Марцинковская Е.М., Полудинцева Т.В.
В современном обществе интерес к гражданско-патриотическому воспитанию возрастает. Это обусловлено изменениями, произошедшими в социокультурной среде. Именно сегодня возникает вопрос о важности привлечения нынешней молодежи к мероприятиям, которые способствуют изучению военной истории России, знанию Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов, сохранению воинских традиций, связи поколений защитников Родины.
В современной педагогической практике как урочной, так и внеурочной, используются различные формы реализации воспитательных задач гражданско-патриотического воспитания школьников. Нам представляется актуальным использование технологии веб-квеста для реализации поставленной цели.
“Web-quest” – это «Интернет поиск», это формат с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности учащихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет.
По мнению психологов целесообразнее проводить планомерную работу по воспитанию патриотизма с детьми подросткового возраста, так как именно в этом возрасте происходит становление личности, формируется самосознание и закладываются основные ценностные установки. Поэтому наша практика ориентирована на обучающихся 5-9 классов, родителей и классных руководителей, последние могут включить участие в веб-квесте в план воспитательной работы класса и создать условия для прохождения учениками всех этапов квеста.
Работа по формированию патриотических чувств у обучающихся через разработанный веб-квест охватывает отдельную образовательную организацию, в которой уже имеются и другие формы и способы формирования чувства патриотизма.
Представляемая нами практика позволяет решить проблему сохранения исторической памяти, передачи конструктивного социального опыта от поколения к поколению. Данная практика решает следующие задачи: способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества; способствовать осмыслению школьниками таких духовно-нравственных категорий, как историческая память, уважение к памяти павших героев, трудовой подвиг, самопожертвование, долг, честь и независимость своей страны; формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу советского народа; способствовать воспитанию семейно-родственной, региональной идентичности обучающихся на примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны.
Веб-квест составлен таким образом, что обучающимся предстоит пройти 4 этапа, которые включают в себя: изучение основных событий Великой Отечественной войны, поиск и знакомство с материалами, связанными с вкладом Красноярского края в победу над фашизмом, представление героев войны, тружеников тыла из числа членов своей семьи. Для участия в веб-квесте необходимо сформировать группу из пяти человек, у каждого из которых есть своя роль. Основными методами прохождения веб-квеста являются следующие: поисковый, аналитический, интервью, ИКТ.
В результате прохождения веб-квеста обучающиеся получают возможность качественно повысить предметные знания по истории Великой Отечественной войны, краеведческие знания о вкладе Красноярского края, отдельно взятой семьи в победу над фашизмом. С точки зрения личностных результатов к школьникам приходит понимание того, что, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно знать историю своей семьи, историю своего края, любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Данная практика позволяет продолжить формирование метапредметных результатов: умение находить, сопоставлять и оценивать информацию, полученную из различных источников; умение готовить свое выступление с аудио-, видео- сопровождением, в том числе в форме презентаций; умение вступать в коммуникацию со взрослыми с целью получения нужной информации.
Итогом прохождения веб-квеста являются созданные презентации, фотоальбомы, подборки старых газет, в которых будут отражены подвиги ветеранов, грамоты и наградные документы. Все продукты квеста, пройдя экспертизу учителей-организаторов, должны быть размещены на сайте образовательной организации.
В преддверии 75-ой годовщины Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов необходимо донести до школьников значимость и важность этого события и дать им возможность ответить на вопрос: почему мы храним память о событиях 75-летней давности и передаем ее из поколения в поколение.