Механизм оценки результатов




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Никольская основная общеобразовательная школа»

ИНОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

ТУРИСТИЧЕСКИМИ ТРОПАМИ В ПОИСКАХ ЗДОРОВЬЯ.

Автор: Шалагинова Л. В.

учитель биологии, географии

 

 

Усть-Ишим – 2020

 

Актуальность проекта.

Здоровье – это совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием творческих планов. Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его?

На сегодняшний день в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 – 40% - имеют хронические заболевания [1, с.99].

Среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов; низкий уровень освещенности в помещениях школ; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучие психологического климата школьных коллективов; ухудшенная социально-экономическая и экологическая обстановка.

Неоправданно завышенный объем учебных программ, большие размеры учебников, их качество и полиграфическое оформление резко увеличивает число больных учеников. К этому же ведет несоответствие мебели и оборудования гигиеническими нормами, загрязнение воздуха в помещениях. Усугубляет положение отсутствие у большинства руководителей школ и учителей специальных знаний и умений по элементарной диагностике состояния здоровья детей, по организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья [1, с. 100].

Помогает сохранить здоровье четкий режим дня и досуговая деятельность учащихся во внеурочное время.

Проект направлен на решение детских и молодежных проблем образовательной деятельности в частности на их здоровье, на развитие у детей и молодежи чувства патриотизма и гордости за природу родного края, которой гордятся сами дети, их родители, бабушки и дедушки; способствует выработке мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, организацию досуговой жизни детей школьного возраста; чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Успешность получения и усвоения знаний в школе в большей степени зависит от здоровья ребенка. Результаты исследований показали, что учащиеся чаще стали болеть простудными заболеваниями, заболеваниями, связанными с опорно-двигательной системой. Проект представляет собой продолжительную по времени совместную деятельность учащихся и учителя - программу экологии окружающей среды, двигательной активности детей и влияние их на здоровье. Лучше всего снимает усталость и оздоравливает организм активное общение с природой – туристические походы, экскурсии и просто отдых на природе. Не случайно врачи утверждают, что «движения могут заменить лекарства, но ни одно лекарство не заменит движения».

Природа – богатейшая кладовая здоровья и союзник отдыха. Для хорошего самочувствия необходимы свежий воздух, умеренная температура и солнечный свет. Нужны человеку и тишина, и гармоничные звуки текущих ручьев и рек, и пение птиц, и шум деревьев, и шелест травы, и, наконец, запахи леса, луга, озера, реки.

Наиболее благотворно воздействие леса, особенно кедрового и березового. Зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему и зрение, а равномерный шелест листвы в сочетании с приятными запахами способствует восстановлению работоспособности.

Растения – мощный генератор целебного воздуха. Они поглощают пыль и углекислоту, выделяют живительные биологически активные газы – кислород и озон. Установлено, что растения выделяют в окружающую среду особые вещества – фитонциды, убивающие болезнетворных микробов. Не случайно в медицине применяют лечение «фототерапия» и «ландшафтотерапия».

Природа родного края красива и разнообразна. Живописные и интересные ландшафты привлекают своей красотой (прил. 1).

И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.

В последние годы воз­никают новые педагогические техно­логии обучения и авторские программы, которые принимают многие школы. Часто эти новшества не проходят ни медицинской, ни психологической экспер­тизы, хотя некоторым из них дана положительная педаго­гическая характеристика. В результате, освоение знаний многим учащимся дается дорогой ценой: перенапряжение, усталость, возникновение серьезных изме­нений в состоянии здоровья.

Учебный материал очень насыщенный и усложненный. Нарушения в состоянии здоровья учащихся часто явля­ются причиной трудностей в усвоении учебного материала. Поэтому все усилия педагогических коллективов и родителей должны быть направлены на организацию восстановления физического и психического нарушения здоровья ребенка.

В последнее время происходят существенные изменения в образе жизни школьников: перестраивается система обра­зовательной школы, увеличивается поток получаемой информации и т.п. Все это предъявляет высокие требования к состоянию здоровья школьников. Поэтому медицинские работники, педагоги и родители должны акти­визировать деятельность по сохранению и укреплению здо­ровья подрастающего поколения. Учебная нагрузка большая, учащиеся проводят много времени за партой, компьютером. Педагогический коллек­тив старается строить работу так, чтобы в развитии личности превалировали нравственные ценности, интеллектуальное развитие и здоровье, которое рассмат­ривается как личностная национальная ценность.

Современная школа имеет все возможности для обеспечения детей долж­ным уровнем знаний, умений, навыков и сохранения их здоровья. Но все это влияет на состояние его здоровья.

Анкетирование показало, что на 2019 год учащихся с высоким уровнем здоровья было 15%, средний уровень здоровья имели 50% учащихся и 35% - имели низкий уровень здоровья.

К 2020 году ситуация изменилась: высокий уровень здоровья – 25% учащихся;

средний уровень здоровья – 55%;

Низкий уровень здоровья – 20%.

В школе установились особые традиции, которые способ­ствуют благоприятному психологическому климату и пропа­ганде здорового образа жизни:

  • Туристический слет (проводится в теплое время осени с выездом в другое село).
  • Осенне – весенние походы в разные природные комплексы.
  • День самоуправления.
  • Спортивные состязания, дни Здоровья.
  • Проводятся классные часы с приглашением специа­листов
  • Каждый год проводятся традиционные праздники «День Урожая», «День Птиц», «трудовой десант» и т.д.
  • Кружки Туристические, «Планета загадок», «Хочу все знать».

В последние годы школа работает по направлению здоровьесберегающих технологий. В школе разработана программа развития школы «Здоровьесбережение участников образовательного процесса как условие обеспечения доступности качественно образования», где основную роль играет программа «Счастливо жить - здоровым быть». Основные традиционные мероприятия по этой программе:

ü Спортивный праздник «Моя семья».

ü «Президентские состязания».

ü «Лыжня России».

ü Общешкольные соревнования по волейболу, баскетболу, лыжам, настольному теннису, русской лапте, пионерболу.

ü Турслёты

ü «День здоровья»

ü Безопасное колесо

ü Спортивные соревнования по различным видам спорта, кроссы, эстафеты

ü Экскурсии на природу

ü Уроки безопасности

ü Тропа здоровья (цикл мероприятий по сохранения и укреплению здоровья).

Целью этого проекта является формирование желания вести здоровый образ жизни. Для реализации этой цели были запланированы следующие задачи:

  • Формирование здорового образа жизни вовремя уроков, на классных часах, внутришкольных мероприятиях, внеурочное время;
  • Организация кружковой работы по охране здоровья;
  • Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках;
  • Физминутки на уроках;
  • Выполнение профилактических мероприятий (ежегодные медосмотры, профилактика нарушений осанки);
  • Соблюдение санитарно – гигиенических норм;
  • 100% охват горячим питанием учащихся;
  • Совместная работа учителей, учащихся и родителей по формированию здорового образа жизни.

Ожидаемыми результатами данной программы являются способность учащегося вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, вести активное общение с природой, тем самым оздоравливая организм.

Эффективность использования здоровьесберегающих технологий постоянно отслеживается.

На базе школы создан сельский клуб физической подготовки «Спортивная деревня». Основной задачей клуба является укрепление здоровья детей в культурно-массовых мероприятиях: «Кросс Наций», «Лыжня России».

Открыты кружки: туристический, «Планета загадок», «Хочу все знать», которые основываются на главной цели: оздоровление организма в общении с природой. В природной обстановке у детей восстанавливаются силы, расширяются знания о растительном и животном мире и о природе своего края в целом.

Таким образом, в ходе реализации проекта планируется решить следующие проблемы:

· Выживание человека и сохранение его здоровья;

· Охрана окружающей среды и бережное отношение к природе родного края;

· Стремление субъектов образовательного пространства к здоровому образу жизни;

· Способствовать привитию здорового образа жизни.

В рамках реализации проекта необходимо провести:

· Эколого-просветительскую работу (экскурсии в природу, туристические походы, выпуск бюллетеней ЗОЖ, выпуск буклетов);

· Практические природоохранные мероприятия (трудовой десант по очистке территории школы и обелиска, месячника охраны природы и благоустройства территорий, «День птиц», охранные мероприятия по экологической тропе).

Данные мероприятия проводят учитель биологии, классные руководители, руководители кружков и секций; координирует деятельность заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

По ходу реализации проекта регулярно проводятся тренинги для обучающихся и выпускаются бюллетени «За здоровый образ жизни».

Ожидаемый результат проекта: создание условий досуговой жизни детей, что положительно влияет на здоровье учащихся.

В проекте принимают участие все учащиеся, учителя и родители.

 

Рабочий план реализации проекта.

№ п/п Наименование мероприятия Сроки выполнения Ответственный за выполнение
  Туристические походы Весна, лето, осень Классный руководитель, руководитель кружка
  Районный конкурс «Следопыт» Зима Учитель физической культуры, руководитель туристического кружка
  Туристические экспедиции Весна, лето, осень Классный руководитель, руководитель кружка
  Туристические слеты Весна, лето, осень Классный руководитель, руководитель кружка
  Спортивный праздник «Моя семья». Декабрь Учитель физкультуры
  «Президентские состязания».   Учитель физкультуры
  «Лыжня России». Зима Учитель физкультуры
  Общешкольные соревнования по волейболу, баскетболу, лыжам, настольному теннису, русской лапте, пионерболу. В течении уч. года Учитель физкультуры
  «День здоровья»    
  Безопасное колесо Осень Руководитель кражка
  Спортивные соревнования по различным видам спорта, кроссы, эстафеты В течении уч. года Учитель физкультуры
  Тропа здоровья (цикл мероприятий по сохранения и укреплению здоровья). Весна, осень, лето Руководители кружков

Механизм оценки результатов

Результативность реализации задач проекта будет оценена по следующим показателям:

Оцениваемый показатель Механизм оценки
Состояние здоровья обучающихся Обследования и мониторинг
Уровень экологически грамотного поведения обучающихся Метод наблюдения. Анкетирование.
Востребованность рекреационной зоны Метод наблюдения. Соцопрос.

 

Главным критерием оценки проекта является санитарно-гигиеническая комфортность в условиях пребывания на природе и в учебное время учащегося.

Механизм оценки: метод наблюдения, анкетирование, обследование и мониторинг.

Данный проект позволяет оздоровить учащихся школы и формировать у них навык к самооздоровлению.

Жизнь в школе организуется таким образом, что каждый учащийся в реальной, естественной ситуации становится сознательным субъектом нравственной практики и может реализовать себя под девизом: "Пренебрежение к своему здоровью - безнравственно!". Решению проблемы формирования у учащихся негативного отношения к асоциальным явлениям будет способствовать установка на то, что сами дети способны психологически заражать друг друга и хорошим, и плохим. Поэтому в практическую реализацию Проекта заложено не одностороннее воздействие педагога на воспитанника, а взаимодействие ребят, совершенствующееся в процессе общения.

Решение этих проблем вытекает из необходимости создания такой образовательной среды, в которой будет обеспечиваться равновесие между адаптивными возможностями организма учащегося и учителя и постоянно меняющейся средой. Это реструктуризация педагогической системы с целью:

¨ обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе;

¨ постоянной диагностики состояния здоровья и мероприятий по формированию здорового образа жизни школьника и педагога;

¨ эффективной коррекционной и реабилитационной работы по индивидуальным медицинским и психологическим показателям;

¨ методики включения всех субъектов образовательного процесса в здоровье сберегающую деятельность;

¨ способы формирования личностных концепций здоровья;

¨ выработка умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состояний и самоконтролю в стрессовых ситуациях.

Основной девиз реализации Проекта - «Будь здоров!".

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биология. 5 – 9 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.

2. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг / сост. М.А. Павлова, О.С. Гришанова, Е.В.Гусева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 248 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ТРОПА ЗДОРОВЬЯ

 

ЗИМНЯЯ СКАЗКА

 

СЛЕДОПЫТ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: