К. ХОРНИ. СТРЕМЛЕНИЕ К ВЛАСТИ




(К. Хорни. Невротическая личность нашего времени; М. 1993)

Поиск любви и привязанности является одним из путей,

часто используемых в нашей культуре для получения ус-

покоения от тревожности. Поиск власти, престижа и обла-

дания - другой такой путь.

 

Нужно, вероятно, объяснить, почему я обсуждаю власть,

престиж и обладание как аспекты одной проблемы. В дета-

лях, конечно, преобладание той или иной из этих целей пред-

ставляет для человека большую разницу. Какая из этих

целей преобладает в невротическом стремлении к успокое-

нию, зависит как от внешних обстоятельств, так и от разли-

чий" в индивидуальных способностях и психологической

структуре. Если я рассматриваю их как единое целое, так

это потому, что у всех у них есть нечто общее, что отличает

их от потребности в любви. Завоевать любовь и располо-

жение - значит получить успокоение путем усиления кон-

такта с другими, в то время как стремление к власти, пре-

стижу и обладанию означает получение успокоения через

ослабление контакта с другими и через укрепление соб-

ственного положения.

 

Желание доминировать, завоевывать престиж, приобре-

тать богатство и добиваться благосостояния, конечно, не

является само по себе невротической наклонностью, точно

так же как желание иметь любовь и привязанность само по

себе не является невротическим. Для того чтобы понять

характеристики невротического стремления к указанным

целям, его следует сравнить с аналогичным стремлением.

Например, ощущение власти может возникать у нормаль-

ного человека в результате реализации его превосходящей

силы, будь то физическая сила или способность, или ум-

ственные способности, или зрелость и мудрость. Его стрем-

ление к власти может быть вызвано также некоторой осо-

бой причиной, связанной с семьей, политической или про-

фессиональной группой, родиной или научной идеей. Од-

нако невротическое стремление к власти рождается из тре-

вожности, ненависти и чувства собственной неполноценно-

сти. Иначе говоря, нормальное стремление к власти рожда-

ется из силы, невротическое - из слабости.

 

Сюда включен также культурный фактор. Власть, пре-

стиж или богатство отдельного члена общества играют роль

не в каждой культуре. Например, у индейцев пуэбло стрем-

ление к престижу определенно не поощряется, имеют мес-

то лишь несущественные различия в индивидуальной соб-

ственности, и вследствие этого данное стремление также

является малозначащим. В'этой культуре было бы бессмыс-

ленно стремиться к какой-либо форме доминирования как

к средству успокоения. То, что невротики в нашей культу-

ре выбирают этот путь, происходит потому, что в нашей

социальной структуре власть, престиж и обладание могут

дать чувство большей безопасности-,

 

В поисках тех условий, которые порождают стремление

к этим целям, становится очевидным, что такое стремление

обычно развивается лишь тогда, когда оказывается невоз-

можным найти средство для снятия подспудной тревожно-,

ст>с помощью любви и привязанности. Я приведу пример,

который показывает, как может развиваться такое стремле-

ние в форме честолюбия, когда на пути потребности в люб-

ви возникает препятствие.

 

Девочка испытывала сильную привязанность к своему

брату, который был старше ее на четыре года. Они преда-ъ

вались нежностям более или менее сексуального характе-

ра, но, когда девочке исполнилось восемь лет, брат внезапно

отверг ее, ссылаясь на то, что теперь они стали слишком

взрослыми для такой игры. В результате этого у девочки

неожиданно развилось неистовое честолюбие в отношении

учебы. Оно явно было вызвано разочарованием в любви,

которое было тем более болезненным из-за немногочис-

ленности людей, к которым она могла питать привязан-

ность. Отец был безразличен к своим детям, а мать явно

предпочитала брата. Девочка ощутила не только разоча-

рование, но также страшный удар по своей гордости. Она

не понимала, что изменение в отношении к ней брата было

вызвано просто его приближающейся половой зрелостью.

Поэтому она чувствовала стыд и унижение и воспринима-

ла все это тем более глубоко, что ее уверенность в себе

покоилась на слишком ненадежной основе. Во-первых, она

не быа желаннойдля матери и ощущаласобственную не-

значительность, потому что мать, красивая женщина, была

объектом всеобщего восхищения: кроме того, брат не толь-

ко предпочитался матерью, но также пользовался ее дове-

рием. Брак родителей был несчастливым, и мать обсужда-

ла все свои трудности с братом. Так что девочка чувство-

вала себя совершенно никому не нужной. Она сделала еще

одну попытку добиться любви, в которой нуждалась: влю-

билась в мальчика, с которым познакомилась во время по-

ездки вскоре после разрыва с братом. Она резко измени-

лась, повеселела и начала строить чудесные фантазии на

тему своих отношений с этим мальчиком. Когда же он ис-

чез из поля зрения, она реагировала на новое разочарова-

ние подавленностью..

 

Как весьма часто случается в ситуациях такого типа,

родители и домашний врач приписали ее состояние пере-

грузке в школе. Для восстановления сил они отправили ее

на летний курорт, а по возвращении перевели ее на класс

ниже того, в котором она до этого училась. Именно тогда, в

возрасте девяти лет, она наиболее ярко проявила свое Чес-

толюбие. Она стремилась быть первой в классе. В то же

самое время ее отношения с другими девочками, которые

ранее были дружественными, явно испортились.

 

Этот пример иллюстрирует типичные факторы, кото-

рые, сочетаясь, порождают невротическое честолюбие: с

.самого начала девочка чувствовала свою незащищенность,

так как ощущала себя ненужной: развился значительный

антагонизм, который не мог быть выражен, потому что ее

мать, доминирующая фигура в семье, требовала слепого

восхищения; вытесненная ненависть породила огромную

тревожность: у нее никогда не было возможности повы-

сить чувство собственного достоинства, так как в несколь-

ких случаях она подвергалась унижению и, безусловно,

чувствовала себя опозоренной из-за отношений с братом;

попытки достичь любви как средства успокоения закончи-

лись неудачей..

"Невротические стремления к власти, престижу и обла-

данию служат не только защитой от тревожности, но также

и каналом, по которому может выходить вытесненная враж-

дебность. Вначале я буду обсуждать, как каждое из этих

стремлений создает особую защиту от тревожности, а затем

предназначенные для выхода враждебности особые пути.

 

Стремление к власти служит, во-первых, защитой от бес-

помощности, которая, как мы видели, является одним их

основных элементов тревожности. Невротик испытывает

такое сильное отвращение к любому отдаленному намеку

на беспомощность или на слабость в себе, что старается

избегать ситуаций, которые нормальный человек считает

вполне обычными, например, чье-либо руководство, совет

или помощь, любой вид зависимости от людей или обстоя-

тельств, любую уступку или согласие с другими. Этот про-

тест против беспомощности вовсе не проявляется сразу во

всей своей силе, а увеличивается постепенно; чем сильнее

невротик чувствует подавленность своими внутренними

запретами, тем менее он способен к самоутверждению. Чем

более слабым он становится, тем с большей тревожностью

ему приходится избегать всего, что хоть в малейшей степе-

ни может обнаружить его слабость. ~~

 

, Во-вторых, Невротическое стремление к власти служит

защитой от опасности чувствовать себя или выглядеть нич-

тожным. Невротик вырабатывает жесткий и иррациональ-

ный идеал силы, который заставляет его верить, что оИ спо-

собен справиться с любой ситуацией, какой бы сложной она

ни была, и может справиться с ней немедленно. Этот идеал

приобретает связь с гордостью, и, как следствие, невротик

рассматривает слабость не только как опасность, но также

и как позор. Он Уделит людей на "сильных" и "слабых",

восхищаясь первыми и презирая вторых. Он также дохо-

дит до крайностей в том, что считает слабостью. Он испы-

тывает большее или меньшее презрение ко всем людям,

которые соглашаются-с ним или уступают его желаниям,

ко всем, кто имеет внутренние запреты или не контролиру-

ет свои эмоции столь тщательно, чтобы всегда иметь безмя-

тежное лицо. Он также презирает все эти качества в себе.

Он чувствует унижение, если ему приходится признавать

собственную тревожность или внутренний запрет, и тогда,

презирая себя за свой невроз, вынужден сохранять этот

факт в тайне. Он также презирает себя за то, что не в

состоянии справиться с неврозом в одиночку.

 

Те особые формы, которые примет такое стремление к

власти, зависят от того, лишение какой власти невротик более

всего боится или Презирает. Я приведу лишь несколько

проявлений этого стремления, которые особенно часты.

 

Во-первых, невротик будет стремиться управлять дру-

гими, а также держать под контролем себя. Он хочет, чтобы

не происходило ничего, что не одобрялось бы им или чему

он не был бы инициатором. Это стремление к контролю

может принимать ослабленную форму, когда человек со-

знательно предоставляет другим возможность иметь пол-

ную свободу, настаивая при этом на том, чтобы знать все,

что другой делает, и испытывая раздражение, если что-либо

остается в секрете. Тенденции все контролировать могут

вытеснятьсяъ до такой степени, что не только сам человек, но

и окружающие его могут быть убеждены, что он необыкно-

венно великодушен, предоставляя свободу другому. Одна-

ко если человек столь полно вытесняет свое желание кон-

тролировать, у него всякий раз может проявиться подав-

ленность, сильная головная боль или расстройство желуд-

ка, когда его партнер назначает встречу с другими колле-

гами или слишком задерживается. Не зная причину такого

рода расстройств, он может приписывать их погодным ус-

ловиям, неправильному питанию или сходным, но неотно-

сящимся к делу причинам. Многое из того, что выглядит

любопытством, определяется его тайным желанием управ-

лять ситуацией. "

 

Люди этого типа также склонны быть всегда правыми и

раздражаются, если им доказывают их неправоту, даже по

незначительному поводу. Они должны знать обо всем луч-

ше кого бы то ни было. Временами эта чертасильно броса-

ется в глаза-Часто люди этого типа, столкнувшись с вопро-

сом, на который не знают ответа, и боясь оказаться в нелов-

ком положении, делают осведомленный вид, даже если не-

достаточная осведомленность по данному частному вопро-

су не может их дискредитировать. Иногда ставится акцент

на необходимости заранее знать, что произойдет, чтобы пред-

видеть и предсказать любую ситуацию. Такое отношение

может сочетаться с отвращением ко всякой ситуации, в ко-

торой имеются неконтролируемые факторы. Никакой риск

не допускается. Упор на самоконтроль проявляет себя в

отвращении к любой возможности дать себя увлечь каким-

либо чувством. Тяготение,-которое испытывает невротич-

ная женщина к мужчине, может внезапно смениться пре-

зрением, как только он влюбится в нее. Пациентам такого

рода крайне трудно позволить себе сколько-нибудь дли-

тельное течение свободных ассоциаций, потому что это

означало бы потерять контроль и позволить унести себя на

незнакомую территорию.

 

Другой установкой, которая может характеризовать не*

вротика в его стремлении к власти, является его стремле-

ние настаивать на своем. Постоянным источником острого

раздражения для него может служить нежелание других

делать то, чего он от них ожидает, и именно тогда, когда он

этого хочет. Нетерпеливость тесно связана с этим аспек-

том стремления к власти. Любого рода отсрочка, любое

вынужденное ожидание станет источником раздражения.

Часто невротик сам не осознает существования управляю-

щей им установки или по крайней мере силы ее действия.

Конечно, в его интересах не осознавать и не изменять такое

отношение, потому что оно несет важные защитные функ-

ции. Другие также не должны его осознавать, потому что в

противном случае имеется опасность потери их любви.

 

Такое отсутствие осознания имеет важные последствия

для любовных отношений. Если любовник или муж не

оправдывает ожиданий невротичной женщины, если он опаз-

дывает, не звонит, уезжает из города, она чувствует, что он

не любит ее. Вместо того чтобы признать, что ее чувства -

обычная реакция гнева на неподчинение ее желаниям, ко-

торые часто не высказываются вслух, она интерпретирует

эту ситуацию как свидетельство своей ненужности. Такого

рода заблуждение очень часто имеет место в нашей куль-

туре и во многом создает чувство, что тебя не любят, кото-

рое часто является решающим фактором в неврозах. Как

правило, он усваивается от родителей. Деспотичная мать,

чувствуя возмущение по поводу непослушания ребенка,

будет думать и высказывать вслух, что ребенок ее не лю-

бит. На этой основе часто возникает странное противоре-

чие, которое может существенно испортить любые любов-

' ные отношения. Страдающие неврозом девушки не могут

любить "слабого" мужчину из-за презрения к любой сла-

бости, но они также не могут ладить с "сильным" мужчи-

ной, потому что хотят диктовать своюъ волю. Следователь-

но, тог, кого они втайне ищут, должен быть сверхсильным

героем и в то же самое время быть настолько слабым, что-

бы с готовностью выполнять все их желания.

 

Еще одно отношение, образующее стремление к власти, -

это стремление никогда не уступать, не сдаваться. Согла-

сие с чьим-либо мнением или принятие совета, даже если

он считается правильным, воспринимается как слабость, и

одна только мысль, чтобы так поступить, вызывает сопро-

тивление. Люди, для которых такое отношение является

важным, склонны ударяться в другую крайность и из одно-

го только страха уступить упрямо принимают противопо-

ложную сторону. Наиболее общим проявлением такого

отношения является тайное настойчивое требование невро-

тика, чтобы мир приспосабливался к нему, вместо того что-

бы самому приспосабливаться к миру. Одна из фундамен-

тальных трудностей в психоаналитической терапии проис-

текает из этого источника. Основная цель анализа пациен-

та состоит не в том, чтобы достичь глубокого проникнове-

ния внутрь,/а в том, чтобы использовать это глубинное про-

никновение для изменения отношения человека к миру.

Несмотря на осознание того, что изменение принесет ему

благо, невротик такого типа питает отвращение к перспек-

тиве своего изменения, потому что оно будет подразуме-

вать его окончательное поражение. Неспособность посту-

пать таким образом оказывает также воздействие на его

любовные взаимоотношения. Любовь, что бы она ни озна-

чала еще, всегда Предполагает, чточеловексдается, уступа-

ет любимому, а также собственным чувствам. Чем менее

человек, будь то мужчина или женщина, способен на такую

"капитуляцию", тем более неудовлетворительными будут

его любовные взаимоотношения. Тот же самый фактор

может также иметь отношение к фригидности, поскольку

состояние оргазма заранее предполагает способность да-

вать полную свободу своим чувствам.

 

То влияние, которое, как мы уже видели, стремление к

власти может оказывать на любовные взаимоотношения,

позволяет нам полнее понять многие внутренние особенно-

сти невротической потребности в любви. Большинство от-

ношений, связанных со стремлением к любви, не могут быть

целиком поняты без рассмотрения той роли, которую в них

играет стремление к власти.

 

Поиск власти является, как мы уже видели, защитой от

беспомощности и от чувства собственной незначительнос-

ти. Эту последнюю функцию он разделяет с поиском престижа.

 

У невротика, принадлежащего к этой группе, развивает-

ся ярко выраженная потребность производить впечатле-

ние на других, быть объектом восхищения и уважения. Он

будет предаваться фантазиям о том, как поразит других

своей красотой, или умом, или каким-либо выдающимся

достижением; он будет широко и демонстративно тратить

деньги; он будет пытаться щеголять своим знанием послед-

них книг и пьес, знакомством с выдающимися людьми. Он

будет не в состоянии сделать своим другом, мужем, женой,

сотрудником того, кто не восхищается им. Все его самоува-

жение основано на том, что им'воехищаются, и падает до

предела, если он не встречает восхищения. Вследствие сво-

ей чрезмерной чувствительности, а также потому, что он

постоянно ощущает унижение, жизнь является для него

постоянным тяжким испытанием. Часто он не осознает

чувство унижения, потому что это знание было бы слишком

болезненным; но независимо от того, осознается оно им или

нет, он реагирует на всякое такое чувство с яростью, про-

порциональной испытываемой боли. Следовательно, его

отношение ведет к постоянному порождению новой враж-

дебности и новой тревожности.

 

В целях простого описания такого человека можно на-

зывать нарциссическим. Однако, если его рассматривать с

точки зрения движущих сил, данный термин вводит в заб-

луждение, потому что, хотя такой человек полностью по-

глощен возвышением своего Эго, он делает это главным

образом не ради любви к себе, а ради защиты себя от чув-

ства собственной незначительности и унижения или, в по-

ложительном смысле, ради восстановления разрушенного

самоуважения..

 

Чем более далекими являются его отношения с други-

ми, тем в большей степени его поиск престижа может пе-

рейти внутрь; он проявляется тогда в виде потребности

быть непогрешимым и прекрасным в собственных глазах.

Всякий недостаток, осознается ли он как таковой или лишь

смутно ощущается, воспринимается как унижение.

 

, Стремление к обладанию, собственности также может

служить в нашей культуре защитой от беспомощности и

чувства собственной незначительности или унижения, по-

скольку богатство дает и власть, и престиж. Иррациональ-

ное стремление стать собственником столь широко распро-

странено в нашей культуре, что лишь посредством сравне-

ния с другими культурами осознаешь, что такое стремле-

ние (в форме ли инстинкта приобретательства либо в фор-

ме сублимации биологических по своей природе влечений)

не является общечеловеческим инстинктом. Даже в нашей

культуре навязчивые собственнические стремления исче-

зают, как только порождающая их тревожность ослабевает

или устраняется.

 

Особый вид страха, защитой от которого служит владе-

ние состоянием, - это страх обнищания, лишения, зависимо-

сти от других. Страх обнищания может стать кнутом, тол-

кающим человека к непрерывной работе и к тому, чтобы

никогда не упускать шанс заработать деньги. Защитный

характер этого стремления проявляется в его неспособно-

сти использовать свои'деньги ради у довольствия. Стрем-

ление кобладанию не обязательно должно быть направле-

но лишь на деньги или материальные ценности, но может

проявляться в виде собственнического отношения к дру-

гим людям и служить в качестве защиты от потери любви.

Поскольку феномен обладания хорошо известен, в особен-

ности по тому, как он проявляется в браках, где закон пре-

доставляеправовую основу для такого рода претензий, и

поскольку его- характеристики во многом аналогичны

описанным выше, я не буду приводить здесь специальных

примеров..-

 

Описанные мною три вида стремлений служат, как я

уже говорила, не только успокоению от тревожности, но

также в качестве средства оилабления враждебности.

В зависимости от того, какое стремление является преобла-

дающим, эта враждебность может принимать форму тен-

денции доминировать, тенденции унижать или тенденции

ущемлять интересы другах.

Доминирование, характерное для невротического стрем-

ления к власти, не обязательно открыто предстает как враж-

дебность к другим. Оно может быть скрыто в социально

значимых или дружеских формах, проявляясь, например,

как склонность давать советы, стремление направлять дела

других людей, в виде инициативности или лидерства. Но

если за такими отношениями скрывается враждебность,

другие люди-дети, супруги, подчиненные - будут ощущать

ее и реагировать либо подчинением, либо сопротивлением.

Сам невротик обычно не осознает привнесенной сюда враж-

дебности. Даже если он приходит в состояние бешенства,

когда дела идут не так, как он хочет, он все равно продол-

жает думать, что он по своей сути является нежной душой,

впадающей в дурное расположение духа лишь потому, что

люди ведут себя столь неблагоразумно, пытаясь противо-

стоять ему. Однако в действительности здесь происходит

вот что: враждебность невротика облекается в цивилизо-

ванные формы и прорывается наружу, когда ему не удает-

ся добиться своего. Поводом для его раздражения может

стать то, что другие люди не воспринимают как оппозицию

простое расхождение во мнениях или невозможность по-

следовать его совету. Однако такие пустяки могут вызы-

вать значительный гнев. Можно рассматривать отношение

доминирования в качестве предохранительного клапана, че-

рез который разряжается определенное количество враж-

дебности неразрушительным образом. Так как доминиро-

вание само по себе является ослабленным выражением

враждебности, оно является средством сдерживания соб-

ственно разрушительных побуждений. -

 

Гнев, возникающий вследствие противостояния, может

быть вытеснен, и, как мы уже видели, вытесненная враждеб-

ность в результате может приводить к новой тревожности.

Она может проявляться в депрессии или усталости. Так

как события, вызывающие эти реакций, столь незначитель-

ны, что ускользают от внимания, и так как невротик не

осознает своих собственных реакций, может казаться, что

такие депрессии или состояния тревожности не связаны с

какими-либо внешними воздействиями. Лишь тщательное на-

блюдение может постепенно открыть связь между событиями,

играющими роль стимулов, и последующими реакциями.

:- Дополнительной особенностью, возникающей в резуль-

тате навязчивого желания доминировать, является неспо-

собность человека устанавливать равные отношения. Если

он не становится лидером, то чувствует себя полностью

потерянным, зависимым и беспомощным. Он настолько

властен, что все, выходящее за пределы его власти, воспри-

нимается им как собственное подчинение. Вытеснение гне-

ва может привести его к чувству подавленности, уныния и

усталости. Однако то, что ощущается как беспомощность,

может быть лишь попыткой обходным путем достичь до-

минирования или выразить враждебность из-за своей не-

способности лидировать. Например, супруги решили отпра-

виться в поездку по незнакомым местам. Жена заранее

изучила карту и взяла на себя лидерство. Но в пути они

отклонились от заданного маршрута, свернув на дорогу,

ведущую к незнакомому городу. Здесь женщина почув-

ствовала себя неуверенно и полиостью уступила руковод-

ство поездкой своему мужу. До этого она была веселой и

активной, но внезапно почувствовала усталость и с трудом

могла передвигать ноги.

 

Большинство из нас знает об отношениях между супру-

гами, братьями и сестрами в семье, друзьями, в которых

страдающий неврозом партнер действует как надсмотрщик

над рабами, используя свою беспомощность в качестве кну-

та для того, чтобы принудить других выполнять его волю,

чтобы требовать, бесконечной помощи и внимания. Для этих

ситуаций характерно, что невротик никогда не удовлетво-

ряется затраченными ради него усилиями, а реагирует лишь

все новыми и новыми жалобами и требованиями или, того

хуже, обвинениями, что им пренебрегают и жестоко с ним

обращаются. То же самое поведение может наблюдаться в

ходе анализа. Пациенты такого типа могут отчаянно мо-

лить о помощи, однако не только не последуют ни одному

совету, но будут даже негодовать на то, что им не помогают.

Если они действительно получают помощь, достигая пони-

мания какой-либо своей особенности, то немедленно воз-

вращаются к предшествующему состоянию раздражения и,

как если бы ничего не было сделано, стараются стереть из

памяти то глубинное понимание, которое явилось резуль-

. татом тяжелой работы аналитика. Затем они умоляют ана-

литика предпринять новые усилия, которые опять обрече-

ны на неудачу.

 

Пациент может получить двойное удовлетворение от

такой ситуации: представляя себя беспомощным, он дости-

гает своего рода победы, будучи способен заставлять ана-

литика служить себе. В то же самое время эта стратегия

имеет тенденцию вызывать чувство беспомощности у ана

литика, и, таким образом, поскольку собственные затрудне-

ния мешают ему проявлять свою власть конструктивным

образом, пациент находит возможность деструктивного до-

минирования. Излишне говорить, что удовлетворение, по-

лучаемое таким образом, совершенно бессознательно, как и

способ получения такого удовлетворения также применя-

ется неосознанно. Пациент осознает лишь то, что он крайне

нуждается в помощи и не получает ее. Вследствие этого

пациент не только ощущает полнейшую правоту своих дей-

ствий, но также чувствует, что у него есть веские основания

сердиться на аналитика. В то же самое время он не может

не сознавать, что ведет хитрую, коварную игру, и опасается

разоблачения и возмездия. Поэтому в качестве защиты он

ощущает необходимость усиления своей позиции и делает

это, переворачивая ситуацию. Это не он тайно ведет неко-

торую разрушительную агрессию, но именно аналитик не

уделяет ему достаточного внимания, издевается и оскорб-

ляет его. Однако такая позиция может утверждаться и

убежденно поддерживаться, лишь если он Действительно

ощущает себя жертвой. В таком состоянии у человека нет

не только никакой заинтересованности понять, что с ним

вовсе не обращаются плохо, но, напротив, он крайне заинте-

ресованъ в сохранении своей веры. Его настойчивость в ут-

верждении, что он является жертвой, часто и создает впе-

чатление, что он хочет, чтобы с ним плохо обращались.

В действительности он столь же мало хочет этого, как и

любой игшас, но его вера в то, что к нему плохо относятся,

приобрела слишком важную функцию, чтобы легко от нее

отказаться.

 

Во властные отношения может быть привнесено столь

много враждебности, что она породит новую тревожность.

В таком случае это может привести к таким внутренним

запретам, как неспособность отдавать приказания, быть ре-

шительным, выражать свое мнение. Кажущаяся чрезмер-

ная уступчивость невротика в свою очередь приводит к

тому, что он принимает свои внутренние запреты за свой-

ственную ему мягкость.

 

У людей, для которых стремление к престижу стоит на

первом месте, враждебность обычно принимает форму же-

лания унижать других. Это желание выходит на первый

план особенно у тех людей, чувству собственного достоин-

ства которых был нанесен унизительный удар, в результа-

те чего они стали мстительными. Обычно в детстве, они

прошли через ряд связанных е унижением переживаний,

которые могли иметь отношение либо к социальной ситуа-

ции, в которой они росли, например такой, как принадлеж-

ность к национальному меньшинству, бедность, или к их

собственной личной ситуации, например, они испытывали к

себе предвзятое отношение, терпели презрительное отвер-

жение, постоянно являлись объектом нравоучений и недо-

вольства родителей. Часто переживания такого рода забы-

ваются из-за их болезненного характера, но они вновь воз-

никают в сознании, если проблемы, связанные с унижением,

обостряются. Однако у взрослых невротиков можно на-

блюдать не прямые, а лишь косвенные результаты этих дет-

ских ситуаций, результаты, которые были усилены вслед-

ствие прохождения через "порочный круг"; чувство уни-

жения: желание унижать других: усиление чувствительно-

сти к унижению из-за страха возмездия: возрастание же-

лания унижать других.

 

Тенденция унижать других обычно глубоко вытесняет-

ся потому, что невротик, зная по собственной обостренной

чувствительности, сколь оскорбленным и мстительным он

становится, когда подвергается унижению, инстинктивно

боится сходных реакций других. Тем не менее некоторые

из этих тенденций могут проявляться без их осознания: в

беспечном пренебрежении к другим людям, например за- ' '

ставляя их ждать, ненамеренно ставя других в неловкие

ситуации, заставляя других ощущать свою зависимость.

Даже если невротик абсолютно не осознает своего жела-

ния унижать других или того, что сделал это, его отноше-

ния с этими людьми будут пропитаны смутной тревожнос-

тью, которая обнаруживается в постоянном ожидании уп-

река или оскорбления в свой адрес. Позднее я вернусь к

таким переживаниям при обсуждения страха неудачи. Внут-

ренние запреты, возникающие в результате обостренной чув-

ствительности к унижению, часто проявляются в форме по-

требности избегать всего, что может казаться оскорбитель-

ным для других; так, например, невротик может быть не-

способен высказаться критически, отклонить предложение,

уволить сотрудника, в результате он часто выглядит в выс-

шей степени тактичным или чрезмерно вежливым.

 

Наконец, тенденция к унижению других может скры-

ваться за тенденцией к восхищению. Так как унижение и

проявление восхищения диаметрально противоположны,

последнее дает наилучший способ радикально искоренить

или скрыть тенденцию к унижению. Именно по этой при-.

чине обе эти крайности часто встречаются у одного и того

же человека. Имеются различные варианты распределения

этих двух видов отношений, причем мотивы для такого рас-

пределения индивидуальны. Они могут проявляться от-

дельно друг от друга в различные периоды жизни, когда за

периодом презрения ко всем людям следует период чрез-

мерных восторгов и поклонения героям и знамеюпостям;

 

может иметь место восхищение мужчинами и презрение к

женщинам, и наоборот; или слепое восхищение кем-то од-

ним и такое же слепое презрение ко всем остальным лю-

дям. Только в Процессе анализа можно обнаружить, что

обе эти установки тесно связаны. Пациент может одновре-

менно слепо восхищаться аналитиком и в то же время пре-

зирать его, либо вытесняя одно из этих двух чувств, либо

колеблясь между ними.

 

В собственнических тенденциях враждебность обычно

принимает вид тенденции ущемлять интересы других лю-

дей. Желание обмануть, обворовать, эксплуатировать или

расстроить дела других само по себе не является невроти-

ческим; Оно может быть принятым в определенных куль-

турах, оправдываться данной ситуацией или считаться во-

просом целесообразности. Однако у неврОтичных людей

эти тенденции имеют сильный эмоциональный заряд. Даже

если выгода и преимущества, которые они извлекают из

них, незначительны, они чувствуют себя победителями и

приходят в прекрасное расположение духа, предчувствуя

успех. Например, для того чтобы найти выгодную сделку,

они могут затратить непропорционально много времени и

энергии в сравнении с полученной выгодой. Их удовлетво-

рение>рт успеха имеет два источника: сознание, что они

перехитрили других, и сознание, что они нанесли другим

ущерб.

 

Эта тенденция ущемлять других людей многообразна.

Невротик будет обижаться и возмущаться на врача, если

тот не лечит его даром или же лечит за меньшую сумму,

чем та, которую он может платить. Он будет испытывать

гнев на своих подчиненных, если они не согласятся бес-

платно работать в сверхурочное время. В отношениях с

друзьями и детьми тенденция к эксплуатации часто оправ-

дывается ссылкой на то, что у них есть по отношению к

нему обязанности. Родители могут в действительности раз-

рушать жизнь своих детей, требуя жертв с их стороны, и

даже если эта тенденция не проявляется в таких деструк-

тивных формах, любая мать, которая действует в соответ-

ствии с верой, что ребенок существует, чтобы приносить ей

удовлетворение, склонна эмоционально эксплуатировать

своего ребенка. Невротик такого типа также может стре-

миться удерживать чужие вещи, например, тянуть с выпла-

той долгов, умалчивать какую-то информацию, отказывать

в сексуальном удовлетворении, ожидать которого он дал

повод. На наличие тенденций к лишению других чего-либо

могут указывать навязчивые сновидения о воровстве или

сознательные побуждения к воровству, которые с трудом

сдерживаются, что ведет к клептомании.

 

Лица, принадлежащие к этому общему типу, часто не

осознают того, что они преднамеренно ущемляют интересы

людей. Тревожность, связанная с их желанием поступать

таким образом, может всякий раз, когда от них чего-либо

ожидают, приводит к возникновению внутреннего запрета.

Например, они забывают купить ожидаемый подарок к дню

рождения или теряют потенцию, если женщина согласна

уступить им. Эта тревожность не всегда ведет к настояще-

му внутреннему запрету, однако может проявиться в тай-

ном опасении, что они эксплуатируют или ущемляют дру-

гих, что на самом деле они и делают, хотя и не признаются

в этом. Иногда невротик даже может испытывать страх по

 

поводу некоторых своих действий, в которых эти тенден-

ции в действительности отсутствуют, в то же самое время

продолжая эксплуатировать или ущемлять людей другими

своими действиями.. -,

 

Эти тенденции ущемлять интересы других сопровожда-

ются в эмоциональном плане острой завистью. Большин-

ство из нас испытывают некоторую зависть, если другие

обладают теми преимуществами, которые отсутствуют у нас.

Однако у нормального человека акцент падает на то, что

<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: