Задание С4. Какие русские поэты разрабатывали тему творчества в своих произведениях и в чём ее решение созвучно содержанию державинского «Памятника»?




Марьина О.Б., Попова Н.А.

Отличник ЕГЭ. Литература. Ре­шение сложных заданий / ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010.

Примеры письменных ответов учащихся на задания С1, С2, СЗ, С4, требующие написания развернутого ответа с ограниченным объемом,

С оценками и комментариями

(Работы учащихся воспроизводятся с сохранением особенностей авторской орфографии и пунктуации)

Задание С1. Что такое «обломовщина»?

«Обломовщина» — это состояние души человека, ко­торый просто лежит на кровати и ничего не делает, делать не хочет и даже не осознает то, что нужно что-то делать. Человек бездельничает не оттого, что он болен или устал, а потому, что это его обыч­ное состояние души. И он считает свое поведение нормальным. Обломов всю свою жизнь проводит в лежании на диване. Это и есть «обломовщина».

 

Комментарий. Суть вопроса и специфика задания поняты уча­щимся. Но текст ответа свидетельствует о поверхностном пони­мании авторской идеи. Оценка за ответ - 1 балл.

 

Задание С2. Кого из героев русской литературы можно отнести к обломовскому типу?

К обломовскому типу молено отнести таких героев русской классики, как: Ноздрев («Мертвые души» Н.В. Гоголь), который не хотел заниматься делом и его интересовали только развлечения, Мармеладов («Пре­ступление и наказание» Ф.М. Достоевский). Этот че­ловек тоже абсолютно ничего полезного для общест­ва не делал. Он умел только пропивать последние деньги и совершенно не заботился о своих голодных детях и несчастной жене. Он был таким же эгои­стом, как и Обломов.

Комментарий. Из ответа учащегося следует, что Обломова «ин­тересовали развлечения», как гоголевского Ноздрева, и основным качеством характера Обломова (как и Мармеладова?!) был «эгоизм». Подобную вульгарную социологизацию в толковании ху­дожественных текстов можно и должно считать фактической ошибкой. Таким образом, ученик не назвал ни одного героя, ко­торого можно было бы отнести к обломовскому типу. Оценка за ответ-0 баллов.

Задание С1. О чем предупреждает Чехов в своем рассказе «Ионыч»?

Страшное зло человеческих душ показывает Чехов в рассказе «Ионыч». Семья Туркиных, слывущая в горо­де С. самой образованной и талантливой, олицетворя­ет мир, обреченный на бесконечное повторение одно­го и того же. Ни любви, ни искусства в истинном смысле этих слов в рассказе нет, но зато в избытке имитация и того и другого. Семья Туркиных действи­тельно выделяется на фоне города С., но если онавершина, то как же низко пала эта нескладная жизнь. Город С. пропитан ленью и однообразной жизнью.

Комментарий. Автор демонстрирует понимание специфики за­дания, но вместо прямого ответа на поставленный вопрос («О чем предупреждает Чехов?») рассказывает о пошлости жизни семьи Туркиных. «Предупреждение» Чехова раскрыто лишь косвенно («низко пала эта нескладная жизнь»). Оценка за ответ- 1 балл.

Задание С2. Судьбы каких героев русской классики напоминают судьбу чеховского Ионыча?

Судьба Ионыча сильно напоминает жизнь Обломова.

Комментарий. Автор называет одну позицию, однако указание на сходство Ионыча и Обломова ошибочно. К тому же абитури­ент ограничился в ответе одним предложением, что не соответст­вует требованиям, предъявляемым к подобному типу заданий (5-10 предложений). Оценка за ответ - 0 баллов.

Задание СЗ. В чем видит Г.Р. Державин истинную награду по­этического таланта?

Само название стихотворения Державина «Памят­ник» указывает на то, что поэт размышлял о призна­нии и забвении, о вечном и сиюминутном, о смерти и бессмертии. Г.Р. Державин истинной наградой по­этического таланта считает народное признание, со­храняющуюся в веках память, которая будет вечно жить в сердцах людей. И этосамая ценная награда, о которой мечтает каждый писатель и поэт».

Комментарий. Экзаменуемый понимает специфику задания, верно отвечает на центральный вопрос, обозначает тему и идею стихотворения. Оценка за ответ - 3 балла.

Задание С4. Какие русские поэты разрабатывали тему творчества в своих произведениях и в чём ее решение созвучно содержанию державинского «Памятника»?

Эту тему поднимал в своем творчестве еще древне­римский поэт Гораций. И я считаю, что, наверное, у каждого поэта есть стихотворения, посвященные теме поэтического бессмертия. Так, в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг...» звучит мысль о том, что искусство вечно, оно способно со­храниться в памяти людей».

Комментарий. Стихотворение Державина включается в литера­турный контекст: ученик называет и «открывшего тему» предше­ственника поэта - Горация, и продолжателя державинской тради­ции - А.С. Пушкина, однако комментарий ко второй части во­проса приводит минимальный. Оценка за ответ - 2 балла.

Задание С1. Каково место данного эпизода в изображении жиз­ненного пути Андрея Болконского? (эпизод: возвращение князя Андрея из Отрадного, описание весеннего леса и дуба)

Данный эпизод играет важную роль в изображении жизненного пути Андрея Болконского. Именно в этот момент у героя происходит переоценка ценностей. Он видит смысл в продолжении жизни, а раньше думал, что жизнь в 31 год окончена. Видя преображенный старый дуб, князь Андрей испытывает радостное чувство обновления. Эпизод с дубом - это один из важнейших этапов жизненного пути Андрея, он раз­вивается духовно, происходит диалектика души, его жизнь меняется.

Комментарий. Учащийся обнаруживает понимание специфики задания. Он отмечает важность данного эпизода в изображении жизненного пути Андрея Болконского, свидетельствующего о духовном развитии героя, но отвечает на вопрос недостаточно глубоко, лишь обозначив, что в герое произошла переоценка ценностей, но не проанализировав и не объяснив причин про­изошедших с князем Андреем изменений. Одна и та же мысль повторяется в начале и в конце работы. Оценка, которая может быть выставлена за ответ, - 2 балла.

Задание СЗ. Какие русские писатели близки Л.Толстому в изобра­жении духовных поисков героев? (Свой ответ аргументируйте)

Одним из близких Толстому писателей был Достоев­ский. Его произведение «Преступление и наказание» так же показывает нам, как главный герой ищет свой жизненный путь. Он обретает независимость от других и находит смысл своей жизни. Второй близкий Толстому писатель - Тургенев. Произведение «Отцы и дети» рассказывает о духовных поисках Базарова.

Комментарий. Экзаменуемый отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, но не дает обоснования для сопоставления с некоторыми литературными героями. Ду­ховный поиск человека предполагает саморазвитие, внутренне движение, обретение своего «я». Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» выступает как выразитель определенных взглядов на жизнь, обусловленных его принадлежностью к нигилистиче­скому движению. Жизнь опрокидывает его убеждения, в резуль­тате чего герой испытывает жесточайший внутренний кризис, определяющий направление его духовных поисков. Раскольников в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского - носитель страстно переживаемой им идеи, проверяющий на практике свою теорию. Он проходит в романе свой путь духовного развития, избавляясь от собственной теории и приобщаясь к миру осталь­ных людей (от гордых помыслов о личной славе освобождается и князь Андрей). Оценка, которая выставлена за ответ, - 1 балл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: