ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА СИНТАКСИСА В КОНТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ СИНТАКСИЧЕСКОЙ ЭМФАЗЫ)




 

Бабенко К.В.,

 

обучающаяся 3-го курса Института филологии

ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского»

Научный руководитель: к. филол. н., доцент Князева Н.А.

 

kristina.neyman.2000@mail.ru

 

 

Уважаемые члены комиссии и участникиIIIежегодной научно-практической студенческой конференции «Молодая наука. Иностранная филология». Я, Бабенко Кристина Владимировна, представляю вашему вниманию результаты проведенного мною и моим научным руководителем, Князевой Натальей Андреевной, исследования.

Исходя из имеющихся знаний в области современной лингвистики отметим актуальность проблематики лингвистической экспрессивности. Даем следующее определение термину «экспрессивность»: совокупность семантико-стилистических признаков языка и речи, целого текста или его фрагмента, благодаря которым обеспечивается их способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи. В каком бы аспекте не проходили исследования, в центре внимания находится система разноуровневых экспрессивных средств, без анализа которых невозможно ощутить глубину смыслового потенциала воздействия на восприятие текстового содержания, где особую роль играет синтаксическая организация повествования.Системно-языковые экспрессивные словесные единицы в речевом воплощении функционируют наряду с окказионально экспрессивными речевыми средствами, образованными на основе механизма структурного преобразования предложения.

Внимание сосредоточено на случаях синтаксической компресии/избыточности в синтаксической эмфазе,актуализирующей экспрессивные значения как средства усиления выразительной изобразительности. Эмоциональная окрашенность и экспрессивность текстов создается различными эмфатическими средствами. Большое разнообразие средств выражения эмфазы в английском языке позволяет выявить их своеобразный национально-специфический характер. Эмфаза определяется как напряжение речи, усиление ее эмоциональной выразительности, выделение какого-либо элемента высказывания посредством интонации, повторения, синтаксической позиции, экспрессивной лексики.

Целью исследования является описание конструктивного изменения в синтаксисе предложения, связанного с нарушением синтагматической цепочки словоформ, в центре внимания – факторы, выявляющие взаимосвязь порядка следования элементов синтаксической структуры предложений и средств, при помощи которых объективируется стилеобразующее значение и выразительные свойства.Данная цель определила постановку следующих задач:

· выявить характер функционального взаимодействия структурных признаков для реализации смысловой и коммуникативной предназначенности в художественном контексте;

· рассмотреть функционально-стилистические и выразительные параметры синтаксической эмфазы по признаку стилистическому (прикрепленности к стилю в соответствии с книжной, разговорной, нейтральной нормами) и экспрессивному (как средства маркированности в соответствии с авторской интенцией).

В качестве иллюстративного материала служат фрагменты художественного текста, романа «Аналитик» («TheAnalyst») Джона Катценбаха. Для достижения поставленной цели используется методконтекстуального анализа, трансформационного анализа и метод структурного описания.

.Методологически важным для раскрытия данной темы является положение Н. И. Формановской о том, что «та или иная синтаксическая единица характеризуется экспрессивными и стилистическими признаками в зависимости от условий ее применения и особенностей устройства». Потенциальные возможности экспрессивного синтаксиса помимо тропов и фигур речи, традиционно относимых к экспрессивным средствам, включают в себя те многочисленные языковые единицы, которые могут характеризоваться экспрессивностью, приобретая ее только в определенном контексте. Потенционально экспрессивным может быть и чередование длинных и коротких предложений, использование разных типов придаточных предложений.Стилистический характер единицы зависит от прикрепленности к типу текста, в данном случае художественному, и предполагает стилистическую оценку синтаксического явления с точки зрения реализации образного, экспрессивного воздействия художественного текста в целом. На экспрессивный эффект единицы влияет ее устройство и форма (расположение синтаксической последовательности), сфера ее применения (формы повествования, описание персонажей, развитие сюжета) и связанных с этим дополнительных коннотативных значений, передающих эмоции, отношения и эмоциональное воздействие. Например:

«In the past decade he had had little contact with any of his relatives, and he suspected none of them would be very eager to hear from him. Especiallygiventhenatureofthecall » – используемаяконструкцияпарцелляциисодействуетакцентированию внимания читателей на деталях повествования.

Создаваемая синтаксисом экспрессивность задерживает внимание читателя на определенных участках текста и тем самым помогает оценить их значимость в иерархии образов, идей, чувств. К примеру:

«Someexpressed morethan alittleanxiety »– конструкция с включением степени сравнения наречия используется для описания внутреннего мира персонажей, чувств, переживаний.

В данном исследовании употребление синтаксических единиц в художественной речи рассматривается на примере некоторых типов синтаксической эмфазы на уровне словосочетания и предложения. Анализ иллюстративного материала выявил случаи, когда происходит преобразование моделей субстантивного словосочетания через добавление зависимых словоформ, например, наречий со значением интенсивности в целях придания высказыванию выразительности: «Inthepicturehewasholdinghisubiquitouscigar, staringbalefullyoutwithhis deeplyrecessed eyes, whitebeardcoveringtheprecancerousjawthatwouldprovetobesounbearablypainfulinhislastdays ». В данном примере наречие теряет качественное значение и выступает в качестве средства интенсификации черты внешности героя произведения.

На предложенческом уровне интересно отметить особую эмоциональную направленность эмфатичности: на предмет повествования (что составляет эмоциональную сторону высказывания); на адресата (что повышает коммуникативную значимость содержания): «Thatwaswhathewasgoodat: usingpeople, thendiscardingthem. Whether that took one year or ten, I don’t know. You stick in my line of work, you get pretty good at predicting what will happen to all these kids » – наблюдаетсяиспользованиесинтаксическойэмфазыдляконцентрациивниманиянаопределеннойчертехарактераперсонажа.

В ряде случаев эмоционально-экспрессивная насыщенность обусловливает использование инверсии как средства реализации речевой экспрессии. Кпримеру:

«In the year he fully expected to die, he spent the majority of his fifty-third birthday as he did most other days, listening to people complain about their mothers. Thoughtless mothers, cruel mothers, sexually provocative mothers. Dead mothers who remained alive in their children’s minds. Livingmothers, whomtheirchildrenwantedtokill »– инверсия используется для передачи атмосферы произведения, наряду с чем появилась парцелляция, в качестве дополнительной эмфазы, увеличивающая смысловую емкость.

Делаем вывод, что использование выразительных синтаксических конструкций с эмфазой способствует реализации информативной и аффективной функций синтаксиса, что способствует выполнению основной функции художественного текста – коммуникативно-эстетической. Намечаем перспективу исследования различных типов синтаксической эмфазы в художественном контексте в аспекте таких функциональных параметров, как прикрепленность в авторском стиле к определенному художественному тексту; способ организации элементов внутри сложно-синтаксического целого для создания экспрессивности; повышение выразительности речи, информативности и структурной сложности высказываний; роль синтаксических конструкций в развитии сюжетной структуры текста, описание персонажей, форм повествования, создание эффекта сниженности или возвышенности повествования; отмеченность эмфазы в создании образности художественного текста и реализация эстетического воздействия произведения в семантико-синтаксической связности для передачи авторской интенции; повышение коммуникативных и функциональных возможностей всего синтаксического целого; распространение выразительности на весь контекст при наличии нейтральных конструкций в противопоставлении с эмфатическими.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: