Урок 2.Тема: «Развязка романа А.С. Пушкина «Дубровский».




Урок литературы № 1 по теме «Владимир Дубровский – доблестный офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник»

Ребята, прочитайте предложенный материал. Здесь даны вопросы для анализа текста и ответы на вопросы (как вы должны ответить бы на заданный вопрос).

Ещё в одной роли появляется перед нами Дубровский – в роли разбойника.

- Почему он становится разбойником? Что им руководит? (Нежелание подчиняться несправедливым законам, форма самозащиты).

Обозначая тему, мы назвали его «благородным разбойником»? Почему? Найдите в 7 главе ответ на вопрос. («Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием». То есть даже сделавшись разбойником, Дубровский остаётся служителем справедливости.)

Дубровский - учитель Дефорж.

- Когда вы догадались, что француз-учитель, появившийся в доме Троекурова, это Дубровский? А как вы догадались? (По его необыкновенным поступкам, например, поведению в медвежьей комнате, когда мы видим, как храбро и с каким достоинством он держит себя.)

- А для чего Дубровский проникает в дом Троекурова? (Хочет отомстить ему.)

- Почему отказывается от мести? (Полюбил Марью Кирилловну)

- А здесь чувства помогают или мешают герою? (Мешают свершиться его «кровавому подвигу», помогают остаться человечным, благородным).

Перечитайте рассказ Анны Савишны Глобовой.

- Чьи деньги украл приказчик? Кому они предназначались?

- Кто передаёт содержание разговора? Где рассказывает?

- Как Анна Савишна относится к Дубровскому?

– А кто очень сильно боится Дубровского и почему? (Антон Пафнутьич Спицын, который лжесвидетельствовал против отца Дубровского и теперь боится мести сына).

- Почему Дубровский разоблачает себя перед Спицыным? (Чувство вновь одерживает верх. Теперь оно лишает героя безопасности. Владимир не может простить подлость и стремится наказать Спицына за ложь и предательство.)

Итак, мы рассмотрели поведение Дубровского в разных эпизодах, видели его в разных ролях, выявили мотивы его поступков, узнали, какими качествами обладает герой.

Подведём итоги.

Вставьте подходящие по смыслу слова в текст (задание выполнить письменно в тетради по литературе).

Владимир Дубровский наделен…, …, …, способностью…. Однако в каждой своей роли он остается прежним — сыном…, но …дворянина. Человечность в Дубровском побеждает…. Герой чаще руководствуется…, чем соображениями пользы. Он так же, как и…, не в силах изменить…, признанные обществом.

- Вернёмся к названию темы. С каким, быть может, эпитетом вы не совсем согласны?

- Что обозначает слово «благородство»? (Благородство – это высокая нравственность, самоотверженная честность и открытость.)

- Совместимы ли понятия «благородство и разбой»? Может ли офицер, человек, для которого понятие чести не пустой звук, пойти грабить на больших дорогах?

Троекуров поражён, как может дворянин, офицер жечь людей. Мы знаем, что Дубровский приказывал Архипу отпереть двери, но мы не можем сказать, что Дубровский не виноват в гибели приказных.

- Сочувствуете ли вы Дубровскому?

- Оправдываете ли его поступки?

 

 

Урок 2.Тема: «Развязка романа А.С. Пушкина «Дубровский».

 

- Каковы были причины проникновения Владимира Дубровского в дом Троекурова? (Чтобы отомстить Кирилу Троекурову, Вдадимир Дубровский устраивается учителем в его дом).

 

Кажется, что молодой разбойник искал возможности отомстить Троекурову. Действительно, Дубровский строил планы мести, но, случайно увидев Машу, полюбил её, и сердце его смирилось.

- А чувства Марьи Кирилловны? (Влюбленность, но не настоящая любовь. Слишком разные они по положению в обществе: Маша - богатая аристократка, Владимир-разоренный дворянин, разбойник, кроме того, Маша боится и самого Дубровского, и своего чувства к нему).

 

Неожиданное сватовство Верейского заставляет ее решиться на второе свидание с Дубровским. Маша пыталась умолить Верейского отказаться от брака с ней, но его не интересовали чувства Маши. Более того, он показал письмо Троекурову. После чего произошел разговор Маши с отцом, в ходе которого у нее проявились качества, о которых она и сама не подозревала: решительность, упрямство, независимость, гордость, самолюбие – те черты, которые были присущи ее отцу.

- Обычно свадьба – радостное событие. Как ждет её главная героиня? (Она должна выйти замуж за нелюбимого человека. Маша – романтическая натура. Она мечтает о настоящем чувстве, а в намерениях Верейского угадывает стремление обладать красивой вещью).

- Как подчеркивает Пушкин отчаяние Маши во время венчания? Найдите и прочитайте слова, передающие настроение героини.(Бедная девушка, зарыдала, говорила в слезах, ничего не видала, ничего не слыхала, содрогнулась и обмерла; бледность и странный вид, холодная, пустая церковь, навеки окована).

- Пытается ли Дубровский спасти возлюбленную? Как? (Он нападает на свадебную карету, хочет увезти с собой Машу).

- Соглашается ли Маша бежать с Дубровским? Почему? Свой ответ подтвердите текстом. (Маша ждала Дубровского до последнего момента. Но «невозвратимые слова» произнесены священником, она обвенчана. Она дала обет перед Богом).

-Как вы понимаете слово обет? (Обет - данное Богу обещание что-либо исполнить).

Маша проявляет твердость, верность данному слову. Она готова была стать женой разбойника, но преступить клятву она не может.

- Что общего есть между Машей и Владимиром? (Они оба верны своему долгу, чести, морали. Этого не хватало их родителям, поэтому и возникли два конфликта).

- Почему Дубровский покинул своих крестьян-разбойников? (Месть, которой он так жаждал, оказалась ненужной. Машу он потерял, поэтому какой смысл оставаться разбойником).

- Какова дальнейшая судьба Владимира Дубровского? (О нем больше не было слышно. Некоторые люди приписывали происходящие разбои Дубровскому, но кто-то утверждал, что Дубровский скрылся за границу).

-Знает ли читатель точно, что произошло с главным героем романа? Для чего, по вашему мнению, автор оставляет дальнейшую судьбу своего героя нерешенной? (Автор предоставляет читателю право самому предположить, «домыслить» концовку произведения).

-Таким образом, какой элемент композиции произведения в романе отсутствует? (Развязка).

Это своеобразный авторский прием, который носит в литературоведении название «открытый финал». Открытый финал – отсутствие развязки в произведении. Читатель может сам предположить, "домыслить" тот или иной вариант завершения сюжета. (Определение «открытый финал» записать в тетради по литературе).

Думаю, что каждый из вас, дочитывая произведение, почувствовал, что вас охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам.

- Какова главная мысль, идея произведения? (Главными человеческими ценностями являются честь, справедливость, верность данному слову. Носителем этой идеи является, прежде всего, Владимир Дубровский, а также Маша Троекурова. В то же время автор осуждает произвол, деспотизм, подхалимство). Идею произведения записать в тетради по литературе.

Домашнее задание: проиллюстрировать один из эпизодов романа А.С. Пушкина «Дубровский» (лист А). На обратной стороне написать эпизод, к которому нарисовали рисунок. Сдать работу Хрусталевой Т.Н. во вторник –среду (на уроке русского языка). Кто желает дополнительную оценку, может нарисовать два рисунка, каждый на отдельном листе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: