Политическое устройство государства: формы правления государства.




ТЕМА: ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫПОЛИТИКИ.

План: 1. Государство. 2.Политические партии. 3.Политическое лидерство. 4. Политические элиты.

 

Государство. Понятие и признаки государства.

Важнейшим институтом и ядром политической системы является государство - это страна, общество, народ на определённой территории, представленные высшим органом власти. В узком смысле государство – это организация, обладающая верховной властью на определённой территории. Основные признаки государства:

1. Отделение публичной власти от общества и появление слоя профессионалов-управленцев.

2. Суверенитет (верховная власть на данной территории), - где нет власти выше государственной, её решения обязательны для всех граждан на данной территории.

3. Наличие территории с границей, населения

4. Монополия на легальное применение силы и принуждения к гражданам вплоть до лишения жизни и состояния.

5. Исключительное право государства на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

6. Право на взимание налогов для обеспечения деятельности государства.

Таким образом, государство - особый тип социальных явлений, который характеризуются: отношением власти и подчинения; монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; наличием юридического порядка; относительным постоянством; институциональным измерением. Итак, государство - это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения.

Основные функции государства.1.Функция управления, т. е. урегулирование проблем, связанных с экономикой, экологией, образованием, транспортом и т. д. 2.Функция подавления: защищая общие интересы населения, государственная власть подавляет интересы личностей и групп, выступающих против общественного порядка и государственного строя. 3. Посредническая функция: достижение общественного консенсуса и мирных способов урегулирования общественных кон­фликтов. Обеспечение общественного порядка и эффективности управления. 4.Внешнеполитическая функция и функция защиты государства.

Территориальное устройство государства. Устройство государства включает в себя форму территориальной организации, то есть принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти, соотношение целого и частей государства.

1. Унитарное государство (от it. unita - единство). Примеры: Россия до 1917 года, Франция, Польша, Китай и др.

Унитарное государство - единое политически однородное государство, состоящее из административно-территориальных единиц не обладающих своей государственностью.

2. Федерация (от lat. federatio - объединение)Примеры: Россия, США, Германия, Мексика, Бразилия и дру­гие.

Федерация - форма территориально-политического устройст­ва, при котором несколько государственных образований, юридически обладающих определённой степенью самостоя­тельности, образуют союзное федеративное государство. Это устойчивый союз государств, которые самостоятельны в пре­делах распространённых между ними центром компетенций, и имеющих собственные конституции, законодательные, ис­полнительные, судебные органы власти.

3. Конфедерация - это союз самостоятельных госу­дарств для осуществления конкретных совместных це­лей, а члены конфедерации полностью сохранили госу­дарственный суверенитет и передали в компетенцию центра решение лишь ограниченного круга вопросов. Пример: Швейцария.

Политическое устройство государства: формы правления государства.

 

 

 


Форма правления - это организация государственной власти.При абсолютной монархии, источником власти является одно лицо - монарх, получивший её по наследству (например, Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия)

Конституционная монархия: монарх лишь формально признаётся главой государства, но фактически обладает лишь церемо­ниальными и представительскими функциями. Реальной властью в стране обладает парламент и ответственное перед ним пра­вительство. Власть же монарха не распространяется на сферу государственной деятельности (законодательной) и значительно ограничена в сфере управления. Правительство несёт ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Монарх дей­ствует по предложению или с согласия правительства.Таким образом, монарх является символом государства и единства народа: "монарх царствует, но не правит". В реальности конституционная монархия мало чем отличается от республики.

Парламентская республика. В парламентской республике провозглашён принцип верховенства парламента, перед которым правительство несёт ответст­венность за свою деятельность. Премьер-министр и правительство избираются парламентским большинством, и в отношении правительства парламент может выразить вотум недоверия, отправив его в отставку (от lat.VOTUM – желание). Реальная исполнительная власть находится в руках правительства и премьер министра, а президент сильно ограничен в своих действиях,так как его акты должны быть одобрены правительством. Правительство ответственно перед парламентом, но и парламент при определённых ситуациях может быть распущен правительством.

Президентская республика. Пример:США, Мексика.Президент - глава государства и одновременно руководит правительством (пост премьер-министра отсутствует). Парламент и президент избираются независимо друг от друга на всеобщих выборах. Полученные президентом полномочия непосредст­венно от избирателей обеспечивают ему прочную легитимность (lex - закон), или законность, и самостоятельность по отноше­нию к парламенту, но президент назначает членов правительства обычно с одобрения парламента. Президент лишён права роспуска парламента, а парламент имеет полномочия привлекать к ответственности и отрешить от должности президента в случае нарушения закона или неспособности президента выполнить свои обязанности по состоянию здоровья.Правительство несёт ответственность перед президентом, а не перед парламентом: парламент не вправе выражать прави­тельству вотум недоверия.Президент имеет право вето (от лат.VETO - запрещаю), т. е. отклонения принятых парламентом законов, но парламент мо­жет преодолеть это вето повторным голосованием.Президент обладает широчайшими полномочиями, в том числе заключать международные договоры и соглашения, но они должны быть ратифицированы (утверждены) парламентом.

Смешанная (полупрезидентская). Пример: Россия, Франция.Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе признаки президентской и парламентской республики. Отличительная черта смешанной республики - это существование поста главы правительства (премьер министра) руководя­щего правительством, причём правительство несёт двойную ответственность: не только перед президентом, но и перед парла­ментом. Парламент участвует в утверждении премьер-министра, может выразить правительству вотум недоверия, отправив его в отставку. Президент так же, как и в президентской республике, обладает сильной личной властью, обладая правом в оп­ределённых случаях распустить парламент, но парламент, в свою очередь, имеет право отрешить президента от власти. Президент и парламент избираются народом независимо друг от друга.

Политические партии.

PARTIS (лат.) - часть.Среди политических институтов, призванных обеспечить связь государства и гражданского общества, большое значение имеют политические партии и связанный с ними механизм представительства интересов различных слоев и групп общества в политической сфере.Механизм представительства призван обеспечить суверенитет народа и представительство всех классов и слоев населения на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. Он осуществляется через избирательную систему и избирательный процесс.Политические партии - это главный инструмент такого представительства.

Политическая партия - это организованная группа единомышленников, объединенная общими устоями и интересами, представляющая интересы части общества и ставящая целью их реализацию путем овладения государственной властью или участия в ее осуществлении. Функции политических партий:

1. Политические партии помогают выявлять существующие в обществе конфликтующие интересы и скрытые противоречия.

2. Партии представляют в политической системе интересы своих членов и избирателей, преобразуют эти интересы в определенные политические курсы (программы) и реализуют их на государственном уровне.

3. Политические партии и их борьба между собой способствуют выработке компромиссных политических решений, отвечающих интересам как можно более широких слоев населения.

4. Мобилизация общественного мнения в пользу партии, поддержку выдвигаемых ими программ, обеспечение избирательных компаний, выдвижение кандидатов на выборные должности на всех уровнях власти.

5. Участие в осуществлении государственной власти.

6. Формирование общественного мнения.

7. Подготовка и выдвижение кадров для государственного аппарата.

Таким образом, партии играют роль объединения, согласования и выведения на политический уровень конкретных интересов, существующих в обществе. Действуя одновременно на нескольких уровнях, партии обеспечивают постоянную связь общества и государства. Типы политических партий:

1. По социальной опоре партий выделяют:

1.1Партии отдельных классов (помещичьи, буржуазные, мелкобуржуазные, рабочие).

1.2Партии отдельных социальных слоёв (интеллигенции, национальных групп и т.д.).

2. По идейно-политической основе:

Правые

А) консервативные - то есть стремящиеся сохранить существующий строй, допуская лишь самые необходимые изменения.

Б) реакционные - за частичный или полный возврат к прежнему строю.

2.2 Левые, то есть партии революционного толка, отвергающие существующий строй и ставящие целью его замену либо путем реформ, либо революцией.

2.3 Центристские(реформаторские) - сторонники значительных преобразований существующего социального строя при сохранении его основ.

Выделяют также партии легальные (законные) и нелегальные, то есть существующие в подполье, а также правящие и оппозиционные. Партийная система - это совокупность существующих в обществе легальных и нелегальных политических партий, которые взаимодействуют между собой, борются за овладение государственной властью и воздействуют на внутри и внешнеполитический курс государства. Типы партийных систем:

1. Однопартийная система в строгом смысле слова, когда исключено существование любых других партий. В этом случае правящая партия является частью госаппарата (КПСС в СССР).

2. Фактически однопартийная система, замаскированная под многопартийную (в ряде стран одна правящая партия осуществляет полный контроль и управление государством, а ряд других партий, формально самостоятельные, но фактически не являющиеся оппозиционными, - ширма для прикрытия однопартийной системы).

3. Двухпартийная система - когда в стране имеется более двух партий, но реальную борьбу за власть ведут лишь две из них - наиболее популярные и известные, занимающие ключевые позиции в политической жизни и периодически сменяющие друг друга по итогам выборов у руля государственной власти (в США - демократическая и республиканская партии, в Англии - лейбористская и консервативная).

4. Многопартийная система - более двух партий реально борются за власть. Обычно ни одной из них не удается получить большинство мест в парламенте. При создании правительства они образуют коалицию - временный союз двух или нескольких партий, но при сохранении своей самостоятельности (от лат.COALITIO - объединение). Образуется парламентское большинство с правом формирования правительства.

 

Политическое лидерство.

ТО LEAD (англ.) - вести, лидер - ведущий. Лидер - авторитетный член организации или группы людей, личностное влияние, которого позволяет ему играть ведущую роль в каких-либо социальных процессах или ситуациях. Феномен лидерства основывается на объективных потребностях сложноорганизованных систем, организации больших масс людей. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное распределение функций и ролей (отношения управления - подчинения) и для своей эффективности требует, как правило, иерархической пирамидальной организации.

Типологии лидерства.

1. Авторитарное - предполагает единоличное направляющее действие, основанное на угрозе применения жестких санкций.

2. Демократическое - выражается в учете интересов и мнений всех членов группы или организации их участии в управлении. 3. Формальное - основано на занимаемом социальном статусе. 4. Неформальное - основано на личном статусе, личном авторитете.

Типология Макса Вебера.

1. Традиционное - опирается на многолетние обычаи: лидером становятся благодаря происхождению или принадлежности к элите (король, царь и так далее).

2. Бюракратическое - лидер является представителем данной системы власти, причем не обязательно в силу выдающихся личностных качеств, а благодаря выдвинувшим его элитам, интересы которых он выражает, и сложившимся процедурам.

3. Харизматическое лидерство - (от греч.харизма - божественность) - этот термин применяется к человеку, выдающемуся из среды обыкновенных людей, обладающему в глазах масс особой благодатью, выдающимися качествами или способностями к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера, или тех качеств, которыми его наделяют последователи.

Лидер-популист. Популизм - политическая игра по правилам, позволяющим добиться сиюминутных результатов благодаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги.

Политические элиты.

Различные субъекты политики оказывают на нее явно неодинаковое воздействие. Ею занят особый слой людей-политическая элита. «Элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». Политическая элита - составляющая меньшинство общества, достаточно самостоятельная, относительно привилегированная группа (или совокупность групп), в большей или меньшей мере обладающая выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами и непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.Сама политическая элита внутреннее дифференцирована. Она делится на правящую, непосредственно обладающую государственной властью и оппозиционную (контрэлиту), на высшую, принимающую значимые для всего государства решения (обычно в ее состав входит один человек из 20 тысяч населения), среднюю, выступающую барометром общественного мнения и включающую около 5 процентов населения, а также административную - служащие - управленцы (бюрократия). Имеются и другие классификации элит.Элитарность современного общества очевидна. Всякие попытки ее устранения, социальной и политической нивелировки населения приводили лишь к формированию и господству деспотических, нерезультативных элит что, в конечном счете, наносило ущерб всему народу.

Для демократического государства первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее результативной, полезной для общества политической элиты, обеспечения ее социальной представительности, своевременного качественного обновления, предотвращения тенденции олигархизации, отчуждения от масс и превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту.

Системы рекрутирования элит. Большое влияние на социальную представительность, качественный состав и результативность элиты оказывают системы рекрутирования (отбора) элит. Существуют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская. Каждая из этих систем имеет свои специфические черты.

Так, для системы гильдий характерны:

1) Закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самок элиты, медленный, постепенный путь наверх. Примером здесь служит сложная чиновническая лестница, предполагающая постепенное продвижение по многочисленным ступенькам служебной иерархии.

2) Высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование и тому подобное.

3) Небольшой, относительно закрытый круг селектората (осуществляющих отбор). Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или даже один первый руководитель - глава правительства или фирмы, первый секретарь комитета партии и тому подобное.

4) Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства.

Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий.Ее отличают:

1) Открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

2) Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров:

3) Широкий крут селектората, которым могут выступать все избиратели страны;

4) Высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих позиций;

5) Первостепенная значимость личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку' широкой аудитории, увлечь ее яркими идеями, интересными предложениями и программами.

В целом, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни. Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы. К числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы - консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий, склонная к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, порождает массовый конформизм. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в узкую привилегированную касту (в СССР – в номенклатуру).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: