Тематика курсовых работ по Особенной части административного права




24. Управление внутренними делами.

25. Управление в сфере обороны.

26. Управление в сфере безопасности.

27. Управление юстицией.

28. Управление в сфере иностранных дел.

29. Управление промышленностью.

30. Управление в сфере энергетики.

31. Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.

32. Управление сельским хозяйством.

33. Управление охраной и использованием природных ресурсов.

34. Управление транспортом.

35. Управление в области связи и информатизации.

36. Управление в сфере торговли и внешнеэкономической деятельности.

37. Административно-правовая организация управления финансами и кредитным делом.

38. Административно-правовая организация управления в налоговой сфере.

39. Административно-правовая организация антимонопольного регулирования в сфере экономики.

40. Административно-правовая организация управления качеством продукции, работ и услуг.

41. Административно-правовая организация обеспечения государственных нужд.

42. Управление образованием.

43. Управление наукой.

44. Управление культурой.

45. Управление здравоохранением.

46. Управление в сфере труда и занятости.

47. Управление социальным и пенсионным обеспечением.

48. Управление в сфере физической культуры и спорта.

49. Особенности государственного управления в современных условиях.

50. Организация и предоставление государственных и муниципальных услуг.

 

Рекомендуемые планы курсовых работ и методические указания к ним

 

Тема 1. История становления и развития административного права.

1. Становление науки административного права в XVII-XVIIII в.в.

2. Дореволюционный период развития науки административного права в России.

3. Советский период развития российской науки административного права.

4. Постсоветский и современный периоды развития российской науки административного права.

 

Методические указания

Наука административного права имеет сравнительно небольшую историю развития по сравнению с уголовным и гражданским правом. Однако при изучении этапов ее возникновения и развития необходимо учитывать, что наука административного права изначально не была сформирована «в чистом виде», а выделилась из камералистики, тесно переплеталась с полицейским правом и теорией государственного управления.

В курсовой работе необходимо рассмотреть наиболее значимые для каждого исторического периода направления в науке административного права и изучить воззрения ученых-административистов соответствующего периода (дореволюционного, советского, постсоветского, современного).

 

Тема 2. Механизм административно-правового регулирования общественных отношений.

1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования общественных отношений.

2. Административно-правовые нормы: понятие, характерные особенности, структура, виды и способы реализации.

3. Административные правоотношения.

 

Методические указания

При раскрытии темы работы на основе имеющихся в теории государства и права и в административном праве подходов к пониманию механизма правового регулирования следует определить понятие и выделить элементы административно-правового регулирования общественных отношений: - нормы административного права (правила общего характера, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти или государственного управления); - методы административно-правового регулирования (средства практического осуществления административно-правового регулирования, направленные на достижение поставленной цели в процессе государственного управления); - среду функционирования норм административного права (административные правоотношения); - деятельность органов исполнительной власти. Необходимо учесть, что механизм административно-правового регулирования общественных отношений включает две стадии: установление норм административного права и их реализацию. Раскрывая способы реализации норм административного права, особое внимание следует уделить на применение права уполномоченным государственным органом или должностным лицом – сознательное создание, изменение или прекращение конкретного правоотношения на основе и в соответствии с нормой права, регулирующей данные правоотношения.

 

Тема 3. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации.

1. Понятие административно-правового статуса граждан РФ.

2. Содержание административной правосубъектности граждан Российской Федерации.

3. Гарантии реализации прав граждан РФ в сфере исполнительной власти.

4. Граждане РФ с особым административно-правовым статусом.

 

Методические указания

Раскрывая тему работы, следует обратить внимание на то, что административная правосубъектность физических лиц включает в себя административную правоспособность, административную дееспособность и административную деликтоспособность. Студентам при написании курсовой работы по избранной теме необходимо уяснить содержание административной правоспособности и административной дееспособности граждан Российской Федерации, рассмотреть на основе изучения нормативного материала имеющиеся правовые и иные гарантии реализации прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти. Также в работе необходимо рассмотреть особенности административно-правового статуса граждан РФ, проживающих в закрытых административно-территориальных образованиях, вынужденных переселенцев, лиц с особым социальным статусом (ветеранов, инвалидов, семей с детьми и пр.).

 

Тема 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

1. Особенности административно-правового статуса временно пребывающих, временно проживающих, постоянно-проживающих в РФ иностранных граждан. Административно-правовой статус беженцев.

2. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства.

3. Порядок въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Депортация.

4. Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

Методические указания

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется в РФ специальным законодательством. В работе подлежат изучению особенности статуса иностранных граждан и лиц без гражданства относительно административно-правового статуса граждан РФ. В частности, ограничения статуса в отношении государственной службы, избирательного права, трудовых прав, привлечении к административной ответственности. Также необходимо рассмотреть правовые основания пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, сроки, порядок оформления и необходимую документацию, особенности въезда и выезда из РФ, депортации и административного выдворения. Отдельным вопросом необходимо рассмотреть действующий порядок миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

Тема 5. Федеральные органы исполнительной власти как субъекты административного права.

1. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

2. Административно-правовой статус Правительства РФ.

3. Административно-правовой статус федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств.

4. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

 

Методические указания

При написании курсовой работы студентам при раскрытии административно-правового статуса федерального органа исполнительной власти следует обратить особое внимание на три его составляющие: цели, задачи и функции деятельности; организационную структуру; компетенцию органа, которые установлены нормами административного права. Важнейшим элементом правового статуса органа исполнительной власти является его компетенция, которая представляет собой совокупность властных полномочий относительно определенных предметов ведения. При раскрытии темы работы необходимо также изучить указы Президента Российской Федерации, определяющие систему и структуру федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации, выделить качественную специфику различных организационно-правовых форм органов исполнительной власти. Особое внимание следует уделить правовому статусу Правительства Российской Федерации как органа, возглавляющего систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, полномочиям Президента Российской Федерации в сфере осуществления исполнительной власти, в том числе рассмотреть правовой статус полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Рекомендуется при написании работы использовать материалы с официальных сайтов Президента РФ (https://www.kremlin.ru/) и Правительства РФ (https://government.ru/).

 

Тема 6. Органы исполнительной власти субъектов РФ как субъекты административного права.

1. Законодательные основы организации и функционирования органов исполнительной власти субъектов РФ.

2. Высшее должностное лицо субъекта РФ: порядок замещения должности, административно-правовой статус.

3. Высший орган исполнительной власти субъекта РФ (на примере Администрации Томской области).

4. Иные органы исполнительной власти субъектов РФ (на примере Томской области).

 

Методические указания

При написании курсовой работы рекомендуется учесть методические указания к теме 5 в разрезе конкретного субъекта РФ. Рекомендуется рассматривать тему на примере Томской области, однако допускается рассмотрение на примере других субъектов РФ, в которых проживают студенты. При наличии возможности допускается сравнение опыта организации и функционирования органов исполнительной власти нескольких субъектов РФ. Для получения наиболее полной и актуальной информации рекомендуется использовать официальные сайты органов исполнительной власти субъектов РФ.

 

Тема 7. Государственные гражданские служащие как субъекты административного права.

1. Понятие, принципы и правовые основы государственной гражданской службы.

2. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих.

3. Порядок прохождения государственной гражданской службы.

4. Особенности административно-правового статуса государственных гражданских служащих субъектов РФ (на примере Томской области).

 

Методические указания

При раскрытии вопросов, связанных с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации, необходимо обратить внимание на законодательные основы, принципы осуществления государственнослужебной деятельности. Подробного освещения требует вопрос, касающийся рассмотрения административно-правового статуса государственного гражданского служащего (включающего в себя совокупность прав, обязанностей государственного служащего, гарантии осуществления предоставленных полномочий, поощрение и ответственность). Также рекомендуется рассмотреть вопрос о классных чинах государственных гражданских служащих. Необходимо изложить основные этапы прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации (поступление на государственную службу, продвижение по службе, включая вопросы аттестации, прекращение государственной службы). Вопрос об административно-правовом статусе государственных гражданских служащих субъектов РФ рекомендуется рассмотреть на основе изучения законодательства Томской области (или другого субъекта РФ).

 

Тема 8. Военнослужащие как субъекты административного права.

1. Понятие и содержание административно-правового статуса военнослужащих.

2. Порядок поступления, прохождения и прекращения военной службы.

3. Воинские звания.

4. Особенности юридической ответственности военнослужащих.

 

Методические указания

При раскрытии темы необходимо изучить нормативные основы военной службы не только в системе Министерства обороны РФ (Вооруженных силах РФ), но и в системе МВД РФ (внутренние войска), ФСБ (пограничная служба), других войсках и воинских формированиях. Подробного изложения требует вопрос о поступлении, прохождении и прекращении службы как по контракту, так и по призыву. Система воинских званий имеет существенные отличия от системы классных чинов государственных гражданских служащих; каждому воинскому званию соответствуют знаки отличия. Юридическая ответственность военнослужащих существенно отличается от ответственности других субъектов управленческих общественных отношений и регулируется специальными нормативными актами. Необходимо изучить административную, дисциплинарную и материальную ответственность военнослужащих.

 

Тема 9. Правоохранительные служащие как субъекты административного права.

1. Понятие и содержание административно-правового статуса правоохранительных служащих.

2. Порядок поступления, прохождения и прекращения правоохранительной службы.

3. Специальные звания правоохранительных служащих: порядок присвоения и сохранения.

4. Особенности административно-правового статуса правоохранительных служащих отдельных органов государственной власти (полиции, таможенных органов, ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотиков).

 

Методические указания

Как и в темах 7,8, уяснению и раскрытию подлежат вопросы о содержании и особенностях статуса служащих правоохранительных органов. Сложность в изучении вопроса составляет отсутствие единообразного порядка правового регулирования правоохранительной службы в различных органах государственной власти. Поэтому необходимо изучить законодательное регулирование службы в органах внутренних дел (полиции), таможенных органов, органов ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотиков; уяснить особенности порядка поступления на службу, ее прохождения и прекращения в различных органах, систему специальных званий правоохранительных служащих указанных органов.

 

Тема 10. Юридические лица субъекты административного права.

1. Содержание административно-правового статуса юридических лиц (права, обязанности в сфере государственного управления).

2. Надзор и контроль за деятельностью юридических лиц, защита прав лиц при его проведении.

3. Особенности административно-правового статуса отдельных видов юридических лиц.

 

Методические указания

При раскрытии темы работы следует обратить внимание на то, что под административно-правовым статусом юридических лиц понимается совокупность прав и обязанностей юридического лица во взаимоотношениях с органами исполнительной власти, местного самоуправления и должностными лицами данных органов управления. Необходимо рассмотреть порядок регистрации юридических лиц, формы и методы государственного контроля за их деятельностью, в том числе механизм защиты прав лица при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Следует обратить внимание на специфику административно-правового статуса отдельных юридических лиц - коммерческих, в том числе государственных акционерных обществ, государственных компаний; некоммерческих: общественных объединений, государственных корпораций.

 

Тема 11. Формы государственного управления.

1. Понятие и виды форм государственного управления.

2. Акты государственного управления: понятие, виды, порядок принятия.

3. Административно-правовой договор.

4. Неправовые формы государственного управления.

 

Методические указания

При раскрытии темы работы следует рассмотреть юридическую сущность формы государственного управления как внешнего выражения реализации органами исполнительной власти возложенных на них функций. Необходимо исследовать специфические черты правовых (издание актов государственного управления, заключение административно-правовых договоров, совершение иных юридически значимых действий) и неправовых (организационные мероприятия и материально-технические действия) форм государственно-управленческой деятельности.

 

Тема 12. Акты государственного управления. Административные регламенты.

1. Понятие и классификация актов государственного управления.

2. Нормативные акты государственного управления: порядок разработки, принятия, вступления в силу.

3. Индивидуальные акты государственного управления.

 

Методические указания

Акты государственного управления являются разновидностью форм государственного управления и образуются в повседневной деятельности органов исполнительной власти. По своему характеру акты государственного управления могут носить как нормативный, так и индивидуальный характер. При написании работы студентам следует изучить порядок разработки, принятия, опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти. Особо следует остановиться на государственной регистрации нормативных актов министерств и ведомств, осуществляемой органами Министерства юстиции РФ. При изучении вопросов об индивидуальных актах государственного управления следует рассматривать такие их разновидности как регулятивные и охранительные, подробно рассмотрев процедурные особенности принятия указанных разновидностей таких актов.

 

Тема 13. Методы государственного управления.

1. Понятие и виды методов государственного управления.

2. Метод убеждения в государственном управлении.

3. Понятие, юридическая сущность и виды административного принуждения.

 

Методические указания

При раскрытии избранной темы необходимо дать понятие, раскрыть специфику и правовую природу методов управленческой деятельности, изложить имеющиеся в теории административного права видовые классификации методов государственного управления. Особое внимание следует уделить универсальным методам в сфере государственного управления – методам убеждения и принуждения. Метод убеждения является основным в деятельности государственных органов и реализуется посредством применения различных рекомендаций, разъяснительных, стимулирующих, воспитательных и иных мер воздействия. В деятельности органов государственного управления используются также административно-принудительные меры, которые подразделяются на следующие основные группы: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административной ответственности (административные наказания), меры административно-восстановительного характера.

 

Тема 14. Метод принуждения в государственном управлении.

1. Понятие и виды административного принуждения.

2. Административно-предупредительные меры.

3. Меры административного пресечения.

4. Понятие и правовые основы административной ответственности.

5. Юридическая сущность и виды восстановительных мер в административном праве.

 

Методические указания

Следует обратить особое внимание на характерные особенности административного принуждения как одного из самостоятельных видов государственного принуждения, раскрыть существующие в теории административного права имеющиеся подходы ученых-административистов к классификации видов мер административного принуждения. На основе изучения соответствующих нормативных актов следует подробно раскрыть назначение и порядок применения мер административного предупреждения (карантина, запрета движения на участках дорог, досмотра документов, багажа, др.), административного пресечения (общих и специальных, таких как применение физической силы, оружия, специальных средств), административных наказаний и мер восстановительного характера (подробно рассмотреть и изложить вопрос возмещения вреда, причиненного административным правонарушением и других восстановительных мер).

 

Тема 15. Административно-правовые режимы.

1. Понятие и нормативные основы специальных административно-правовых режимов.

2. Чрезвычайные административно-правовые режимы.

3. Режим охраны Государственной границы РФ.

4. Иные постоянно действующие административно-правовые режимы.

 

Методические указания

Законодательное регулирование административно-правовых режимов складывается из специальных нормативных актов, определяющих условия, порядок введения и функционирования государства, государственных и общественных институтов, отдельных граждан в условиях чрезвычайного правового порядка либо в условиях постоянно действующих специальных средств правового регулирования. Рассмотрению в данной теме подлежат как чрезвычайные административно-правовые режимы (военного положения, чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации), так и постоянно действующие административно-правовые режимы, такие как режим закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), паспортно-визовый режим, режим охраны государственной границы, режим охраняемой законом тайны и т.д.. Тему следует изучать на основе нормативного материала.

 

Тема 16. Административное правонарушение.

1. Понятие, признаки административного правонарушения.

2. Классификация административных правонарушений.

3. Законодательство РФ об административных правонарушениях.

4. Юридический состав административного правонарушения.

 

Методические указания

Студенту следует дать определение административного правонарушения, охарактеризовать признаки административного правонарушения: противоправность, виновность, наказуемость. Следует изучить и кратко изложить содержание законодательства РФ об административных правонарушениях как федерального уровня (Кодекс РФ об административных правонарушениях), так и уровня субъектов РФ (на примере Кодекса Томской области об административных правонарушениях или законодательства другого субъекта РФ). От признаков административного правонарушения следует отличать его состав, который представляет собой совокупность элементов, при наличии которых конкретное деяние повлечет за собой наступление административной ответственности (объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект).

 

Тема 17. Административная ответственность.

1. Понятие, особенности, законодательные основы административной ответственности.

2. Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности: понятие, признаки, состав.

3. Процессуальное основание административной ответственности.

4. Административные наказания: понятие, виды, общий порядок назначения.

 

Методические указания

При написании курсовой работы студенту следует уяснить структуру законодательства об административных правонарушениях, компетенцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в данной сфере, определить понятие, раскрыть юридическую сущность и характерные черты административной ответственности, рассмотреть понятие, признаки и элементы состава административного правонарушения как фактического основания наступления административной ответственности, а также основания освобождения от административной ответственности. Особое внимание следует обратить на порядок назначения мер административной ответственности – обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, давность привлечения к ответственности, порядок возмещения вреда, причиненного правонарушением.

 

Тема 18. Административные наказания.

1. Понятие, цели применения административных наказаний.

2. Виды административных наказаний, их характеристика.

3. Общий порядок назначения административного наказания.

4. Исполнение отдельных видов административных наказаний.

 

Методические указания

При раскрытии данной темы следует сформулировать определение, определить цели назначения административных наказаний, выявить соотношение применения административных наказаний с другими мерами административного принуждения (административно-предупредительными мерами, мерами административного пресечения, мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, мерами восстановительного характера). Студент должен охарактеризовать все административные наказания, предусмотренные в ст. 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и раскрыть их юридическую сущность.

 

Тема 19. Административный процесс.

1. Понятие административного процесса и административной процедуры.

2. Структура административного процесса. Понятие и виды административных производств.

3. Принципы административно-процессуальной деятельности.

 

Методические указания

При раскрытии данной темы необходимо обратить внимание на то, что в юридической литературе существуют различные точки зрения по вопросу о понятии административного процесса. Ряд ученых рассматривает административный процесс как деятельность органов исполнительной власти по разрешению индивидуальных управленческих дел. Однако существует и более широкое понимание административного процесса как деятельности, включающей разрешение индивидуальных управленческих дел субъектами административного права, а также нормотворческую деятельность органов исполнительной власти. Некоторые ученые-административисты возражают против такого широкого определения административного процесса, признавая в качестве административного процесса лишь деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, а также по применению мер административного принуждения (так называемую юрисдикционную деятельность). Следует рассмотреть существующие классификации административных производств, а также наиболее разработанную в настоящее время теорию административно-юрисдикционного процесса.

 

Тема 20. Административно-процедурные производства.

1. Понятие и содержание административно-процедурной деятельности, ее нормативные основы.

2. Лицензионно-разрешительное производство.

3. Правонаделительное производство.

4. Регистрационное производство.

5. Иные процедурные производства.

 

Методические указания

Административно-процессуальная деятельность представляет собой повседневную исполнительно-распорядительную деятельность органов государственной власти, прежде всего органов исполнительной власти, по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел. Детальное урегулирование административных процедур, применяемых органами власти в своей деятельности, делает такую деятельность более понятной, доступной для большинства субъектов. Административно-процедурные производства рассматриваются в «широкой» концепции административного процесса и представляют собой направления деятельности органов исполнительной власти в позитивном, организационно-исполнительском направлении, не связанном с применением мер административного принуждения. В последние годы законодательство, регулирующее административные процедуры, развивалось достаточно активно, поэтому тема подлежит рассмотрению на основе нормативного материала.

 

Тема 21. Административно-юрисдикционные производства.

1. Понятие и содержание административной юрисдикции. Виды административно-юрисдикционных производств.

2. Производство по жалобам.

3. Производство по разрешению административных споров.

4. Дисциплинарное производство.

5. Производство по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

 

Методические указания

Юрисдикция в широком смысле означает определенные полномочия органов власти по рассмотрению и разрешению определенных споров, дел, связанных с привлечением лиц к юридической ответственности и применением иных мер государственного (административного) принуждения. Административная юрисдикция понимается как порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных дел в сфере реализации исполнительной власти, в том числе по применению мер административного предупреждения, пресечения, восстановления и мер административной ответственности. Административной юрисдикцией обладают не только органы исполнительной власти, но и суды, рассматривающие дела об административных спорах, а также назначающие административные наказания. Рассмотрению в рамках работы подлежат наиболее распространенные в юридической литературе виды административно-юрисдикционных производств, к которым на усмотрение студента могут быть добавлены и иные.

 

Тема 22. Производство по делам об административных правонарушениях.

1. Понятие и правовые основы производства по делам об административных правонарушениях.

2. Задачи и принципы осуществления производства по делу об административном правонарушении.

3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

4. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их процессуальный статус.

 

Методические указания

При рассмотрении данной темы необходимо сформулировать определение производства по делу об административном правонарушении, раскрыть законодательные основы, принципы осуществления и задачи административнопроцессуальной деятельности. Студент должен рассмотреть стадии данного вида производства. Особое внимание следует уделить правовому статусу участников производства по делу об административном правонарушении, правовой природе и значении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

 

Тема 23. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении.

1. Понятие законности и дисциплины в государственном управлении, способы их обеспечения.

2. Контроль как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

3. Надзор как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

 

Методические указания

Рассматривая вопросы данной темы, необходимо уяснить содержание и особенности контроля и надзора как основополагающих способов обеспечения законности в государственном управлении. Следует проанализировать контрольные полномочия Президента Российской Федерации, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, определить особенности и виды судебного контроля и административного надзора, прокурорского надзора в сфере исполнительной власти.

 

Тема 24. Управление внутренними делами.

1. Правовое положение и организационное построение органов внутренних дел в РФ.

2. Основные направления деятельности органов внутренних дел.

3. Роль и значение деятельности органов внутренних дел в охране общественного порядка и общественной безопасности.

4. Организация, основные виды деятельности и административные полномочия полиции в РФ.

 

Методические указания

Управление в сфере внутренних дел является самостоятельной отраслью управления. В рамках раскрытия данной темы студенту необходимо рассмотреть организационную систему построения органов внутренних дел в Российской Федерации, изучить следующие направления осуществления государственного порядка в рассматриваемой области правового регулирования: охрану общественного порядка и борьбу с преступностью; обеспечение безопасности дорожного движения; осуществление разрешительной системы. Требует особого внимания вопрос об освещении направлений деятельности органов внутренних дел (административной, оперативнорозыскной, уголовно-процессуальной), особенностях правового статуса внутренних войск Министерства внутренних дел РФ в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.

 

Тема 25. Управление в сфере обороны.

1. Понятие и виды обороны, способы ее обеспечения.

2. Характеристика административного законодательства в области организации обороны в РФ.

3. Органы государственного и военного управления в области обороны.

4. Комплектование Вооруженных Сил РФ и мобилизационная подготовка как средства обеспечения обороноспособности государства.

5. Обязанности граждан и организаций по обороне страны.

 

Методические указания

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. При раскрытии данной темы необходимо сформулировать понятие обороны, рассмотреть систему органов государственного и военного управления в области обороны, функции органов исполнительной власти в области организации обороны; порядок комплектования Вооруженных сил Российской Федерации; организацию военной службы и мобилизационной подготовки; порядок прохождения военной службы в Российской Федерации.

 

Тема 26. Управление в сфере безопасности.

1. Понятие и виды безопасности. Законодательство РФ о безопасности.

2. Система органов государственного управления в сфере обеспечения безопасности государства.

3. Защита и охрана Государственной границы.

 

Методические указания

Безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Такое определение безопасности было дано в утратившем силу Закону РФ «О безопасности». Однако в действующем федеральном законодательстве понятие безопасности отсутствует. При раскрытии данной темы необходимо сформулировать понятие «безопасность государства», определить виды безопасности и способы ее обеспечения; разобраться в функциях и компетенции специальных органов управления безопасностью (Совета безопасности Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы внешней разведки Российской Федерации), а также мерах, применяемых для обеспечения безопасности. Следует обратить особое внимание на функции государства в сфере обеспечения экономической, экологической, информационной, продовольственной и иных видов безопасности.

 

Тема 27. Управление юстицией.

1. Система органов юстиции в РФ.

2. Основные направления деятельности органов юстиции.

3. Правовой статус учреждений юстиции.

 

Методические указания

Юстиция как отрасль управления решает задачи по организации защиты прав и интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций, по обеспечению законности. Студенту необходимо четко представлять правовое положение и функции как Министерства юстиции Российской Федерации, так и органов юстиции субъектов Российской Федерации. Следует рассмотреть функции, формы организации, административно-правовой статус учреждений юстиции в РФ, методы государственного регулирования их деятельности. Среди функций органов юстиции особое внимание следует уделить государственной регистрации нормативных актов, функции по обеспечению деятельности судебной системы (правовой статус Федеральной службы судебных приставов), функции по обеспечению исполнению уголовных наказаний (правовой статус Федеральной службы исполнения наказаний).

 

Тема 28. Управление в сфере иностранных дел.

1. Правовое положение органов государственного управления иностранными делами.

2. Особенности правового статуса дипломатических представительств и консульских учреждений в РФ и за ее пределами.

3. Порядок сношений должностных лиц и органов государственного управлен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: