Всероссийская олимпиада школьников по биологии
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2011/2012 уч. г.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР
Класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который Вы считаете наиболее полным и правильным, отметьте знаком «+» слева.
1. Доклеточными формами жизни являются:
а) бактерии; б) простейшие; в) вирусы и бактериофаги; г) слизевики.
2. Фундаментальные свойства живого:
а) способность к росту и движению; б) индивидуальное развитие;
в) целостность и дискретность; г) самообновление, саморегуляция и самовоспроизведение.
3. Единицей роста и развития организма является:
а) ген; б) хромосома; в) клетка; г) ткань.
4. Палочковидную форму имеют бактерии:
а) бациллы; б) стафилококки; в) спириллы; г) вибрионы.
5. Одноклеточный мицелий имеют:
а) шампиньоны; б) головня; в) мукор; г) пеницилл.
6. Микориза – это:
а) симбиоз гриба и водоросли; б) орган бесполого размножения грибов;
в) симбиоз гриба и корней деревьев; г) грибковое заболевание кожи.
7. О чем свидетельствует отсутствие лишайников в данной местности (городе, поселке, парке):
а) о сухом климате; б) о недостатке минеральных веществ в почве;
в) о загрязнении почвы радиоактивными веществами;
г) о загрязнении воздуха и субстрата различными химическими веществами, прежде всего соединениями серы.
8. Пигменты водорослей находятся в:
а) хлоропластах; б) лейкопластах; в) цитоплазме; г) хроматофорах.
9. Место образования спор у плауна:
а) спороносные колоски на весенних побегах; б) сорусы;
в) заросток; г) спороносные колоски на боковых побегах.
10. В умеренной полосе не сбрасывает листья на зиму:
а) брусника; б) черника; в) рябина; г) лещина.
11. Образовательной тканью в стебле древесного растения является:
а) наружный слой коры; б) камбий; в) лубяная паренхима; г) древесинная паренхима.
12. Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, зависит от:
а) корневого давления и испарения воды листьями;
б) скорости оттока питательных веществ из листьев ко всем органам;
в) скорости роста и развития растения;
г) процесса деления и роста клеток корня.
13. У растения, изображённого на рисунке, в образовании плода участвуют:
а) цветоножка и тычинки; б)пестики и чашелистики;
в) пестики и цветоложе; г) пестики и тычинки.
14. Наиболее крупная систематическая категория, в которую объединяют высшие растения:
а) царство; б) класс; в) семейство; г) отдел.
15. Кровеносная система у кольчатых червей:
а) незамкнутая; б) замкнутая с двумя кругами кровообращения;
в) замкнутая с одним кругом кровообращения; г) отсутствует.
16. Основным хозяином печеночного сосальщика является:
а) крупный рогатый скот и рыба; б) малый прудовик и рыба;
в) крупный рогатый скот; г) крупный рогатый скот и малый прудовик.
17. «Барабанная дробь» дятла в лесу является:
а) своеобразной формой токования; б) побочным эффектом добычи пищи;
в) способом защиты от хищника; г) предупреждением об опасности.
18. Способность некоторых животных к свечению связана с:
а) присутствием в тканях фосфора; б) окислением запасенных в тканях жиров;
в) излучением избытка накопленной энергии; г) отражением света солнца или луны.
19. Морские коньки плавают в вертикальном положении в основном при помощи колебаний:
а) хвостового плавника; б) брюшного плавника; в) анального плавника; г) спинного плавника.
20. Земноводные, являясь холоднокровными животными с невысоким уровнем обмена веществ, ведут активную жизнедеятельность благодаря:
а) всеядности; б) развитию с метаморфозом;
в) питанию богатой белками животной пищей; г) способности к длительному пребыванию под водой.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Бактерии вызывают заболевания:
I. возвратный тиф. II. сыпной тиф. III. туляремия. IV. гепатит. V. малярия.
а) II, III, IV; б) I, II, IV, V; в) I, II, III; г) I, III, IV.
2. Растения приспосабливаются к недостатку влаги за счет:
I. глубоких корней; II. запасания капель масла в клетках; III. мелких листьев;
IV. небольшого количества устьиц; V. мясистых стеблей.
а) I, II, V; б) I, III, IV, V; в) II, IV, V; г) I, II.
3. У мака и сурепки корневой чехлик:
I. образован живыми клетками; II. состоит из мертвых клеток;
III. состоит из клеток, не содержащих крахмальных зерен; IV. способствует продвижению корня в почве;
V. защищает апикальную меристему от повреждений.
а) I, II, III; б) I, II, IV; в) II, III. г) I, IV, V.
4. Признаками, характерными для пиявок, являются:
I. две присоски; II. паразитизм; III. отсутствие щетинок; IV. гермафродитизм; V. всегда 23 сегмента тела.
а) I, II, IV; б) I, III; в) I, II, IV, V; г) II, IV.
5. О родственных связях между кольчатыми червями и моллюсками свидетельствует:
I. наличие целома.
II. одинаковое строение половой системы.