Упражнение «ДОГОВОРИ СЛОВО - 2 »
Ход игрового упражнения
Ребенок произносит первый звук М, Взрослый договаривает слово. Затем ребенок называет слово полностью.
Ребенок:
| Взрослый:
| Ребенок:
|
| ак
| мак
|
| ай
| май
| М
| ОЛЬ
| моль
|
| ох
| мох
|
| ыть
| мыть
|
| ать
| мать
| (Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.)
|
3. Упражнение «НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ»
Оборудование:мяч.
Ход игрового упражнения
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет имя существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит это слово в единственном числе.
Взрослый:йй:
| Ребенок:
| Взрослый:
| Ребенок
| коты
| — кот
| века
| — век
| киты
| — кит
| дома
| — дом
| быки
| — бык
| меха
| — мех
| дубы
| дуб
| тени
| — тень
| кони
| — конь
| дни
| — день
| бои
| — бой
| пни
| — пень
| | 4. Упражнение «ЧТО ТЫЗАПОМНИЛ?»
Оборудование:предметные картинки: бак, люк, дым, мох, мед, лев.
Ход игрового упражнения
Взрослый раскладывает перед ребенком 5—6 картинок и говорит: «Рассмотри предметы, запомни их, а потом назови то, что запомнил».
|
5. Упражнение «ВЫБЕРИ КАРТИНКУ»
Оборудование:предметные картинки: тень, дед, ель, лед, мех, тюль, пух, пень.
Ход игрового упражнения
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняет названия предметов, изображенных на них, и род слова «тюль». Затем предлагает ребенку отобрать предметы, окоторых можно сказать «мой».
Ребенок:
мой дед
мой мех
мой тюль
мой лед
мой пух
мой пень
| 6. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Оборудование:мяч.
Ход игрового упражнения
Взрослый, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.
Взрослый:
да
ночь
взять
север
верх
| Ребенок:
нет
день
дать
юг
низ*
| |
7. Упражнение «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
Оборудование: предметные картинки: ель, дом, лев, ком, бык, пух.
Ход игрового упражнения
Логопед раскладывает перед ребенком предметные картинки, предлагает ему внимательно рассмотреть их. Затем просит отгадать и сказать, о каком предмете идет речь.
Логопед: Ребенок:
Ветвистая, высокая, зеленая, колючая... ель.
Старый, кирпичный, двухэтажный... дом.
Грозный, большой, с лохматой гривой... лев.
Большой, круглый, снежный... ком.
Белый, легкий, птичий... пух.
| 8. Упражнение «ЛАБИРИНТ»
Ход игрового упражнения
Взрослый читает начало фразы, ребенок прослеживает линию глазами и находит ее конец. Взрослый читает слово, ребенок повторяет его, затем произносит предложение полностью
Ребенок:
мак (У Тани мак.)
пень (У дома пень.)
тень {У дуба тень.)
фен (У мамы фен.)
конь (У папы конь.)
|
9. Упражнение «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ»
Ход игрового упражнения
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки.
Зеленеет даль полей.
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, Что за месяц это?
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет, Только мышь его боится... Угадали? Это…
|
Май
кот
| | 10. Упражнение «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ»
Ход игрового упражнения
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки.
С подстриженной гривой
Он скачет ретиво,
Чуть шпорами тронь,
Кто же это?
| конь
| |
11. Упражнение «НАЗОВИ 5 ПРЕДМЕТОВ»
Оборудование:картинки с изображением предметов во множественном числе.
Ход игрового упражнения
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: «Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где пять таких предметов, и назовешь ее.»
Взрослый:
муха
липа
дыня
нота
баня
хата
няня
ива
| Ребенок:
пять мух
пять лип
пять дынь
пять нот
пять бань
пять хат
пять нянь
пять ив
| | 12. «СЛОЖИ КАРТИНКУ И НАЗОВИ ДРУГИМ СЛОВОМ»
Оборудование:предметные картинки, разрезанные на две части.
Ход игрового упражнения
Взрослый объясняет ребенку, что некоторые предметы можно называть разными словами. Например про «дом» можно сказать «здание» и т.д.
Логопед делит разрезные картинки: одну часть оставляет себе, другую отдает ребенку. Показывая половину картинки и называя слово, предлагает ребенку найти вторую часть, сложить картинку и назвать изображенный на ней предмет по-другому.
здание
лошадь
книга
дорога
битва
| дом
конь
том
путь
бой
| |
13. Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»
Оборудование:мяч.
Ход игрового упражнения
Ребенок, бросая мяч взрослому, произносит первый слог. Взрослый, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребенка назвать слово полностью.
КА
БУ
| мень
мин
ток
бан
нат
фель
кет
тон
фет
бен
| Камень
Камин
Каток
Кабан
Канат
Кафель
Букет
Бутон
Буфет
бубен
| | 14. Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»
Оборудование:мяч.
Ход игрового упражнения
Ребенок, бросая мяч взрослому, произносит первый слог. Взрослый, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребенка назвать слово полностью.
БА
БИ
ЛИ
| лет
тон
нан
лет
вень
вень
мон
| Балет
батон
банан
билет
бивень
ливень
лимон
| |
15. Упражнение «ДОБАВЬ ЗВУК»
Оборудование:мяч.
Ход игрового упражнения
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово без последнего звука. Ребенок, возвращая мяч, добавляет последний звук, затем называет слово полностью
|
|
|
|
|
|