикл игры повторяется.
3) Упражнение "Архимед"
Цель: развитие оригинальности и гибкости как качеств творческого мышления
Описание упражнения:
Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача - найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: "Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как распознать инопланетянина? Как построить машину для расчесывания собак? Как сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?"
4) Упражнение "Рассказ по картинкам"

Цель: развитие оригинальности и гибкости как качеств творческого мышления
Описание упражнения:
Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложнить это задание можно с помощью цветных иллюстраций из журналов детских и взрослых, на первый взгляд, не связанных между собой.
Подведение итогов занятия
- Понравилось ли вам заниматься со всей группой?
- Что нового вы узнали?
- Что сегодня понравилось, что не понравилось?
5) Упражнение "Хоровод" (Ритуал прощания)
Цель: завершение работы в группе, сплочение группы.
Описание упражнения: Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.

Занятие 7
1) Упражнение "Приветствие"
Цель: создание положительного эмоционального фона
Оборудование: небольшой мяч
Описание упражнения: Ведущий: у меня в руках мяч. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя его со словами: "Имя, я рад (а) тебя видеть". Я начну, а продолжит тот, кому я его брошу.
2) Упражнение "Совместная история"
Цель: развивать навыки сотрудничества и взаимодействия в группе сверстников, развитие навыков генерации идей в командной работе.
Описание упражнения: каждый участник по кругу говорит свое предложение, следующий добавляет к предложениям свое, между ними должна быть смысловая связь.
3) Упражнение "Неоконченный рисунок"

Цель: развитие оригинальности как качества креативности
Описание упражнения: Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т.п.). Его задача каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой-либо образ. Повторяться нельзя.
4) Упражнение "Придумай название"
Цель: развитие гибкости и оригинальности как качеств креативности
Описание упражнения: Ребенку необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.
5) Упражнение "Рифмоплет "
Цель: развитие гибкости и оригинальыности как качеств креативности
Описание упражнения: Сначала предложите придумать ребенку слова, окончания которых звучали бы одинаково (например, палка - галка); затем сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.
Подведение итогов занятия
- Понравилось ли вам заниматься со всей группой?
- Что нового вы узнали?
- Что сегодня понравилось, что не понравилось?
6) Упражнение "Хоровод" (Ритуал прощания)
Цель: завершение работы в группе, сплочение группы.
Описание упражнения: Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.

 

Занятие 8.
1) Упражнение "Приветствие"

Цель: создание положительного эмоционального фона
Оборудование: небольшой мяч
Описание упражнения: Ведущий: у меня в руках мяч. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя его со словами: "Имя, я рад (а) тебя видеть". Я начну, а продолжит тот, кому я его брошу.
2) Упражнение «Деревья»

Цель: развитие креативного мышление.

Инструкция: древние друиды считали, что каждое дерево обладает чертами, присущими человеческой личности. Деревья, как и люди, могут быть добрыми и злыми, слабыми и сильными, мудрыми и легкомысленными. Почему ива ассоциируется у нас с грустью, а дуб с силой и зрелостью? Выбери любое дерево и попробуй, подобно друидам определить его человеческий характер, отрази душу дерева в своей работе.

Упражнение «Имя»

Цель: формирование позитивной «Я-концепции»

Инструкция: нарисуйте с помощью цветовых пятен своё полное имя: Иван, Ольга, Ирина, Дарья и т.д. Подумайте, какое оно, ваше имя: контрастное или приглушенное по тону, теплое или холодное по цвету; какие у него очертания твёрдые, жесткие или мягкие и расплывчатые. А рядом изобразите имя, которым вас ласково называет мама: Ванюша, Оленька, Иришка, Дашутка и т.д., почувствуйте разницу, попробуйте передать её в своей работе.

4) Упражнение "Хоровод" (Ритуал прощания)
Цель: завершение работы в группе, сплочение группы.
Описание упражнения: Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.

 

Задание 9.

1) Упражнение "Приветствие"
Цель: создание положительного эмоционального фона
Оборудование: небольшой мяч
Описание упражнения: Ведущий: у меня в руках мяч. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя его со словами: "Имя, я рад (а) тебя видеть". Я начну, а продолжит тот, кому я его брошу.
2)Упражнение «Цветочки».

Цель: создать условия для размышления – что такое счастье?

Инструкция: теперь, когда мы все превратились в цветы, можно услышать разговор волшебных цветов. А давайте попробуем спросить у них что-нибудь?

Например: не скучно ли им, не грустно ли вот так всё время расти на полянке? Давайте ребята, все вместе спросим - не скучно ли вам, не грустно ли вот так всё время расти на полянке?

3)Упражнение «Солнце светит для тех, кто..».

Цель: Эта игра способствует развитию чувства сплоченности.

Этапы игры:

Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.

Цель стоящего в центре – снова получить стул, на который можно сесть.

Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.

Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для каждого, кто...». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы». Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. («Солнце светит для каждого, кто... любит проводить отпуск на море... терпеть не может курильщиков... питается по-вегетариански...») Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях.

Играйте до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность получить в сжатые сроки богатейшую информацию, которая потом может быть переработана Вами.

Обсуждение игры:

Что стало для меня неожиданностью?

Чувствую ли я, что нашел достаточно «родственных душ»?

Радует ли меня, что между нами так много общего?

Упражнение «Ромашка»

Цель: продолжать создавать условия для размышления по теме счастья.

Инструкция: сейчас, я вас попрошу на розовых лепестках записать те моменты, когда каждый из вас будет счастлив, например: я, был бы счастлив, если бы…, когда был здоров. Продолжите предложения (пока дети пишут, наклеиваются на ватман лепестки, в виде цветка).

5) Упражнение "Хоровод" (Ритуал прощания)
Цель: завершение работы в группе, сплочение группы.
Описание упражнения: Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.

 

Занятие 10.

1) Упражнение "Приветствие"
Цель: создание положительного эмоционального фона
Оборудование: небольшой мяч
Описание упражнения: Ведущий: у меня в руках мяч. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя его со словами: "Имя, я рад (а) тебя видеть". Я начну, а продолжит тот, кому я его брошу.
2) Упражнение «Что такое?»

Командам раздаются карточки с названиями трех-четырех предметов. Задача для каждой команды: после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так, чтобы все остальные дали ответ. Например: «Что это такое?»

• Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.)

• Жидкость, предназначенная для соединения деталей? (Клей.)

• Молоко, телефон, дождь.

• Хлеб, ножницы, луна.

• Жираф, ложка, снег.

Русские писатели и поэты

На листах бумаги команды в течение двух-трех минут записывает имена русских писателей и поэтов. Затем листы сверяются методом исключения. Выигрывают те, у кого фамилий останется больше.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: