ОКРУЖНОЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСКУССТВУ (МХК)
Класс
Задание 1.
Из предложенного ряда уберите, на Ваш взгляд, лишние произведения или понятия. Аргументируйте свой выбор.
Укажите общие черты, объединяющие оставшиеся произведения и понятия.
Назовите узнанные произведения.
Психологический роман | |||
Кармен-сюита | Соncerto grosso |
Задание 2.
Определи художественное произведение по фрагменту. Что на нём изображено? Определи эпоху и название. Представь описание всей скульптуры. Как данный фрагмент раскрывает образ?
Задание 3. Прослушайте музыкальное произведение. Подберите 15 определений, передающих характер, настроение и интонации музыкального звучания. (Дополнительно: определите, к какой эпохе относится данное музыкальное произведение). музыка
Задание 4.
Выберите один из предложенных вариантов. Проведите сравнительный анализ двух произведений искусства. Ответ оформите в виде небольшого связного текста. Не забудьте показать, как средства выразительности «работают» на основную идею произведения.
I.
II.
Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные. О, высшая щедрость Бога-отца! О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет! |
III.
Происхождению – почтенье, Но сам ты – что? Происхождение Тобой не приобретено. Богатство – тоже благо, но Что есть оно? Судьбы каприз: Прыжки мяча то вверх, то вниз! И в славе – сладость, но она Так ненадежна, неверна. Прельщает тела красота, Минула ночь – прощай, мечта! Здоровье – клад, но с древних пор Хворь начеку, как ловкий вор. И сила – драгоценный ларь, Но где она, когда ты стар?! |
Задание 5.
Прочитайте стихотворение. Как идеи стихотворения раскрываются в образах искусства разных эпох? Напишите эссе-рассуждение по этому вопросу и озаглавьте его.
У.Блейк. Песни невинности
В одно мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка
(пер. С.Маршака)
Для справки: Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк»), — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе подразумевает свободу творчества и выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Эссе может носить историко-биографический, литературно-критический, философский, научно-популярный, беллетристический характер. В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства. В отношении объёма и функции эссе граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко установка на интимную откровенность и разговорную интонацию.
Признаки эссе:
- наличие конкретной темы или вопроса.
- эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
- как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
- в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.