Этика научного исследования.




Сегодня проведение такого эксперимента маловероятно, поскольку, в отношении детей, установлены очень строгие этические нормы, и официально такие опыта будут осуждены.

1)
а) Опыты монстров
Этим опытом руководил специалист по речевой деятельности Венделл Джонсон совместно с выпускницей университета Мари Тюдор Якобс в 1939 году. Джонсон предполагал, что заикание это привычка, приобретенная в результате внешних факторов, таких, как частая критика детей со стороны их родителей даже за малейший речевой дефект.

Для эксперимента отобрали 22 ребёнка-сироты без каких либо речевых недостатков. Целью Венделля было вызвать этот недостаток у детей. Одну группу сирот хвалили за их правильную речь, в то время как достоинства детей во второй группе занижались, их дразнили и называли заиками. К концу эксперимента, никто из подопытных второй группы не стал заикаться, но опыт стал причиной заниженного чувства самоуважения и нанёс им неисправимый урон.
б) Дэвид Реймер

В 1965 году в Канаде на свет появился мальчик. В возрасте 8 месяцев, во время обрезания его пенис был нечаянно сожжен. Родители посетили психолога Джона Мани, который высказал предложение о том, чтобы они поменяли пол ребенка. Родители согласились, не подозревая, что истинным намерением доктора было доказать, что именно воспитание, а не природа определяет половую принадлежность.

У Дэвида, теперь Бренды, была искусственная вагина и он получал гормональные добавки. Мани объявил этот опыт удачным, не посчитав нужным сообщить о негативных последствиях операции Бренды. Она веля себя так, как вел бы себя парень и испытывала противоречивые и смешанные чувства по поводу ряда тем и вопросов.

 


Это вызвало удручающий страх среди членов семьи. У матери Бренды проявлялись суицидные наклонности, отец был алкоголиком, а её брат страдал ужасной депрессией. В конце концов родители Бренды рассказали ей правду по поводу ее настоящего пола, когда ей было 14 лет. Бренда вновь решила стать Дэвидом, перестала принимать эстроген и восстановила пенис.

Мани не предоставил последующего отчёта после настойчивого утверждения, что эксперимент удался, опуская многие детали об очевидной борьбе Дэвида с половой принадлежностью. В возрасте 38 лет Дэвид покончил с собой.

 

2)
Если вопрос касается непосредственно этого мальчика, то этого не случилось мальчик покинул больницу в тот самый день, когда должны были разрушить сформированные условные связи и устранить реакции страха.

Систематическая десенсибилизация – один из первых методов поведенческой психотерапии Джозефа Вольпе, основанный на систематическом постепенном уменьшении чувствительности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность и фобии.

 

Фальсификация данных.

1) Впервые был предложен принцип фальсифицируемости научного знания был сформулирован в 1935 году австрийским и британским философом и социологом Карлом Раймундом Поппером.
2) Любое количество фактов, которые подтверждают достоверность какого-либо утверждения, полученного через рассуждения от частного к общему, говорит только о том, что это утверждение лишь весьма вероятно, однако не достоверно. И может хватить всего лишь одного способного его опровергнуть факта, чтобы и сами рассуждения были отброшены за ненадобностью.

 

3) Реализована она была таким образом - Пфунгст подозревал, что владелец может подавать коню незаметные сигналы, влияющие на его ответ. Он решил, что в таком случае конь будет отвечать правильно, только если задающий вопрос человек сам знает ответ на него. И тогда математические способности коня могут быть объяснены тем, что фон Остен - математик.

Пфунгст провел несколько экспериментов, в которых спрашивающий знал правильные ответы только на часть вопросов. Например, человек показывал коню карточку с числом, и, если ему разрешалось предварительно посмотреть на карточку, конь отбивал число копытом правильно в 98% случаев. Если человек до ответа коня не видел карточку, то правильные ответы составляли только 8%. Так были проверены математические способности.

Таким образом, стало ясно, что Ганс получает информацию о правильных ответах от задающего вопрос человека. Но оставалось загадкой, как он это делает. Со временем Пфунгст нашел ответ и на этот вопрос. Он установил, что конь реагировал на очень слабые визуальные сигналы, подаваемые задающим вопрос человеком. Когда кто-нибудь задавал вопрос, он слегка наклонялся вперед или опускал глаза, не осознавая этого (вероятно, глядя на копыто коня, ожидая, что он начнет стучать). Ганс расценивал такие движения как сигнал к началу ответа. Когда он отбивал правильное количество ударов, человек выпрямлялся или поднимал глаза - лишь слегка и не осознавая этого, но для Ганса этого было достаточно, чтобы остановиться.

 

4)Проблема научного исследования - если фон Остен подавал незаметные сигналы, влияющие на поведение, то, вероятно, и экспериментаторы вообще могут незаметно воздействовать на поведение участников, предполагая, какие результаты должны быть получены. Это пример явления, известного как искажение, вызванное экспериментатором.

 

 

Типология научного исследования.

1) Эмпирические методы исследования – это практические действия по сбору педагогических фактов и их преобразованию (эмпирия – опыт, практика, в переводе с греческого). Они применяются чаще всего при изучении практики воспитания, реальной действительности, но могут и при изучении теории – например, написанных текстов.


Основные мыслительные операции, применяемые в теоретических методах исследования – это анализ, синтез, сравнение, ранжирование, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация, формализация. Анализ – это разложение исследуемого целого на составляющие элементы, выделение отдельных признаков и качеств явления.


 

 

Типология экспериментальных исследований.

Эксперимент отличается эксперимент от других методов психологических исследований тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

1) Лабораторный эксперимент - Эксперимент Милгрэма, с ударами током ученика-актера. Учитель – испытуемый.
2) Естественной эксперимент - примером естественного эксперимента может служить искусственно созданная ситуация пожара в больнице. Чтобы при реальных обстоятельствах весь персонал больницы знал, как себя вести, и сумел оказать необходимую помощь. Преимущество данного метода заключается в том, что все действия происходят в привычной рабочей обстановке, но при этом полученные результаты можно использовать при решении практических проблем.
3) Полевой эксперимент - В 2005 году авторы провели масштабный опрос жителей Раджастхана о том, как они воспринимают полицию и как взаимодействуют с ней. Затем методом случайной выборки полицейские участки Раджастхана были поделены на 5 групп. В первой группе участков офицеры проходили тренинг по повышению квалификации и навыков работы с населением. Во второй группе были упорядочены рабочие задания и графики. В третьей группе участков в течение длительных периодов присутствовали общественные наблюдатели. В четвертой для минимизации давления начальства были заморожены на 18 месяцев любые переводы с одной должности на другую. В пятой группе не проводилось никаких реформ. Затем исследователи опросили жителей Раджастана об эффективности работы полиции и сравнили средние показатели по каждой из пяти групп полицейских участков. По данным опроса на территории участков, где офицеры прошли тренинг, респондентов, боявшихся полиции, было на 16% меньше, чем на других участках. Кроме того, среди жертв преступлений удовлетворенность работой полиции выросла на 31%.

4) Констатирующий эксперимент -
5) Формирующий эксперимент - в таком эксперименте обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.
6) Поисковый эксперимент – например найти отличия между двумя, внешне очень схожими, картинками.
7) Подтверждающий эксперимент -
8) Пилотажный эксперимент - служит пробным экспериментом, первым в серии. Проводят на маленькой группе, без жесткого контроля переменных показателей. Этот эксперимент дает возможность устранять важные ошибки в описании гипотезы, а также сформулировать цель и откорректировать методы ведения наблюдений.
9) Идеальный эксперимент -
10)
11)

Фундаментальные и прикладные исследования.


1) Исследования, посвященные описанию, предсказанию и объяснению фундаментальных законов поведения, называются фундаментальными исследованиями. Противопоставленные им прикладные исследования носят такое название, поскольку непосредственно связаны с решением конкретных проблем.
2) Иногда считают, что прикладные исследования имеют большее значение, чем фундаментальные, так как они направлены на вопросы первостепенной важности. На это можно возразить, что основное преимущество фундаментальных исследований состоит в том, что общие законы можно применять в различных практических ситуациях. Конечно, фундаментальные исследования никогда не будут прекращены. Многие, если не все, прикладные разработки зависят от прочного основания, заложенного фундаментальными исследованиями. Без него идеи некоторых прикладных проектов никогда бы не возникли, а их реализация не была бы такой полной. Не только фундаментальные исследования часто приводят к прикладному изучению вопроса, но и результаты прикладных исследований, в свою очередь, нередко бывают важны для фундаментальных, подтверждая или опровергая выдвинутые теории. Исследование памяти является прикладным, но оно несло свой вклад в развитие общей теории долговременной памяти.

3)

 

Условия проведения: лабораторные и полевые исследования

1)
а) Лабораторные исследования обеспечивают исследователям высокую степень контроля: условия эксперимента могут быть определены более четко, а отбор и исследование испытуемых проводиться более систематично.

Лабораторные исследования иногда критикуют за «искусственность» и ото-рванность от ситуаций повседневной жизни

б) Условия проведения полевых исследований ближе к ситуациям повседневной жизни.

2) Результаты, полученные на подвесном мосту, соответствовали предположениям двухфакторной теории, но Даттон и Эрон совершенно справедливо решили, что их можно интерпретировать и иначе. Возможно, что мужчины, переходящие по подвесному мосту, были просто более смелыми и активными, чем другие, воспользовавшиеся деревянным мостом. Для проверки этого было проведено еще два эксперимента, один из них — в лаборатории.3

3) Экспериментальный реализм - степень, с которой эксперимент захватывает и увлекает его участников.
Жизненный реализм - степень отражения экспериментом реальной жизни. Считается менее важным, чем экспериментальный реализм.

 

Количественные и качественные исследования

1)
а) В количественных исследованиях данные собираются и представляются в виде чисел.

б) Качественные исследования часто включают сбор подробной информации с помощью опроса отдельных людей или групп, в их составе иногда проводятся подробные исследования конкретных случаев, а также фундаментальные исследования методом наблюдения.

2) Неформализованное интервью - вид интервью, не отвечающего требованию сопоставимости вопросов и ответов, респондент не является учетной статистической единицей. В противоположность стандартизированному (формализованному), этот вид интервью не предполагает наличия жестко сформулированных вопросов, их порядок и т.

 

Операциональные определения


1) Научная терминология должна быть абсолютно объективной и точной, а все понятия должны быть определены в терминах выполняемых операций. Такой вид определений был назван операциональными определениями.

2) Теория операционизма сыграла свою роль в психологии и научила исследователей четко определять используемые термины. Это особенно важно, если принять во внимание, что большинство психологических исследований использует понятия, для которых можно привести множество определений.


3) Сходящиеся операци - ряд исследований, использующих несколько отличные операциональные определения и экспериментальные процедуры, которые, тем не менее приходят к одинаковым выводам; в итоге наше понимание механизмов поведения растет.


Разработка исследования на основе случайного наблюдения поведения
Идея исследования возникла из обычного для аспирантов занятия — обсуждения исследований в кафе. Левин и его студенты часто встречались и проводили часы в кафе через дорогу от их лаборатории в Берлине. Они не могли не заметить, как один из официантов запоминает, что заказал каждый из студентов, не записывая этого. Однако вскоре после оплаты счета он полностью забывал о заказах. Может быть, до оплаты счета ситуация была «не завершена» и официанту требовалось удерживать информацию в памяти? Зейгарник очень заинтересовалась этим вопросом, был разработан эксперимент, а остальное, как говорят, дело техники.

Развитие теорий




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: