Романтизм как культурно-историческое движение. Философские источники, особенности эстетики.
Национальная типология романтических героев.
Эволюция немецкого романтизма. Эстетика иенского и гейдельбергского кружков. Эстетическая позиция Гофмана.
4. (5) Проблематика и поэтика романа Ф.Шлегеля “Люцинда”.
5. (4) Многообразие жанров в творчестве Л.Тика. Новелла “ Белокурый Экберт ”, комедия «Кот в сапогах».
6. Личность и творчество Новалиса. Символы и аллегории в романе Новалиса “ Генрих фон Офтердинген ”.
7. (4) Творчество К.Брентано (“ Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль ”).
8. (5) Личность и творчество Ф.Гёльдерлина. Конфликт человека и общества, человека и природы в драме “Смерть Эмпедокла”.
9. (4) Повесть А.Шамиссо “ Удивительная история Петера Шлемиля ”. Символический смысл образа тени.
10. (4) Место Г. фон Клейста в немецком романтизме. Особенности трагического конфликта в новелле “ Землетрясение в Чили”.
11. (5) Тема доверия/недоверия в новелле Клейста “Обручение на Сан-Доминго”.
12. (4) Нравственная проблематика и социально-политический контекст повести Клейста “ Михаэль Кольхаас ”.
13. Трагедия сильной личности в драме Клейста “ Пентесилея ”.
14. (5) Тема музыки в ранних новеллах Э.Т.А.Гофмана “Кавалер Глюк” и “Дон Жуан”.
15. Реальное и фантастическое в новелле Э.Т.А.Гофмана “ Золотой горшок ”.
16. (4) “Темная” сторона жизни в новелле Гофмана “ Песочный человек ”.
17. Социальная сатира в повести Гофмана “ Крошка Цахес, по прозванию Циннобер ”. Символический смысл образа Цахеса.
18. (4) Тема творческой личности в романе Э.Т.А.Гофмана “ Житейские воззрения кота Мурра ”. Ирония Гофмана.
19. (5) У.Блейк как поэт-мистик. “Пророческие книги” Блейка (“Бракосочетание Ада и Рая”, “Видения дщерей Альбиона”, “Французская революция”, “Америка” - 2 поэмы на выбор).
20. Лирический цикл У.Блейка “ Песни Невинности и Познания ”: тема детства, образы природы, система смысловых оппозиций.
21. (5) Своеобразие английского романтизма. Эстетика “Озерной школы” в предисловии к “Лирическим балладам”. Творчество У.Вордсворта (лирика: “Терн”, “Последний из стада”, “Строки, написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства…”, “Люси”, “Нарциссы”, “Нас семеро”; сонеты; поэмы “Майкл” или “Слабоумный мальчик”).
22. (4) Особенности творческой манеры С.Т.Колриджа. Проблематика и поэтика поэмы “ Сказание о Старом Мореходе” (“Старый моряк”).
23. (4) Дж.Г.Байрон: личность и судьба. Основные этапы лирического творчества Байрона (“Прощание с Ньюстедским аббатством”, “Ода авторам билля против разрушителей станков”, “Ода Наполеону Бонапарту”,“Прости!”, “Стансы к Августе”, “Тьма”, “Прометей”, “Любовь и смерть”, “В день, когда мне исполнилось 36 лет”; цикл «Еврейские мелодии»).
24. (4) Образ молодого человека и обрисовка действительности в поэме Байрона “ Паломничество Чайльд-Гарольда”.
25. Тип героя, основные сюжетные мотивы и характер конфликта в поэмах Байрона “восточного цикла”: “ Гяур”, “Корсар ”, “Лара”.
26. (4) Романтическая трансформация фаустианского образа в драматической поэме Байрона “ Манфред ”.
27. (4) Нравственные коллизии и пути их разрешения в мистерии Байрона “ Каин ”.
28. Жанровая специфика поэмы Байрона “ Дон Жуан ”. Образ главного героя.
29. (5) Основные темы лирики Шелли (“Ода Западному ветру”, “Гимн интеллектуальной красоте”, “Облако”, “Изменчивость”, “Строки”, “Жаворонок”).
30. (4) Тема борьбы с тиранией и нравственный идеал в творчестве Шелли (трагедия “ Ченчи ”).
31. (4) Творческая индивидуальность Джона Китса. Тема Прекрасного в лирике (“ По случаю чтения Гомера в переводе Чапмена”, “Кузнечик и сверчок”, “К морю”, “К Спенсеру”, “Два сонета о славе”, “La belle dame sans merci”, “Ода соловью”, “Ода греческой вазе ”).
32. (5) Проблематика поэм Китса “Канун Святой Агнессы”, “Гиперион. Фрагмент”, “Ламия” (2 на выбор).
33. (5) Романтическая антиутопия в романе Мэри Шелли “Франкенштейн, или Современный Прометей”.
34. Поэтика исторического романа В.Скотта “ Роб Рой ”.
35. (5) Ранний французский романтизм. Творчество Шатобриана. Религиозно-этическая проблематика повести “Атала”.
36. «Болезнь века» и «мировая скорбь» в повести Шатобриана “ Рене ”.
37. (4) Психологическая проза французского романтизма (роман Б.Констана “ Адольф ”).
38. (5) Образ главного героя в романе Ш.Нодье “Жан Сбогар”.
39. (5) Творчество Альфреда де Виньи. Особенности историзма в романе “Сен-Мар”.
40. (5) Творческая биография Виктора Гюго. Основные лирические сборники Гюго: “Оды и баллады”, “Восточные мотивы”, “Осенние листья”, “Свет и тени”, “Возмездие”, “Созерцания”, “Легенды веков”, “Грозный год”, “Искусство быть дедом”.
41. (4) Борьба романтизма и классицизма во французском театре 1820-1830-х годов. Романтическая эстетика Гюго в предисловии к драме “Кромвель”. Драматургия Гюго: “ Эрнани ” или “ Рюи Блаз ”.
42. Исторический роман В.Гюго “ Собор Парижской богоматери ”: символика, система образов, исторические реалии.
43. (5) Проблематика и романтическая поэтика романа В.Гюго “Отверженные”.
44. (5) Эволюция героя в романе А. де Мюссе “Исповедь сына века”.
45. Жанрово-стилевые особенности драматургии А. де Мюссе (“ Прихоти Марианны”, “Любовью не шутят ”).
46. Творчество Жорж Санд. Социальные мотивы и психологизм в романе “ Индиана ”.