Земская и городская реформы




 

Земская реформа. Требования реформирования государственного аппарата, были высказаны либеральными слоями дворянства еще во время подготовки крестьянской реформы. После проведения реформы по отмене крепостного правительство пришло к выводу, что этих реформ не избежать и приступила к их подготовке.

Одной из наиболее крупных реформ явилось учреждение местного самоуправления.

Земская реформа была принята 1 января 1864г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В результате чего в каждой губернии и уездах начали избираться губернские и уездные земские собрания. Они избирали исполнительно-распорядительные органы - уездные и губернские земские управы. Земские собрания и управы избирались сроком на три года. Председатель уездной управы назначался на должность губернатора, председатель губернской управы - министром внутренних дел.

Выборы были бессословные, но от участия в них отстранялись женщины, учащиеся, народные учителя, а также армия и полиция.

Население могло лишь выбирать членов уездных земских собраний, избиратели делились на три избирательные курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских общин. Если для избирателей первых двух курий, имевших высокий имущественный ценз, выборы были прямыми, то для крестьян, избиравших по третьей курии, выборы были многостепенными.

Губернские земские собрания избирались гласными уездных земских собраний. Система выборов была составлена, так что бы в органах земского самоуправления преобладали дворяне, но формально они были сословными.

Городская реформа. На основе земских учреждений в 1870г. были созданы сословные органы городского самоуправления. В соответствии с "Городовым положением" 16 июня 1870г. городские думы избирались на 4 года. Они создавали исполнительные органы - городские управы, во главе с городским головой.

Право учувствовать в выборах в городские думы только налого- плательщики. Все кто принимали участие в выборах делились на три собрания: в состав первого включались наиболее крупные налогоплательщики, платившие в общей сложности 1/3 всех городских налогов; во втором собрании участвовали менее крупные налогоплательщики, платившие вторую треть налогов; в третьем собрании все остальные мелкие налогоплательщики, платившие оставшуюся треть общей суммы налогов. Такая система выборов давала преимущества в городских думах крупной буржуазии и крупному дворянству, владевшему городскими домами-усадьбами. Так, в Москве две первые курии, избиравшие 2/3 членов городской думы, составляли всего лишь 13 % всех избирателей. Избирателей в то время было немного, например в Москве их число не превышало 20-21 тыс.. главная роль как в земских, так и в городских учреждения давалась дворянству. Органы местного самоуправления создавались только там, где было дворянство. В губерниях создание земских учреждений растянулось на многие годы и было завершено лишь в начале XX в.

Городская дума решала вопросы: о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов, сложении недоимок, установления правил о заведовании городским имуществом, о приобретении городской недвижимости, о займах.

Надзор за их деятельностью осуществляли чиновники под председательством губернатора. Они принимали жалобы на действия органов городского самоуправления и контролировало их хозяйственную деятельность.

Расходы Думы складывались из расходов по управлению, на общественные здания и помещения, городские займы, на учебные и благотворительные заведения, содержание воинских частей, полиции и тюрем. Смету расходов и доходов контролировал губернатор.

Губернатор мог приостановить действие органов самоуправления, отказывать в утверждении в должности любого чиновника местных учреждений, закрывать собрания разных частных клубов, обществ и артелей. Постановления органов местного самоуправления исполняла полиция, которая в свою очередь не подчинялась, а выполняла приказы губернатора. Следовательно, выполнение решения органа местного самоуправления напрямую зависело от губернатора.

В целом создание новых органов самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию русских городов.

 

Реформа народного образования

 

Александр II еще в начале своего царствования обнаружил стеснительные меры в отношении учебных заведений.

Преподавание в университетах стало более свободным, они стали доступны для вольнослушателей для женщин и для мужчин. В 1861г. начались беспорядки, после которых свободу пришлось ограничить. В 1863 был принят устав, в результате чего университеты получили автономию. Ректоры стали избираться Советами университетов, а деканы - Советами факультетов. Советы избирали на должности профессоров и преподавателей. Министр народного образования мог утвердить в должности избранных советом лиц, а попечитель учебного округа осуществлял контроль за деятельностью университетов и имел право отменять решения их Советов. В 1869 г. были открыты высшие женские курсы университетского типа в Петербурге. Начали работать врачебные женские курсы.

Ректоры стали избираться Советами университетов, а деканы - Советами факультетов. Советы избирали на должности профессоров и преподавателей. Министр народного образования мог утвердить в должности избранных советом лиц, а попечитель учебного округа осуществлял контроль за деятельностью университетов и имел право отменять решения их Советов. В 1869 г. были открыты высшие женские курсы университетского типа в Петербурге. Начали работать врачебные женские курсы.

В 1864 г. был создан новый устав гимназий и прогимназий, который вводил всесословный принцип обучения так же было утверждено "Положение о начальных народных училищах". Народные училища открывались как Министерством прощения, так и земствами и частными лицами. Однако под контролем государственных чиновников, для чего в каждой губернии утверждались должности директора и инспекторов народных училищ. Программы обучения утверждались министерством и контролировались уездными и губернскими училищными советами. [3;336]

 

Военная реформа

 

В 1861-1874 годах была проведена серия военных преобразований.

В 1874 году издан указ о всеобщей воинской повинности, который кардинально поменял порядок пополнения войск. При Петре I привлекались все сословия на воинскую службу. В XVIII веке дворянство было постепенно освобождено от воинской повинности и рекрутские наборы стали проводиться среди низших слоев населения. Срок службы составлял 25 лет. Крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими от сюда последствиями.

В результате принятия новой реформы стали призываться люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев и выбирает из призывников, хотя призывалось лишь 20% призывников. Призыву не подлежали: единственный сын в семье, единственный кормилец, если брат проходит или убыл на прохождение воинской службы. Призывники принятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет (6 лет в строю и 9 лет в запасе), во флоте 10 лет (7 лет в строю и 3 года в запасе). Для людей получивших начальное образование срок действительной службы сокращался до 4х лет, окончивших городскую школу до 3х лет, гимназию до полутора лет, а те кто имел высшее образование срок службы сокращался до полугода.

Таким образом, новая система не только предполагала обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения, это особенно было заметно во время управления военным министерством Д. А. Малютиным. [4;412]

 

Финансовая реформа

 

Ее сущность сводилась к трем основным элементам. Первый это упорядочивание финансов. До реформы каждое ведомство имело свой бюджет и кассу. Это создавало проблемы в контроле и учете доходов и расходов. Так как контроль почти отсутствовал, процветало казнокрадство.

Первый элемент - ликвидация финансовой самостоятельности министерств и ведомств. Бюджет теперь контролировался министерством финансов, а рассматривался государственным советом.

С 1862г. устанавливается гласность бюджета. Государственные доходы и расходы стали публиковаться в печати. Все деньги находились в государственном банке, созданном в 1860г. В 1864 году государственный контроль стал, стал проверять целесообразность расходов ведомств. С 1866г. его отчеты стали публиковаться в печати.

Второй элемент - это отмена государственной кредитной монополии, что привело к созданию множества коммерческих банков.

Третий элемент реформы - изменение налоговой системы. Была упразднена подушная подать бравшееся с мужчин - крестьян и мещан, была заменена поземельным налогом для крестьян и подоходным налогом для остального населения.

Таким образом налоговая система стала всесословной. Но основной доход приносили косвенные налоги, которые платили низы.

 


Глава 3. Контрреформы 80х - начала 90-х годов

 

Причины проведения контрреформ

 

Основной причиной рекой смены курса проведения реформ в начале 80х гг. XIX столетия заключалась в напряжённой внутриполитической обстановке, вызванной террористической деятельностью народовольцев и, прежде всего убийством Александра II.

Для полного изучения сущности проводимых контрреформ необходимо разобраться в социальной, экономической и политической обстановке царившей в Российской империи, послуживших отправной точкой, основной для проведения контрреформистских действий в вышеуказанных сферах. Однако здесь нужно отметить, что история никогда не двигается только в одном направлении, в период проведения контрреформ, хорошо развивалась экономика имперской России.

марта 1881 года вступая на престол Александр III издал манифест «О незыблемости самодержавия», данный законодательный акт считается отправной точкой в проведении контрреформ в период с1880 по 1890 гг.

В данный период Россия оставалась абсолютной, сословной монархией, в этих условиях правительство Российской империи имело конечно же цели сохранить абсолютизм и сословную структуру Российского общества.

Дворянство, тем не менее сохраняло свое привилегированное положение. Правительство состояло из дворян и высшей бюрократии, которая осуществляла власть абсолютизма в центре и на местах, формировала и проводила политику самодержавия.

Реформы 60-70гг. с самого начала оценивались по-разному. Были две основные оценки. Одни считали, что реформы зашли слишком далеко, они угрожали основам монархии и их надо вернуть назад. Одним из главных лидеров этого движения в окружении Александра III и был К.П. Победоносцев.

Другая группа полагала и настаивала на том, что реформы не завершены, их необходимо продолжить и расширить, в первую очередь довести их до реформирования органов власти и государственного управления. Это направление современники связывали, прежде всего, с именем М.Т. Лорис-Меликова, последнего в царствование Александра II министра внутренних дел.

Открытое столкновение этих тенденций произошло сразу же после вступления на престол Александра III.

Итак, началом контрреформ принято называть опубликованный 29 апреля1881 г. царский манифест о незыблемости самодержавия, гласивший, что новый император верит в силу и истину самодержавной власти и берется за выполнение долга самодержавного правления.

 

Контрреформы

 

Первым мероприятием по осуществлению нового курса стало принятие «Положения о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия» (1881г.), возвратившее и закрепившее все ранее проведенные изменения судебного порядка. В дополнение к нему в 1892г. принимается закон о военном положении, регламентировавший полномочия военных властей в прифронтовой полосе в условиях войны. Этот закон предусматривал возможности объявления военного положения и в мирное время в случае массовых беспорядков. Власть в местностях, объявленных на военном положении, передавалась военному командованию, и на гражданских лиц распространялась юрисдикция военно-полевых судов. Чаще стали практиковаться изъятия из общего судебного порядка с передачей дел на рассмотрение специальных и чрезвычайных судов.

Следующим шагом явилось учреждение в 1889г. института земских участковых начальников, разрушивший раздельность судебной и административной властей. Каждый уезд делился на участки, в которые назначались участковые земские начальники из местных потомственных дворян, имевшие в данном уезде земельные владения и высшее или среднее образование. Земский начальник осуществлял контроль над крестьянскими общинами, административную и судебную власть. Мировые судьи были упразднены в уездах, где были назначены земские начальники. Это была попытка возродить сословные органы власти потомственного дворянства.

Параллельно с земскими начальниками в уезде действовали уездные окружные суды, члены которых рассматривали дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей создавались городские судьи, назначаемые министром юстиции.

В 1887г. суду предоставлялось право проводить закрытые заседания.

Пересмотрены были Положения о земских и городских органах самоуправления. По закону 1890г. изменения в земском самоуправлении сводились к следующему: на выборах в уездные земские собрания система курий сохранилась, но по первой курии теперь избирали не все землевладельцы, а только дворяне, то есть был применен сословный принцип, для них снижался имущественный ценз Одновременно с этим ценз значительно увеличился во второй курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - земских начальников, губернатора. Крестьяне избирали лишь выборщиков, из числа которых губернаторы назначали депутатов земского собрания.

Внезапно был усилен правительственный контроль за земствами. Для этого в губерниях были созданы специальные учреждения - губернские по земским делам присутствия - из числа чиновников и всех уездных предводителей дворянства под председательством губернатора.

По закону 1892г. был изменен порядок выборов и в городские думы. К выборам стали допускаться лишь владельцы недвижимой собственности в столицах стоимостью не ниже 3 тысяч рублей, в губернских городах - 1,5 тысячи рублей, в других городах - 1 тысячи рублей. В выборах теперь участвовали лишь дворяне и некоторая часть средней буржуазии. Число избирателей резко сократилось. Усилилось вмешательство губернаторов в городские дела.

Не менее решительно контрреформы проводились в системе образования. По уставу 1884г. ликвидирована была университетская автономия. Должности ректоров, деканов, профессоров вновь стали замещаться не по выбору, а по назначению. Университеты были поставлены в полную зависимость от министра просвещения и попечителей учебных округов. В 1887г. были изменены правила приема: за добропорядочный, с точки зрения правительства, "образ мысли" абитуриентов, должна была поручаться средняя школа. Одновременно в пять раз повысилась оплата за обучение. В том же 1887г. последовал известный министерский циркуляр о "кухаркиных детях". Он закрывал доступ в гимназии детям кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. д. Все эти меры были направлены на возрождение сословности в образовании.

Решительный удар был нанесен по женскому высшему образованию. Прием на высшие женские курсы был прекращен. Он возобновился лишь в самом конце XIX века. Усилился контроль церкви за содержанием образования (в том числе и высшего).

В 1882г. были введены новые "Временные правила о печати", фактически восстанавливавшие предварительную цензуру для периодической печати.

 


Заключение

 

Вторая половина XIX века - время реформ и государственных преобразований, вследствие чего произошел переход от феодальной России в Россию буржуазную.

Произошло изменение общественной структуры, в том числе и государство, и право, и социально-экономический строй. Переход к новому социально-экономическому строю неизбежно, должен пройти длительный путь, и реформы второй половины XIX века это лишь первый шаг на этом пути. Но зато шаг наиболее трудный и исторически значимый. Поэтому вполне уместна его оценка многими исследователями как "революции сверху"', из-за ряда причин не завершенная.

Крестьянские реформы сыграли огромную роль в развитии государства, они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали мощный толчок спокойному капиталистическому развитию страны без революций, бунтов, восстаний с их неизбежными разрушениями и жертвами.

Реформы не были доведены до конца. Зарождение парламентаризма не состоялось. Соответственно не завершена была и «революция сверху». Этот провал попыток конституционной реформы, поворот к политике контрреформ не только оттолкнул от правительства либеральные слои общества, он содержал в зародыше тот фактор, который в сочетании с нерешенностью аграрной, социальной, национальной проблем привел Российское государство, в конечном счете, к революционным катаклизмам 1905-1907 годов и 1917 года.

 


Список литературы

 

1. М.Н. Зуева «История России с древности до наших дней», Москва, «высшая школа», 1998г.

2. Конец XVII-XIX век: Учеб. Для 10 кл./В.И. Буганов, П.Н. Зырянов; под. Ред. А.Н. Сахарова - 8е изд. Перераб. И доп. -М:просвещение, 2002г. 304с

. Великие реформы россии. 1856-1874: сборник/Под. Ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, ДЖ. Бушнелла. М.: изд-во восковского университета 1992г. -336с

. Отечественная история: учебник для вузов/ Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов, Ю.П. Кожаев, под редакцией проф. Ш.М. Мунчаева - М.: культура и спорт, Юнити 1999 г. -412с.

. Благих И. Реформа 1861 г. и модернизация России / И. Благих, В. Живалов // Экономист. - 2011. - № 4. - С.72-76.

. Биюшкина Н.И. К вопросу о понятии контрреформ 80-90-х гг. XIX в. в России / Н. И. Биюшкина // Российский юридический журнал. - 2011. - N 5 (сентябрь-октябрь). - С.209-215.

. Виноградов, М. А. Дворянство Московской губернии и проект реформы крестьянского самоуправления конца XIX века / М. А. Виноградов // Преподаватель XXI век. - 2009. - № 4, ч. 2. - С.223-227.

. Дунаева Н.В. Альтернативная модель крестьянской реформы М.Н. Муравьева на землях Российской короны / Н.В. Дунаева // Известия вузов. Правоведение. - 2011. - N 1. - С.15-31.

. Кащенко С.Г. Некоторые вопросы методики изучения реализации реформы 19 февраля 1861 г. в исследованиях П.А. Зайончковского (взгляд через 50 лет) / С.Г. Кащенко //Отечественная история. - 2004. - N 4. - С. 81-92.

. Осадчук Е.И. Историография крестьянского вопроса в царской России дореформенного периода / Е.И. Осадчук //Актуальные проблемы современной науки. - 2013. - № 5. - С.14-18.

. Перхавко В.Б. Дискуссия о российском крепостном праве и его последствиях / В.Б. Перхавко // Российская история. - 2012. - № 5. - С.209-217.

. "Судьба реформы: русское крестьянство в правительственной политике до и после отмены крепостного права (1830-1890-е гг.)" Игоря Христофорова / материал подгот. А.В. Мамоновым // Российская история. - 2013. -№ 4. - С.152-181. - Библиогр. в примеч. - Примеч. в сносках.

. Тимошина С. "Великая реформа" без "информационного обеспечения"/ Светлана Тимошина, Светлана Шпаковская //Наша молодежь. - 2013. - № 22. - С.38-39: 2 фот., 1 рис.

. Усоский В.Н. Взгляды С.Ю. Витте и П.А. Столыпина на роль крестьянского вопроса в экономике Российской империи при проведении экономической реформы / В.Н. Усоский //Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. D, Экономические и юридические науки. - 2013. -№ 13. - С.80-92. - Библиогр.: с. 92 (19 назв.)

. Например, об этом писал крупный помещик А.И. Кошелев в своей статье «Охота пуще неволи» в 1847 году



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: