Тема 1. Сущность и функции денег




Методические рекомендации

для самостоятельной работы студентов

заочной формы обучения специальности

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

по дисциплине «Деньги, кредит, банки»

 

 

Пермь 2011


УДК

 

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

О.Я. Климова: ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА» - Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. Пермь: издательство ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2011.- 20 с- 100 экз.

Рецензенты:

Е. А. Светлая, к.э.н., доцент.

О. И. Хайруллина, к.э.н., доцент

 

 

Методические рекомендации разработаны и подготовлены к печати доцентом кафедры «Финансов, кредита и экономического анализа» Климовой О.Я. для студентов заочной формы обучения специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» по дисциплине «Деньги, кредит, банки» с целью обеспечения учебного процесса при самостоятельном изучении дисциплины.

Методические рекомендации включают планы семинарских занятий, вопросы для самостоятельного изучения и рекомендуемую литературу.

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета экономики, финансов и коммерции (протокол № от).

 

Отпечатано издательско-полиграфическим центром академии «Прокростъ» тиражом экз.

 

 

© Пермская государственная с.-х. академия

имени академика Д.Н. Прянишникова

© О.Я. Климова


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Раздел 1. Планы семинарских занятий. Вопросы для самопроверки и категории обязательные к изучению.. 3

Тема 1. Сущность и функции денег. 3

Тема 2. Денежный оборот и денежное обращение. 3

Тема 3. Организация налично-денежного обращения в РФ.. 3

Тема 4. Система безналичных расчетов. 3

Тема 5. Валютный рынок. 3

Тема 6. Валютная система. 3

Тема 7. Сущность и функции кредита. 3

Тема 8. Формы кредита. 3

Тема 9. Кредитная система. 3

Тема 10. История банкового дела. 3

Тема 11. Правовые аспекты банковского дела. 3

Тема 12. Коммерческие банки и их деятельность. 3

Тема 13. Специализированные банки. 3

Тема 14. Специализированные небанковские институты.. 3

Раздел 2. Тесты для самопроверки. 3

Раздел 3. Рекомендуемая литература. 3

 


Введение

 

Для повышения эффективности общественного производства важное значение имеет совершенствование денежного обращения, кредитования, банковского дела.

Целью курса «Деньги, кредит, банки» является изучение теории и практики денежного обращения и кредита; основных звеньев кредитной системы; государственного кредита и управления государственным долгом; международных валютно-финансовых и кредитных отношений.

В лекциях и на семинарских занятиях рассматриваются программные вопросы в увязке с другими экономическими дисциплинами и с учетом зарубежного опыта организации денежного обращения, кредитования в условиях рыночной экономики. Это позволит студентам получить целостную систему знаний о предмете.

При изучении курса в разделе «Деньги» необходимо получить представление о прохождении денег, их функциях, видах и роли в производственном процессе. Уяснить представление о денежном, налично-денежном, бумажном и платежном обороте. Получить представление об эмиссии наличных и безналичных денег, особенности выпуска денег в обращение. Познакомиться с теориями денег, их достоинствами и недостатками. Изучить особенности валютных отношений, валютной системы и валютного рынка. Усвоить классификацию валют, понятие конвертируемости валюты и организацию международных расчетов.

В разделе «Кредит» необходимо получить представление о сущности, роли, границах, функциях, заменах кредита. Уяснить отличие формы, видов кредита, отличие кредита от денег. Сформировать представление о ссудном проценте и факторах, его определяющих.

В разделе «Банки» необходимо получить представление о банках и банковской системе. Познакомиться с историей возникновения банков, с особенностями банковских систем различных сторон. Уяснить классификацию банковских операций, отличие пассивных, активных и активно-пассивных операций. Получить представление об особенностях деятельности центральных банков, специализированных банков и небанковских кредитных организаций.

 


Раздел 1. Планы семинарских занятий. Вопросы для самопроверки и категории обязательные к изучению

 

Часть тем дисциплины «Деньги, кредит, банки» предлагается рассмотреть на семинарских занятиях, а часть – изучить самостоятельно, что позволит студенту подготовиться к экзамену.

При подготовке к семинарному занятию необходимо самостоятельно, используя рекомендуемую литературу, подготовить ответы на вопросы, определенные планом, составляя их краткие конспекты. В конспекте должны найти отражения ответы на предлагаемые вопросы для самопроверки, которые более детально позволяют изучить, рассматриваемую тему. Кроме того, в конспект необходимо включить категории, обязательные к изучению. Подготовленные материалы позволят принять участие в обсуждении поставленных вопросов на семинарном занятии.

Темы, которые не выносятся на семинарские решения, изучаются студентами самостоятельно, а именно: составляется конспект по вопросам, рекомендуемым к изучению по каждой теме. При этом, нужно особое внимание уделить вопросам для самопроверки и категориям, которые должны быть обязательно изучены, так как это позволит студенту ответить на дополнительные вопросы на экзамене.

 

Тема 1. Сущность и функции денег

План семинарного занятия

1. Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег.

2. Виды денег, их особенности.

3. Функции денег.

4. Роль денег в условиях рыночной экономики. Роль денег в воспроизводственном процессе.

Вопросы для самопроверки

1. Какие причины вызвали постоянный обмен продуктами труда?

2. Что является основой при стоимости товара?

3. Назовите концепции происхождения денег, их авторов и сторонников?

4. Как называется концепция в соответствии с которой деньги проявились в результате длительной эволюции товарообмена?

5. Назовите автора, который определил деньги, как искусственную социальную условность?

6. На чьи работы опирался К.Маркс, разрабатывая свои представления о происхождении денег?

7. Перечислите формы стоимости?

8. Как называется форма стоимости, при которой товарообмен приходил от случая к случаю?

9. Как называется форма стоимости, при которой один товар при обмене встречается с множеством товаров?

10. В каких трех свойствах проявляется сущность денег?

11. Перечислите функции денег?

12. Как называется функция денег в соответствии с которой деньги измеряют стоимость всех товаров?

13. Как формируется цена товара?

14. Какой функции денег свойственна следующая форма их движения:

Т-Д-Т?

15. Каковы особенности денег как средства обращения?

16. Для какой функции денег является необходимым сохранение стоимости хотя бы на определенный период?

17. Для какой функции денег характерно отсутствие встречного движения товаров и денег?

18. Какую функцию денег не выделяют современные зарубежные авторы?

19. Перечислите виды денег?

20. Для какого вида денег характерна устойчивость?

21. Что обусловило появление знаков стоимости?

22. Как формируется эмиссионный доход казны?

23. Какие две функции выполняют бумажные деньги?

24. В результате чего появились кредитные деньги?

25. Банкнота относится к кредитным или бумажным деньгам?

26. Как называется платежная карточка, позволяющая снимать со счета сумму, превышающую остаток?

27. По каким направлениям расширяется применение денег в условиях рыночной экономики?

28. В результате чего роль денег снижается?

Категории обязательные к изучению: эволюционная теория, рационалистическая теория, простая форма стоимости, развернутая форма стоимости, всеобщая форма стоимости, денежная форма стоимости, деньги как мера стоимости, деньги как средство обращения, деньги как средство платежа, деньги как средство сбережения и накопления, мировые деньги, действительные деньги, знаки стоимости, металлические знаки стоимости, бумажные знаки стоимости, кредитные деньги, депозитные деньги, вексель, акцинтованный вексель, чек, банкнота, электронные деньги, платежные карты, кредитные карты, дебетовые карты.

Методическое обеспечение:

1. Деньги, кредит, банки / И. В. Меркулова, А. Ю. Лукьянова. – М.: КНОРУС, 2010, с. 3; 10; 18; 31-41; 45-50.

2. Деньги, кредит, банки: учебник / Е. Ф. Жуков, Н. И. Зеленков, Н. Д. Эриашвили; под ред. Е. Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010, с. 6; 21-35; 9-20.

3. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. В. В, Иванова, Б. И. Соколова. – М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2009, с. 7-23; 42-62; 66-99; 38-40.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: