Концепция развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге




 

Концепция развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее Концепция) является системой базовых принципов, основополагающих методических решений, основных стратегических подходов, совокупность которых позволяет органам государственной власти Санкт-Петербурга и общественным организациям предпринимателей эффективно участвовать в развитии малого предпринимательства, как одного из важнейших секторов экономики Санкт-Петербурга. Концепция разработана в рамках реализации Программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы и действует на основании Закона Российской Федерации от 24.07.07 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации».

Целями концепции являются:

формирование комплекса базовых принципов деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга в отношении развития малого предпринимательства, соблюдение которых обеспечит эффективность развития малого предпринимательства на среднесрочную перспективу;

систематизация основополагающих методических подходов, обеспечивающих эффективное и целостное воздействие на процесс развития малого бизнеса в Санкт-Петербурге;

формирование основных направлений стратегии развития малого предпринимательства, обеспечивающей оптимальное использование ресурсов, выделяемых для развития малого предпринимательства;

формирование региональной политики, объединяющей интересы социально-экономического развития Санкт-Петербурга, и малого бизнеса, как важной составной части экономики и социальной жизни Санкт-Петербурга;

систематизация основных направлений поддержки малого предпринимательства, строящейся на базовых принципах и основных направлениях стратегии развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Реализация целей концепции позволяет предоставить в распоряжение органов государственной власти Санкт-Петербурга и независимых общественных организаций современный и адаптированный к условиям жизнедеятельности Санкт-Петербурга механизм развития малого бизнеса.

По данным Комитета государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, на 01.01.2007 г. на территории Санкт-Петербурга осуществляют свою деятельность 126,8 тыс. малых предприятий и 53,9 тыс. индивидуальных предпринимателей.

По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства по итогам 2006 г. Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции по ряду ключевых показателей:

первое место по количеству малых предприятий на 100 тыс. жителей в Санкт-Петербурге - 2 398 шт. (в Москве - 1 997, Калининградской области 1142), что более чем в 3 раза выше, чем в среднем по России (720 малых предприятия на 100 тыс. человек населения);

третье место по доле занятых на малых предприятиях в общей списочной численности занятых в Санкт-Петербурге составляет 31,4% (в Москве - 37,1%, в Калининградской области - 36,1%);

пятое место по обороту малых предприятий на душу населения, в процентах от среднего по Российской Федерации, составляет 150% (в Москве 310%, в Калининградской области - 254,4%).

Отраслевая структура предприятий малого предпринимательства по трем ключевым факторам (количеству малых предприятий, средней численности малых предприятий, обороту организаций), выглядит следующим образом (см. таблицу 8):

 

Таблица 8

  Количество малых предприятий Средняя численность работников Оборот организаций
             
Обрабатывающие производства 10,0% 9,6% 20,9% 19,2% 15,1% 11,9%
Строительство 9,1% 9,1% 16,3% 16,6% 9,6% 9,3%
Оптовая торговля 40,6% 39,5% 21,3% 21,1% 55,4% 57,9%
Розничная торговля 11,2% 11,1% 8,8% 10,1% 7,9% 9,5%
Гостиницы и рестораны 2,5% 2,6% 1,5% 2,5% 0,3% 0,5%
Транспорт и связь 4,9% 5,6% 7,3% 7,7% 2,4% 2,6%
Операции с недвижимым имуществом 4,9% 4,9% 5,1% 3,7% 2,6% 2,1%
Предоставление прочих коммунальных., социальных и персональных услуг 2,3% 2,4% 2,1% 2,0% 0,4% 0,5%
Здравоохранение и предоста-вление социальных услуг 1,0% 0,9% 0,7% 1,1% 0,1% 0,2%
             
Предоставление прочих услуг 8,5% 8,7% 10,3% 9,9% 3,7% 3,3%
Научные исследования и деятельность, связанная с использованием вычислительной техники 3,4% 3,0% 4,1% 3,5% 2,1% 1,7%
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,2% 0,2% 0,5% 1,2% 0,2% 0,3%
Другие виды деятельности 1,6% 2,5% 1,0% 1,6% 0,2% 0,2%
Итого 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

 

Представленные выше данные констатируют неравномерность развития малого предпринимательства в городе. В структуре всех ключевых показателей наблюдается некоторое снижение доли отраслей, которые могут быть отнесены к категории промышленно-инновационных. В то же время, наблюдается небольшой рост доли отраслей малого предпринимательства, по оказанию услуг (за исключением оборота оптовой и розничной торговли).

В таблице 9 представлена структура видов деятельности по четырем основным категориям: производственная сфера, торговля, инновационная сфера, социальная и сфера услуг.

 

Таблица 9

  Количество малых предприятий Средняя численность работников Оборот организаций
             
Производственная сфера 19,6% 20,0% 38,8% 38,5% 25,1% 21,5%
Торговля 56,7% 55,5% 35,2% 34,9% 65,9% 69,5%
Инновационная сфера 3,4% 3,0% 4,1% 3,5% 2,1% 1,7%
Социальная и сфера услуг 20,3% 21,5% 21,9% 23,1% 6,9% 7,2%
Итого 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

 

Оценивая сложившуюся структуру малого предпринимательства по видам деятельности, необходимо обратить внимание на то, что лидирующими направлениями являются производственная сфера и торговля, но при этом доля инновационной сферы сокращается по всем ключевым показателям.

Численность занятых в малом предпринимательстве, включая совместителей и лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, и индивидуальных предпринимателей составляет порядка 800 тысяч человек, то есть около трети экономически активного населения Санкт-Петербурга. По данному показателю Санкт-Петербург приближается к уровню развитых стран Европы, где в малом бизнесе занято 50-55%.

За последние 4 года оборот малого предпринимательства значительно возрос (почти в 6 раз).

На протяжении последних трех лет сохраняется активная положительная динамика роста прибыли малого предпринимательства. Однако рентабельность продукции субъектов малого предпринимательства по-прежнему отстает от аналогичного показателя крупного и среднего бизнеса более чем в 4 раза.

Доля малого предпринимательства в объеме валового регионального продукта Санкт-Петербурга оценивается в 25%. Наибольший вклад в валовую добавленную стоимость всех малых предприятий внесли следующие виды деятельности:

оптовая и розничная торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами - 39%;

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг- 25%;

обрабатывающие производства - 14%;

транспорт и связь - 3%.

На долю малых предприятий, относящихся к другим видам деятельности, приходится около 9% от общей суммы валовой добавленной стоимости малых предприятий.

Доля субъектов малого предпринимательства в налоговых поступлениях - 23-27%. Темпы роста налоговых поступлений от малых предприятий, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения, по которым наблюдается активная динамика.

Статистическая информационная база, характеризующая состояние малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, требует существенного уточнения в связи принятием закона Российской Федерации № 209-ФЗ от 24.07.07 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», изменяющего критерии отнесении хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству.

Принцип «целостности», в рамках которого сфера малого предпринимательства в Санкт-Петербурге рассматривается, как неотъемлемая органическая часть социально-экономической жизни города и призвана, в первую очередь, функционировать в интересах эффективного развития города в целом.

Принцип «селективности», в рамках которого ресурсы, выделяемые в Санкт-Петербурге на развитие субъектов малого предпринимательства, направляются в первую очередь на поддержку отраслевых групп, представляющих собой «точки роста», эффективное функционирование и приоритетное развитие которых обеспечивает прогрессивный рост экономики города..

Принцип «равноправного партнерства», в рамках которого вся система регулирования малого предпринимательства строится на базе всестороннего и активного сотрудничества органов государственной власти Санкт-Петербурга и предпринимательского сообщества в лице независимых саморегулируемых некоммерческих организаций предпринимателей.

Принцип «разумной кластеризации», в рамках которого развитие малого предпринимательства осуществляется путем формирования и интенсивного развития кластеров, как комплексов крупных, средних, малых предприятий и организаций, взаимодействующих в рамках последовательных технологических цепочек, с целью производства и реализации продукции (работ, услуг), востребованной рынком, как внутри региона, так и в рамках межрегионального обмена и экспорта.

Принцип «активной экспансии», в рамках которого предусматривается поддержка субъектов малого предпринимательства, отраслей малого предпринимательства и кластеров, осуществляющих активное проникновение в другие регионы Российской Федерации и на зарубежные рынки.

Принцип «налогового равноправия», в рамках которого субъекты малого предпринимательства ориентированы на работу в условиях прозрачности, обеспечивающих равенство всех хозяйствующих субъектов перед законом (прежде всего - в финансовой и налоговой сферах).

Принцип «информационной доступности», в рамках которого органы государственной власти и предпринимательское сообщество прилагают постоянные и систематичные усилия к тому, чтобы максимальное количество субъектов малого предпринимательства было информировано обо всех наиболее важных мерах, мероприятиях, инструментах и иных элементах системы поддержки в режиме реального времени.

Принцип «объективной информационной основы», в рамках которого развитие малого предпринимательства базируется на полной, объективной и своевременной информации о состоянии и показателях деятельности малого предпринимательства (информационный комплекс, в котором используется вся необходимая статистическая и фактографическая информацию, собираемая и систематизируемая государственными регистрирующими, статистическими и налоговыми органами, а также информация, получаемую в ходе специальных обследований).

Стратегия развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге состоит из двух взаимоувязанных составляющих, которые условно могут быть определены как «стратегия переходного периода» и «стратегия сценарного развития».

Стратегия переходного периода предусматривает, что в течение 2008 года главной задачей развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге является оптимизация использования ресурсов для решения ключевых проблем субъектов малого предпринимательства и обеспечения его эффективного перехода к стратегии сценарного развития.

Переход к сценарному развитию основывается на нормативных актах концептуального и программного характера, определяющих социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга в целом на среднесрочную и долгосрочную перспективу, вступающих в действие до конца 2008 года.

Стратегический подход к регулированию малого предпринимательства в первый период направлен на решение следующих ключевых проблем:

эффективное обеспечение субъектов малого предпринимательства трудовыми ресурсами, в первую. Очередь, кадрами высокой квалификации, способными работать с современными передовыми технологиями и обеспечить значительный рост оборота малого предпринимательства на базе существенного увеличения производительности труда;

эффективное стимулирование межотраслевой ротации трудовых ресурсов малого предпринимательства путем расширения доступности для предпринимателей и работников, занятых в малом предпринимательстве, программ обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

преодоление ограничений сбыта продукции (работ, услуг), присущих внутрирегиональному рынку, в том числе путем стимулирования и поддержки выхода субъектов малого предпринимательства на новые рынки, в рамках межрегионального обмена и экспорта;

повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства Санкт-Петербурга, прежде всего за счет обеспечения широкого доступа к финансовым ресурсам, имущественной поддержки, а также облегчения доступа к новейшим технологиям;

структурирование и формирование в Санкт-Петербурге независимых саморегулируемых некоммерческих организаций субъектов малого предпринимательства, способных эффективно представлять их интересы.

Это позволит к началу второго этапа реализации концепции, обеспечить уровень развития малого предпринимательства, который будет соответствовать требованиям перехода к современному сценарному развитию предпринимательства региона.

Основные направления развития и поддержки субъектов малого предпринимательства связанны с необходимостью повышения их конкурентоспособности и состоят в кадровом обеспечении, расширении сбытовых возможностей, увеличении возможностей по финансированию инвестиционной деятельности, ориентацией на технологические и управленческие инновации.

В рамках направлений разрабатываются конкретные меры, мероприятия и инструменты развития и поддержки субъектов малого предпринимательства, которые включаются в планы мероприятий на определенные периоды.

. В направлении развития кадрового потенциала развития малого предпринимательства:

повышение доступности программ обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере малого предпринимательства.

расширение спектра учебных программ. Внедрение учебных программ по основам предпринимательства в программы обучения школьников старших классов и студентов технических вузов. Поддержка студенческого и женского предпринимательства.

стимулирование и поддержка внедрения субъектами малого предпринимательства технологических и управленческих инноваций.

реализация мероприятий по информированию и привлечению трудовых ресурсов высокой квалификации из регионов Российской Федерации и стран СНГ.

стимулирование привлечения квалифицированных управленческих кадров из крупного и среднего в малый бизнес.

. В направлении усиления рыночных позиций субъектов малого предпринимательства Санкт-Петербурга:

стимулирование и поддержка реализации продукции (работ, услуг), производимой петербургскими субъектами малого предпринимательства, в регионах России и странах ближнего зарубежья. Поддержка организационных и технических мероприятий, реализуемых субъектами малого предпринимательства Санкт-Петербурга для расширения присутствия петербургского малого предпринимательства на рынках регионов Российской Федерации и внешних рынках;

развитие системы электронной коммерции в сфере малого предпринимательства;

инициирование, стимулирование и поддержка деловой интеграции малых предприятий со средними и крупными предприятиями;

поддержка деятельности субъектов малого предпринимательства по охране авторских прав и интеллектуальной собственности;

инициирование, стимулирование и поддержка научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых субъектами малого предпринимательства Санкт-Петербурга;

совершенствование системы государственного заказа Санкт-Петербурга с целью облегчения субъекта малого предпринимательства условий участия в его реализации;

информационная и коммуникативная поддержка субъектов малого предпринимательства. Проведение информационных, информирующих, просветительских и экспертных мероприятий, формирование информационного поля с широким привлечением СМИ или созданием новых СМИ, отвечающих потребностям развития малого предпринимательства.

. В направлении развития управленческого аутсорсинга в интересах субъектов малого предпринимательства Санкт-Петербурга:

Расширение доступности правового, бухгалтерского, консультационного, инжинирингового и других видов обслуживания субъектов малого предпринимательства Санкт-Петербурга в формате аутсорсинга. Разработка стандартов аутсорсинга на базе требований нормативно-правовых актов Российской Федерации.

. В направлении расширения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам:

Облегчение доступа субъектов малого предпринимательства на финансовые рынки с целью привлечения кредитных ресурсов.

Снижение финансовой нагрузки на субъекты малого предпринимательства по обслуживанию финансовых средств, привлекаемых на возвратной основе.

Поддержка инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства Санкт-Петербурга путем прямых инвестиций, венчурного финансирования, привлечения «бизнес-ангелов» и иных форм.

. В направлении имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства:

Поддержка субъектов малого предпринимательства в части их обеспечения производственными, складскими, офисными и иными нежилыми помещениями на условиях минимальной доступной рыночной стоимости аренды.

Развитие сети бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных и технологических зон и т.п., в том числе с использованием частно-государственного партнерства.

Облегчение доступа субъектов малого предпринимательства к объектам технической инфраструктуры (электро- и теплоснабжение, водоснабжение, телекоммуникации и т.п.).

Совершенствование инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, включающее, создание городского агентства, подведомственного Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли, в форме государственного учреждения Санкт-Петербурга, имеющего подразделения во всех районах Санкт-Петербурга, отраслевых и межотраслевых центров по развитию предпринимательства, фондов содействия и поддержки предпринимательства и иных форм.

Создание и развитие системы правовой защиты и поддержки субъектов малого предпринимательства.

Государственная поддержка мероприятий по развитию деятельности субъектов малого предпринимательства, которые реализуются независимыми объединениями предпринимателей Санкт-Петербурга.

Повышение общественной значимости и престижа малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Развитие организационно-методического обеспечения органов государственной власти Санкт-Петербурга, координирующих развитие малого предпринимательства, в том числе в части:

совершенствования методического обеспечения, анализа и прогнозирования состояния системы малого предпринимательства в Санкт-Петербурге;

научно-методическое обеспечения поддержки малого предпринимательства;

развития практики по обмену передовым опытом поддержки малого предпринимательства с другими регионами Российской Федерации, а также зарубежными странами.

Совершенствование системы информационно-статистического обеспечения органов государственной власти Санкт-Петербурга о состоянии и развитии малого предпринимательства Санкт-Петербурга, включая совершенствование методической базы, информационно-методического и статистического обеспечения.

Развитие механизмов информационно-аналитического обеспечения субъектов малого предпринимательства.

Поддержка и развитие малого предпринимательства в Санкт-Петербурге может осуществляться и в других направлениях, с использованием иных мер и инструментов, не указанных выше, если они не противоречат базовым принципам, указанным в настоящей концепции, а также способствуют реализации основных стратегических направлений развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Критерии эффективности государственной политики в области развития малого предпринимательства устанавливаются по следующему перечню:

валовой региональный продукт, производимый субъектами малого предпринимательства в целом и по отдельным ключевым отраслям;

налоговые поступления в региональный бюджет от субъектов малого предпринимательства в целом и по отдельным ключевым отраслям;

количество созданных субъектами малого предпринимательства новых рабочих мест в приоритетных отраслях;

средняя заработная плата в субъектах малого предпринимательства в целом и по отдельным ключевым отраслям;

количество малых предприятий по определенным отраслям на 100 тыс. чел. населения (и/или на 1 тыс. чел. экономически активного населения);

индекс предпринимательского оптимизма и/или индекс деловой активности в определенных отраслях и в целом, характеризующий качественное изменение внешней предпринимательской среды.


Заключение

 

Предпринимательская система является сложным механизмом непроизвольной координации, действующая через систему цен и рынков, механизма связи, служащего для объединения знаний и действий миллионов различных предпринимателей. Она решает самые сложные проблемы, охватывающие тысячи переменных и отношений. Такие важнейшие понятия синергетики, как открытость системы, постоянный обмен информацией с сопряженными системами, самодвижение и самоорганизация, присущи предпринимательству как своеобразной системе в полной мере. В развитии предпринимательства как системы, находят проявление ряд синергетических принципов, а именно принцип эффективности взаимодействия, принцип баланса хаоса и порядка, принцип резонансных точек.

Малое предпринимательство можно охарактеризовать через малое предприятие, обладающее рядом качественных особенностей: единство права собственности и непосредственного управления предприятием; ограниченные масштабы производства; относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать влияние на цены и общий объем реализуемого товара; персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами; ключевая роль руководителя в жизни предприятия, полностью ответственного за результаты хозяйственной деятельности с точки зрения имущественного риска, вследствие своей непосредственной вовлеченности в производственный процесс и во все связанное с его организацией; семейное ведение дела, которое наследуется родственниками хозяина, что диктует их прямую вовлеченность в деятельность предприятия.

Необходимым условием эффективного функционирования малого предпринимательства является развитая институциональная среда, определенная как совокупность субъектов экономических и иных отношений малых предприятий; законодательства, регулирующего все аспекты их деятельности; механизмов государственной поддержки малого предпринимательства; механизмов поддержки малого предпринимательства со стороны международного сообщества.

Наиболее интересными аспектами зарубежного опыта государственной поддержки малого предпринимательства, с позиции возможности использования их в отечественных условиях, являются наличие государственных банков, специально созданных для участия в программах поддержки малого предпринимательства; деятельность «бизнес - инкубаторов»; информационное обеспечение малых предприятий с использованием современных компьютерных технологий и коммуникаций; практика лицензирования малых предприятий как условие привлечения их к выполнению государственного заказа.

Децентрализованная поддержка потенциально является более мощным фактором мотивации развития малого предпринимательства в сравнение с государственной и должна осуществляться одновременно по нескольким направлениям, что позволяет охватить все отрасли: сферу реального производства - через механизм субподряда; сферу обращения - через механизм франчайзинга; сферу прикладной науки - через механизм венчурных контрактов.

Основным внешним фактором сдерживающим развитие малого предпринимательства в России, является несоответствие реальной «политики» местных органов государственной власти в отношении малых предприятий законодательно декларированным требованиям о необходимости их централизованной поддержки.

Решающее влияние на возможности малых предприятий по решению проблем внутреннего развития оказали организационно - экономические условия их создания. Возможные варианты создания малого предприятия по степени негативного влияния на стартовые рыночные позиции ранжируются (по принципу ухудшения ситуации) следующим образом: создание малых предприятий на базе «отпочковавшихся» от «материнской» структуры подразделений; создание малых предприятий в процессе банкротства, приватизации или комплексной реорганизации крупных государственных предприятий; учреждение новых малых предприятий в качестве дочерних посреднических фирм крупных промышленных, строительных и иных предприятий; реорганизация действующих кооперативов; традиционный путь учреждения предприятия частным предпринимателем или группой их.

Создание благоприятствующей развитию малого предпринимательства внешней среды требует реализации новой концепции централизованной поддержки, которая должна соответствовать трем главным требованиям:

фискальные и контрольно - разрешительные функции местных органов государственной власти в отношении малых предприятий должны быть резко ограничены федеральным законодательством;

приоритеты государственной поддержки должны быть перенесены на те ее формы, которые не требуют прямого бюджетного финансирования или сокращения доходных статей бюджетов;

прямая финансовая поддержка должна распространяться на очень ограниченные группы малых предприятий, в ускоренном развитии которых заинтересовано общество и государство.

 


Литература

 

1. Федеральный Закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4006,

2. Концепция развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге // Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru <https://www.gov.spb.ru>

. Результаты мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства www. nisse.dev.trilan.ru/business

. Оценка уровня развития малого предпринимательства в регионах России в 2008 году // www.nisse.ru <https://www.nisse.ru/>

. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2007 году// www.nisse.ru <https://www.nisse.ru/>

. Афанасьев В Малый бизнес проблемы становления // Российский экономический журнал. №2 2003 С. 59

. Брагина Е Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации // Мировая экономика и международные отношения, 2002, №6

. Грачев И Белова И Развитие малого предпринимательства// Деньги и кредит, № 1 2004 С 45

. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

. Муравьев Д., Игнатьев А., Крутак А. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. - СПб.: Изд.дом «Бизнес-пресса», 2005.

. Мышкин А.С. Малое предпринимательство и государство в современной России // Материалы научно-практ. конференции им. П.М. Голубицкого, Калуга, 2004

. Рагимов С.Н., Петров Б.В. Современные проблемы развития малого предпринимательства в России

. Слуцкий Л.Э. Развитие малого предпринимательства в современной российской экономике, М.: 2005

. Юсупова Н Государственная поддержка малого бизнеса в США - Менеджмент в России и за рубежом. №5, 1999

. Официальный сайт Федеральной Службы Государственной Статистики



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: