Лирический герой стихотворения.




Александр Блок

Анализ стихотворения «Русь»

Александр Блок — один из ярких представителей «серебряного века» русской поэзии. Он начал свой творческий путь в среде символистов, а вскоре оказался не только самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-общественной позицией. Символизм — одно из самых сложных и противоречивых направлений в русской литературе. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа». Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме "Двенадцать". Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции.

Тема России является центральной в творчестве поэта. Особенно мощно она начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. Его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты («…через край перелилась восторга творческая чаша, и все уже не мое, а наше, и с миром утвердилась связь»). Россия народная, природная с ее историей, традициями, не раскрытым, но огромным, непредсказуемым духовным потенциалом давала мужество поэту и надежду на будущее преображение. Никто до Блока не сказал тех пронзительно щемящих слов, которые хранятся в душе каждого русского; «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку…». Что-то древнее, языческое встает в прапамяти художника. Недаром он говорил, что любит родную страну «по-народному, как мать, сестру и жену в едином лице – России».

Русь

 

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга

До крыши — утлое жилье,

И девушка на злого друга

Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины...

Так — я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную

Я до погоста протоптал,

И там, на кладбище ночуя,

Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого бога страстно верил,

Какую девушку любил.

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах, ты,

И вот — она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь,

Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь.

История создания.

Анализ "Руси" Блока А. А. нужно начинать с предпосылок для написания стихотворения. У некоторых поэтов есть удивительная способность предугадывать важные события. И Блок не был исключением. История создания стихотворения "Русь" Блока связана с событиями Первой революции. Это произведение было написано 24 сентября 1906 года и было своеобразной реакцией поэта на все то, что происходило в стране. Блок искренне переживал за будущее России, и все его переживания и размышления нашли отражение в его творчестве. В этом творении есть отголоски фольклора, что добавляет стихотворению еще больше выразительности. Трагедия не отображена в произведении Блока, но именно эти события являются стимулом, вызвавшим патриотические настроения, сдобренные, однако, горечью и сожалением, о чем и свидетельствует анализ Блока «Русь».

Тема стихотворения.

На протяжении своего творческого пути Блок искал ответы на все актуальные вопросы своего времени, поэтому не удивительно, что он часто размышлял о патриотизме. Общая тема стихотворения определяется уже самим названием «Русь». Это одно из первых непосредственных обращений Блока к теме России как самостоятельной. Почему Русь? Если подбирать определения, то первое – «древняя». Блок как бы с космической высоты обозревает обширные пространства родины, жизнь народа, традиции, складывающиеся веками. С главным образом переплетаются темы природы, исторической памяти, нравственности, духовного роста, сакральной любви, непостижимого творческого процесса. Все они связаны друг с другом и образуют единый смысловой пласт произведения.

 

Сюжет.

На улице ночь и автор находится в легком состоянии дремоты, где переплетаются грани реальности и сна. Мысленно он пытается перенести нас в те далекие времена, когда Русь была «необычайна», «где ведуны с ворожеями», «и ведьмы тешатся с чертями». Все стихотворение пропитано духом древности. И даже вихрь поет нам «преданья старины». Но вместе с необычайностью своей Руси поэт с грустью замечает «страны родимой нищету» и лоскутки «ее лохмотий». Мы видим Русь разную: и сказочную, и волшебную, и убогую, но все же необычайную.

Композиция.

Композиционно можно выделить две части: во-первых, дана широкая панорама жизни Руси с живописной природой и бедностью населяющих её народов, и, во-вторых, представлен лирический герой с его чувствами, драматическими переживаниями о судьбе родины и своём месте в этом мире. Блок чётко «обозначил» границу между двумя частями лирического текста, употребив в начале седьмой строфы наречие ТАК. Данный приём в поэтическом тексте называется уподоблением, то есть, предыдущий текст является образным сравнением к тому, что будет сказано дальше. В целом, композицию стихотворения Русь можно назвать классической: в конце произведения повторяются строки начала. Круг замыкается. Такое построение называется кольцевым. Нарочитые повторы наводят на мысль: поэт в нескольких словах хочет нарисовать масштабную картину Руси, чтобы понять, где и в чём кроется её «тайна». Если сначала ритм от повторяющегося «где» постоянно убыстряется, то после шестой строфы происходит перелом интонации: ритм замедляется, формируя как бы «условия» для раздумий лирического героя. Создаётся впечатление, что автор успокоился, душа его приобрела точку опоры. Стихотворение динамично, но внешнее движение – отражение напряжённой внутренней жизни поэта.

 

Художественные средства.

Стихотворный размер, четырехстопный ямб (ударение на втором слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога).

Схема:

Ты/ и/ во/ сне?/ не-/о-/бы-/ча?й-/на.

Тво-/е?й/ о-/де?ж-/ды/ не/ кос-/ну?сь.

Дрем-/лю?/ — и/ за/ дре-/мо?-/той та?й-/на,

И/ в та?й-/не/ — ты/ по-/чи?-/ешь/, Ру?сь.

 

_ _ /_ _?/_ _ /_ _?/_

_ _?/_ _?/_ _ /_ _?

_ _?/_ _ /_ _?/_ _?/_

_ _?/_ _ /_ _?/_ _?

 

Рифма перекрестная (АбАб), чередуются мужская (ударение падает на последний слог) коснусь-Русь и женская (ударение на предпоследнем слоге) необычайна-тайна рифмы. По точности созвучия рифма считается богатой, т.к. совпадают опорные согласные звуки.

... необычайна.(А)

... коснусь.(б)

... тайна,(А)

... Русь.(б)

Также можно выявить такой утонченный прием как ритмическое чередование гласных. Звуки [а] и [о] чередуются во всем произведении, что придает строкам некую музыкальность.

 

Тропы:

Гипербола (преувеличение) опоясана реками, дебрями окружена. Блок показывает нам, насколько велика Русь.

Олицетворение (персонификация) Русь сравнивается с женщиной: твоей одежды не коснусь, ты почиешь, живую душу укачала.

метонимия (переименование) горящих сел.

 

Стилистические фигуры:

Кольцо (повтор речевой конструкции) - в данном случае повторяется целая строфа. С нее начинается стихотворение, ею и заканчивается. Таким образом, автор выделяет главную мысль, что Русь была и будет всегда непостижимой тайной.

Эпитеты (образные определения) - мутным взором, ночные хороводы, снеговых столбах, утлое жилье, злого друга, живой клюкой, голых прутьях, страны родимой, тропу печальную, ночную, первоначальной чистоты.

Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание того самого колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена». Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы», «ведуны с ворожеями», «ведьмы с чертями». Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга», «утлое жилье», «девушка», «злой друг». Такой автор видит «страны нищету». Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ночной», погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота.

 

Музыкальный фон

Описанию русских просторов сопутствуют всяческие звуки, порождаемые птицами, природными явлениями и мистическими персонажами. Крики журавлей, шепот ведунов, взвизгивания чертей создают своего рода звуковой фон, придающий стихотворению ирреальный оттенок.

 

Лирический герой стихотворения.

Он влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны «твоей одежды не коснусь». Она разная — его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, живая душа лирического героя при этом не потеряла своей душевной чистоты. И в этом главная загадка Руси, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна», а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: