Определение, цели и задачи внутреннего маркетинга.




Традиционно понятие «маркетинг» подразумевало взаимодействие с рынком с целью понимания его нужд и потребностей и предоставления соответствующих товаров и услуг наиболее приемлемым для клиентов способом. Образовательная организация общего среднего образования, так же как и коммерческая фирма, взаимодействует с рынком с целью понимания его нужд и потребностей и предоставления соответствующих образовательных услуг (обязательных и дополнительных) наиболее приемлемым для учеников, их родителей и потребителей дополнительных услуг способом. Однако если посмотреть на проблему шире, то получается, что в качестве клиентов можно рассматривать не только потребителей товаров и услуг, которые производит предприятие. В более широком смысле клиент - это тот, кто нуждается в наших услугах. С такой точки зрения, и сотрудники организации в определённом смысле также являются ее клиентами: они нуждаются в интересной, увлекательной работе, в комфортном самочувствии в коллективе, в талантливых и заинтересованных учениках и т.п. [4] А это значит, что педагоги и сотрудники администрации школы также должны рассматриваться как внутренние клиенты организации.

Впервые термин «внутренний маркетинг» появился в статье Л.Л.Берри и определялся как «привлечение, развитие, мотивация и удержание квалифицированных сотрудников посредством предоставления продуктов (работы), удовлетворяющих их потребности, с учетом целей организации.[3]

Другое определение внутреннего маркетинга дал исследователь С. Гренрус. С его точки зрения, внутренний маркетинг является инструментом стратегии, направленной на корректировку и закрепление благоприятного стиля поведения, для создания психологического состояния, при котором появляются условия для повышения эффективности предоставляемого сервиса. [6]. С. Гренрус особенно акцентировал внимание на том, что внутренний маркетинг нацелен на мотивацию персонала и реализуется посредством активных маркетинговых действий. Внутренний маркетинг персонала может наиболее эффективно влиять на осознание потребностей клиентов сотрудниками, понимание потребностей рынка и развитие у сотрудников мышления, направленного на повышение продаж. [6]. В продолжение основной мысли, высказанной в определении С. Гренруса, другой ученый - В.К. Джордж добавляет, что фирме стоит придерживаться следующей философии: «Если руководство хочет, чтобы персонал проделал великолепную работу с покупателями, руководство должно быть готово проделать великолепную работу с персоналом.»[6] То есть, прежде чем может быть достигнут эффективный маркетинг, направленный на внешних потребителей, должен быть эффективно налажен процесс работы с персоналом.

Для образовательных организаций общего среднего образования внешний потребитель - это обучающиеся в школе ученики и их родители, потребители услуг дополнительного образования, а также государство как заказчик государственных услуг образования. Внутренний потребитель - это персонал, включающий в себя не только педагогический состав, но и всех сотрудников, работающих в данной организации. Поэтому согласно теории внутреннего маркетинга, если руководство школы хочет, чтобы учителя предоставляли качественную образовательную услугу, а другие сотрудники качественно выполняли свои обязанности, то оно должно наладить эффективный процесс взаимодействия и с теми, и с другими. Ф. Котлер в своей книге «Маркетинг менеджмент» пишет, что внутренний маркетинг обеспечивает принятие надлежащих маркетинговых принципов всеми сотрудниками организации, и особенно ее высшим руководством. Внутренний маркетинг включает в себя наем и обучение сотрудников и их мотивацию к высокому уровню обслуживания клиентов, а в случае с образовательными организациями общего среднего образования - к высокому качеству преподавания [6]. Организация внутреннего маркетинга как особой функциональной зоны внутри образовательного учреждения содействует реализации ключевого принципа маркетинга – «ориентация на клиента». Сфера образования уникальна тем, что сотрудники составляют часть производимой и оказываемой образовательной услуги (продукта). Поэтому маркетинговые усилия должны направляться на не только на рынок потенциальных клиентов, но и внутрь, на собственный персонал. Персонал должен с энтузиазмом относиться к своему образовательному учреждению и к тем образовательным продуктам, которые он производит и продает. Мероприятия внешнего маркетинга приводят в образовательное учреждение потенциальных потребителей образовательных услуг, но для того, чтобы их удержать, необходим еще и внутренний маркетинг. Мероприятия внутреннего маркетинга направлены на то, чтобы подтвердить потребительскую ценность образовательной услуги. Комплекс внутреннего маркетинга описывает стратегию отношений «фирма- персонал». К персоналу следует относиться как к специфическим клиентам и обеспечивать их специфическим продуктом, который удовлетворял бы их потребности. Объединение человеческих усилий может принести образовательному учреждению хорошие результаты. Сотрудники, работающие в определенном образовательном учреждении, нуждаются в этом образовательном учреждении, нуждаются в этом образовательном учреждении и его ресурсах: здесь они получают заработную плату, реализуют свой профессиональный и творческий потенциал, имеют определенный круг общения и т.п. Образовательное учреждение, в свою очередь, нуждается в ресурсах сотрудника и в нем самом, ведь именно его профессиональные качества помогают образовательному учреждению работать, формируют основу для его процветания. Взаимодействие сотрудников, руководства и подразделений образовательного учреждения на базе маркетинговых принципов – суть внутреннего маркетинга. Задача внутреннего маркетинга – обеспечить понимание всеми сотрудниками смысла деятельности друг друга и интерес каждого сотрудника к смыслу деятельности образовательного учреждении. Цель внутреннего маркетинга – привлечение, удержание, обучение и мотивация высокопрофессиональных специалистов, умеющих и желающих оказывать качественные образовательные услуги внешним клиентам. Каждый сотрудник должен быть приобщен к маркетинговой деятельности. При этом должны быть созданы такие производственные условия – рабочее место, его окружение, совокупность услуг, получаемых во время работы, - которые удовлетворяли бы нужды персонала. Эти условия и представляют собой те выгоды, которые приобретает сотрудник в течение рабочей жизни. Персонал образовательного учреждения рассматривается как ее второй внутренний целевой рынок. Он сегментируется, изучаются потребности каждого выделенного сегмента. Рабочие потребности персонала удовлетворяются в обмен на заданные стандарты качественного обслуживания внешних потребителей. По утверждению Т.Л. Коллинза и А. Пэйна концепция внутреннего маркетинга может быть также рассмотрена по принципу традиционного комплекса маркетинга. Рассмотрим содержание комплекса внутреннего маркетинга (4Р) на примере образовательного учреждения общего среднего образования: · Продукт (product) - это работа, предлагаемая учреждением своему персоналу. Процесс разработки внутреннего продукта состоит из отбора подходящих по личным характеристикам и профессиональным требованиям сотрудников, внутреннее обучение и развитие ценных для организации моделей поведения, правильного распределения полномочий и обязанностей, создания таких условий работы, чтобы персоналу было комфортно работать в команде. Удовлетворенность персонала внутренним продуктом зависит от того, насколько потребительские свойства этого продукта соответствуют ожиданиям персонала. · Цена внутреннего продукта (price) - это альтернативная стоимость работы. При определении оптимальной цены внутреннего продукта необходимо соблюсти баланс между выгодами, получаемыми сотрудником от работы, и альтернативной стоимостью данного продукта. Сотрудники должны понимать, что на данной работе они получают больше материальных, социальных и других выгод, чем могли бы получить на другой работе. [5] Иногда в понятие цены включается качество преподавания для учителей и качество выполнения работ для административного персонала, которое они должны обеспечивать во время исполнения своих должностных обязанностей. · Место (place) представляет собой способ доведения внутреннего продукта до сотрудников компании. В первую очередь это правильное распределение обязанностей между сотрудниками и эффективная организационная структура компании, позволяющая достигать поставленных целей. · Продвижение (promotion) - это формирование корпоративной культуры, (разделяемых базовых предположений, разработанных группой в процессе решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции и работающих достаточно хорошо, чтобы считаться ценным и передаваться новым членам группы как правильный образ мышления, чувств и восприятия в отношении упомянутых проблем) [6], создание системы эффективных взаимоотношений между внутренними клиентами и внутренними поставщиками / между внутренними и внешними потребителями, развитие внутренних коммуникаций и прочих элементов внутреннего маркетинга.[5] 2. Процесс внутреннего маркетинга Философия внутреннего маркетинга довольно проста. Через эффективное удовлетворение нужд персонала, находящегося в контакте с потребителями, образовательное учреждение увеличивает свои возможности эффективно удовлетворять свои нужды, а значит, привлекать и удерживать внешних потребителей, что является гарантом выживания учебного учреждения на рынке образовательных услуг. Концепция внутреннего маркетинга состоит в том, что персонал должен быть наилучшим образом мотивирован для обслуживания и выполнения работы, ориентированной на клиента. Перечень мотивирующих факторов и факторов, обеспечивающих саму возможность осуществления услуги, можно представить в виде совокупности предложений фирмы персоналу (табл.)   Таблица. Совокупность факторов, определяющих предложения фирмы персоналу
Факторы, представляющие различные аспекты мотивации Факторы, обеспечивающие возможность успешного осуществления предлагаемых услуг
Продукт комплекса внутреннего маркетинга
1. Способ формирования заработной платы. 2. Возможность получения лицензионной карточки как свидетельство законности своего положения. 3. Проведение коллективных мероприятий развлекательного характера. 4. Обучение, тренинги, семинары по повышению квалификации. 5. Помощь фирмы в случаях экстремальных обстоятельств. 6. Предоставление льготных условий при использовании услуг фирмы. 7. Перспектива карьерного роста. 1. Имидж фирмы и «раскрученность» торговой марки. 2. Удачное месторасположение и достойное оформление офиса. 3. Эффективная реклама. 4. Конкурентоспособная цена услуг. 5. Наличие собственного рабочего места. 6. Наличие легкодоступного персонального компьютера. 7. Свободный доступ к телефонам и информационным базам. 8. Возможность использования переговорной комнаты.

Внутренний маркетинг как процесс включает в себя следующие моменты:

1) Введение культуры обслуживания;

2) Развитие маркетингового подхода к управлению персоналом;

3) Распространение маркетинговой информации среди работников;

4) Введение системы поощрения и награждения;

5) Аудит внутреннего маркетинга. [1]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: