Грамотно оформленный теоретико-методологический аппарат (актуальность, объект, предмет, цели, задачи и т.д.) курсовой (дипломной) работы является обязательным ее атрибутом.
К основным элементам структуры курсовой (дипломной) работы относятся:
Актуальность
В работе должны быть четко определены тема и проблема исследования, которая отражает противоречия между определенным состоянием предмета исследования и требованиями его эффективного функционирования, а также между имеющимися теоретическими положениями в рамках исследуемой проблемы и новыми фактами.
Объект и предмет исследования
Объект - это реально существующая действительность (природная и социальная). Под объектом познания принято понимать часть объективной реальности, которая на данном этапе становится предметом практической и (или) теоретической деятельности человека.
Совокупность особых законов и закономерностей функционирования и развития объекта исследования составляет предмет данной конкретной науки. Предметом познания считают зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определенной целью в данных обстоятельствах и условиях.
Таким образом, предмет исследования является более узким понятием, чем объект. Предмет является частью, стороной, элементом объекта. Например, объектом исследования может быть система социальной защиты населения, а предметом исследования - особенности, закономерности формирования системы социальной защиты населения в конкретном регионе в определенный период времени. Определять объект исследования необходимо таким образом, чтобы в него в качестве важнейшего элемента был включен предмет исследования, который соотносится с другими элементами данного объекта.
Определяя объект исследования, следует дать ему содержательную характеристику. Далее необходимо раскрыть место и значение предмета исследования курсовой (дипломной) работы.
Цель и задачи исследования
Цель и задачи исследования вытекают из проблемы, т.е. цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-то проблему. Цели исследования могут быть связаны с:
- обоснованием системы мер, направленных на решение проблемы; обоснованием закономерностей общего или частного характера;
- выявлением, комплекса условий успешного решения некоторой задачи;
- обоснованием подходов к решению проблемы;
- отбором оптимального объема фактов, логики раскрытия содержания данного явления и т.д.
Возможна постановка и более частных' целей исследования. Например, можно поставить цель: выявить условия рационального сочетания методов работы; определить эффективную систему мер, направленных на обеспечение индивидуального подхода к клиентам; установить наиболее общий алгоритм решения определенной профессиональной задачи; обосновать критерии отбора содержания деятельности того или иного специалиста; исследовать методику прогнозирования и т.д.
Для достижения цели исследования выделяются конкретные задачи (их не должно быть много (не более 4 - 5)).
Задачи исследования могут включать в себя следующее (в зависимости от характера научной проблемы):
- решение определенных теоретических вопросов, входящих в общую проблему (выявление сущности исследуемого понятая; дальнейшее совершенствование его определения; разработка критериев эффективности и т.п.);
- экспериментальное изучение практики решения данной проблемы (выявление ее определенного состояния, недостатков и затруднений, причин и т.п.);.
- обоснование необходимой системы мер для решения поставленной зада'чи;
- экспериментальная проверка предложенной системы мер с точки зрения соответствия ее критериям оптимальности (эффективности);
- разработка методических рекомендаций.
Задачи исследования должны быть относительно соизмеримы, не следует располагать рядом крупные и частные задачи, которые являются элементом предыдущих. Формулировка задач не должна быть громоздкой.
Непременным требованием к курсовой (дипломной) работе является логическое соответствие наименования темы исследования, объекта, предмета, целей и задач исследования структуре работы. Совокупность выдвинутых задач должна отражать цель исследования, которая, в свою
очередь, должна соответствовать проблеме исследования. Гипотезы исследования Существуют два типа гипотез;
1) описательного характера с указанием причин и возможных следствий;
2) объяснительного, когда раскрываются возможные следствия из
определенных факторов, а также условия, при которых эти следствия
обязательно произойдут, т.е. раскрывается, в силу каких причин и
обстоятельств данное исследование имеет место.
Гипотеза не может содержать очевидные положения, не требующие доказательств, а формулировке гипотезы не должна идти речь об обосновании нормы («должна принадлежать», «должна развиваться», «необходимо организовать», «следует добиться» и пр.).
Курсовая (дипломная) работа может содержать 2-3 гипотетических предположения по одной и той же проблеме. В заключении работы необходимо отметить, какие из первоначально выдвинутых положений подтвердились, от чего пришлось отказаться, что изменить, какие положения дали отрицательный результат и почему.
Методы исследования
После формулировки гипотез исследования выбираются методы исследования в соответствии с учетом специфики задач, поставленных в курсовой (дипломной) работе. Выбор методов исследования при выполнении курсовой (дипломной) работы не является произвольным, а определяется особенностями решаемых ими задач, спецификой содержания проблем и возможностями исследования.
Выводы по проведенному студентом исследованию должны соответствовать гипотезе и поставленным задачам. Важно показать, решена ли каждая задача и как конкретно, предложить описать условия, при которых возможно решение поставленных задач.