Марьина О.Б., Попова Н.А.
Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий / ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010.
Примеры письменных ответов учащихся на задания С1, С2, СЗ, С4, требующие написания развернутого ответа с ограниченным объемом,
С оценками и комментариями
(Работы учащихся воспроизводятся с сохранением особенностей авторской орфографии и пунктуации)
Задание С1. Что такое «обломовщина»?
«Обломовщина» — это состояние души человека, который просто лежит на кровати и ничего не делает, делать не хочет и даже не осознает то, что нужно что-то делать. Человек бездельничает не оттого, что он болен или устал, а потому, что это его обычное состояние души. И он считает свое поведение нормальным. Обломов всю свою жизнь проводит в лежании на диване. Это и есть «обломовщина».
Комментарий. Суть вопроса и специфика задания поняты учащимся. Но текст ответа свидетельствует о поверхностном понимании авторской идеи. Оценка за ответ - 1 балл.
Задание С2. Кого из героев русской литературы можно отнести к обломовскому типу?
К обломовскому типу молено отнести таких героев русской классики, как: Ноздрев («Мертвые души» Н.В. Гоголь), который не хотел заниматься делом и его интересовали только развлечения, Мармеладов («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский). Этот человек тоже абсолютно ничего полезного для общества не делал. Он умел только пропивать последние деньги и совершенно не заботился о своих голодных детях и несчастной жене. Он был таким же эгоистом, как и Обломов.
Комментарий. Из ответа учащегося следует, что Обломова «интересовали развлечения», как гоголевского Ноздрева, и основным качеством характера Обломова (как и Мармеладова?!) был «эгоизм». Подобную вульгарную социологизацию в толковании художественных текстов можно и должно считать фактической ошибкой. Таким образом, ученик не назвал ни одного героя, которого можно было бы отнести к обломовскому типу. Оценка за ответ-0 баллов.
|
Задание С1. О чем предупреждает Чехов в своем рассказе «Ионыч»?
Страшное зло человеческих душ показывает Чехов в рассказе «Ионыч». Семья Туркиных, слывущая в городе С. самой образованной и талантливой, олицетворяет мир, обреченный на бесконечное повторение одного и того же. Ни любви, ни искусства в истинном смысле этих слов в рассказе нет, но зато в избытке имитация и того и другого. Семья Туркиных действительно выделяется на фоне города С., но если она — вершина, то как же низко пала эта нескладная жизнь. Город С. пропитан ленью и однообразной жизнью.
Комментарий. Автор демонстрирует понимание специфики задания, но вместо прямого ответа на поставленный вопрос («О чем предупреждает Чехов?») рассказывает о пошлости жизни семьи Туркиных. «Предупреждение» Чехова раскрыто лишь косвенно («низко пала эта нескладная жизнь»). Оценка за ответ- 1 балл.
Задание С2. Судьбы каких героев русской классики напоминают судьбу чеховского Ионыча?
Судьба Ионыча сильно напоминает жизнь Обломова.
Комментарий. Автор называет одну позицию, однако указание на сходство Ионыча и Обломова ошибочно. К тому же абитуриент ограничился в ответе одним предложением, что не соответствует требованиям, предъявляемым к подобному типу заданий (5-10 предложений). Оценка за ответ - 0 баллов.
|
Задание СЗ. В чем видит Г.Р. Державин истинную награду поэтического таланта?
Само название стихотворения Державина «Памятник» указывает на то, что поэт размышлял о признании и забвении, о вечном и сиюминутном, о смерти и бессмертии. Г.Р. Державин истинной наградой поэтического таланта считает народное признание, сохраняющуюся в веках память, которая будет вечно жить в сердцах людей. И это — самая ценная награда, о которой мечтает каждый писатель и поэт».
Комментарий. Экзаменуемый понимает специфику задания, верно отвечает на центральный вопрос, обозначает тему и идею стихотворения. Оценка за ответ - 3 балла.
Задание С4. Какие русские поэты разрабатывали тему творчества в своих произведениях и в чём ее решение созвучно содержанию державинского «Памятника»?
Эту тему поднимал в своем творчестве еще древнеримский поэт Гораций. И я считаю, что, наверное, у каждого поэта есть стихотворения, посвященные теме поэтического бессмертия. Так, в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг...» звучит мысль о том, что искусство вечно, оно способно сохраниться в памяти людей».
Комментарий. Стихотворение Державина включается в литературный контекст: ученик называет и «открывшего тему» предшественника поэта - Горация, и продолжателя державинской традиции - А.С. Пушкина, однако комментарий ко второй части вопроса приводит минимальный. Оценка за ответ - 2 балла.
Задание С1. Каково место данного эпизода в изображении жизненного пути Андрея Болконского? (эпизод: возвращение князя Андрея из Отрадного, описание весеннего леса и дуба)
|
Данный эпизод играет важную роль в изображении жизненного пути Андрея Болконского. Именно в этот момент у героя происходит переоценка ценностей. Он видит смысл в продолжении жизни, а раньше думал, что жизнь в 31 год окончена. Видя преображенный старый дуб, князь Андрей испытывает радостное чувство обновления. Эпизод с дубом - это один из важнейших этапов жизненного пути Андрея, он развивается духовно, происходит диалектика души, его жизнь меняется.
Комментарий. Учащийся обнаруживает понимание специфики задания. Он отмечает важность данного эпизода в изображении жизненного пути Андрея Болконского, свидетельствующего о духовном развитии героя, но отвечает на вопрос недостаточно глубоко, лишь обозначив, что в герое произошла переоценка ценностей, но не проанализировав и не объяснив причин произошедших с князем Андреем изменений. Одна и та же мысль повторяется в начале и в конце работы. Оценка, которая может быть выставлена за ответ, - 2 балла.
Задание СЗ. Какие русские писатели близки Л.Толстому в изображении духовных поисков героев? (Свой ответ аргументируйте)
Одним из близких Толстому писателей был Достоевский. Его произведение «Преступление и наказание» так же показывает нам, как главный герой ищет свой жизненный путь. Он обретает независимость от других и находит смысл своей жизни. Второй близкий Толстому писатель - Тургенев. Произведение «Отцы и дети» рассказывает о духовных поисках Базарова.
Комментарий. Экзаменуемый отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, но не дает обоснования для сопоставления с некоторыми литературными героями. Духовный поиск человека предполагает саморазвитие, внутренне движение, обретение своего «я». Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» выступает как выразитель определенных взглядов на жизнь, обусловленных его принадлежностью к нигилистическому движению. Жизнь опрокидывает его убеждения, в результате чего герой испытывает жесточайший внутренний кризис, определяющий направление его духовных поисков. Раскольников в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского - носитель страстно переживаемой им идеи, проверяющий на практике свою теорию. Он проходит в романе свой путь духовного развития, избавляясь от собственной теории и приобщаясь к миру остальных людей (от гордых помыслов о личной славе освобождается и князь Андрей). Оценка, которая выставлена за ответ, - 1 балл.