Правительству Российской Федерации




Рекомендации

Общественной палаты Российской Федерации

По итогам круглого стола на тему: «Вопросы внедрения контрольно-кассовой техники».

 

В Общественной палате Российской Федерации (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии Общественной палаты по развитию малого и среднего бизнеса состоялся круглый стол на тему: «Вопросы внедрения контрольно-кассовой техники» (далее – круглый стол, мероприятие).

В заседании круглого стола принимали участие члены Общественной палаты, представители Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, малого, среднего и микро бизнеса, общественных объединений, научного сообщества, а также эксперты в области предпринимательства.

Участники круглого стола отметили серьезную обеспокоенность предпринимательского сообщества, вызванную сложившейся ситуацией в сфере малого и среднего предпринимательства, вследствие принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 290-ФЗ). иИз различных регионов Российской Федерации поступают обращения предпринимателей о несовершенстве норм действующего законодательства в области внедрения контрольно-кассовой техники нового образца (далее – ККТ).

Федеральным законом № 290-ФЗ предусматривается поэтапный переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных и электронных средств платежа через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде, в том числе с июля 2018 года для лиц, в отношении которых ранее обязанность по применению ККТ отсутствовала.

В частности, это относится к лицам, применяющим патентную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, работающим в области оказания бытовых услуг.

Наиболее существенно новые требования отразятся на субъектах среднего и малого бизнеса.

Введение обязанности по применению и замене (модернизации) ККТ на технику нового образца повлечет за собой дополнительные издержки как организационного (найм и обучение нового персонала), так и материально-технического характера, которые предприниматели должны будут компенсировать за счет собственной прибыли.

В настоящее время Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен и рассмотрен в первом чтении 07.12.2016 законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс российской Федерации и об установлении коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 263 Налогового кодекса Российской Федерации на период 2017-2019 годов,, предусматривающий налоговые вычеты в части расходов, понесенных в связи с приобретением ККТ индивидуальными предпринимателями, применяющими патентную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход (далее – льготные категории налогоплательщиков), деятельность которых ранее не требовала применения ККТ.

Также участники мероприятия отметили резкое повышение цен на ККТ и фискальные накопители в связи с нехваткой оборудования, большим спросом, жесткими сроками и ограниченным предложением.

При этом, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесено три законопроекта, которые предусматривают перенос сроков вступления в силу ряда положений Федерального закона № 290-ФЗ. Кроме того, законопроектом, внесенным Законодательным собранием Челябинской области предлагается предусмотреть возможность для льготных категорий налогоплательщиков производить расчеты без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт осуществления расчета.

Участники круглого стола выделили ряд положений Федерального закона № 290-ФЗ, которые, по их мнению, могут привести к негативным последствиям для предпринимателей, а именно:

1. Закрепление обязанности предоставления в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных, (часть 6 статьи 1.2. Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) может создать дополнительные сложности для представителей малого и среднего бизнеса. При этом согласно сообщениям участников круглого стола, анализ поставщиков услуг связи информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» показывает, что тарифных планов под задачи ККТ нового образца у них сейчас нет, предпринимателям предлагается использование общих вариантов. Цена на услуги связи такого рода для предпринимателей значительно выше.

2. Обязанность по передаче покупателю электронного чека в виде СМС-сообщения, установленная в силу Федерального закон № 54-ФЗ. Для предпринимателей стоимость данной услуги оператора связи в два раза больше (от 0,85 коп до 1 рубля), чем для банков, предоставляющих аналогичную услугу. Кроме того, возникает вопрос о защите персональных данных покупателей. В силу изложенных норм Федерального закона № 54-ФЗ продавец должен направить покупателю электронный чек в виде СМС-сообщения, вместе с тем для получения необходимых личных данных продавец обязан передать покупателю на подпись согласие на обработку персональных данных. В данной ситуации возникает опасность недобросовестного использования полученных данных (рассылка рекламы и другой ненужной информации для покупателя). При этом продавцы становятся операторами персональных данных и обязаны соблюсти технические и организационные регламенты по работе с персональными данными, что повлечет за собой дополнительные расходы.

3. Предполагается осуществлять передачу отчетности исключительно через операторов фискальных данных на коммерческой основе. Таким образом, можно полагать, что за проведение мероприятий по контролю предполагается взымать плату с хозяйствующего субъекта. 4. На предпринимателей возлагается обязанность предоставлять информацию в налоговые органы через посредника (оператора фискальных данных), что обеспечит доступ к коммерческой информации хозяйствующего субъекта третьим лицам. Такое требование законопроекта создает угрозу использования коммерческой информации не по назначению.

5. Наделение ФНС России полномочиями по определению порядка работы кабинета ККТ, правил, срока и формата передачи данных, способа ведения реестра ККТ, фискальных накопителей и реестра договоров ОФД, выдачи/аннулирования разрешений на обработку фискальных данных и т. п., означает, что ФНС сама формирует порядок работы и сама же его контролирует.

Участники мероприятия отдельно выделили предприятия, которые используют торговые вендинговые аппараты, и отметили, что внедрение ККТ нового образца может привести к полному устранению данной разновидности бизнеса по ряду причин:

1. Производители вендингового оборудования не предусматривают места для установки ККТ: практически во всех торговых автоматах для управления используется центральная плата управления (далее – ЦПУ), а не компьютер как в платежных терминалах. ЦПУ не может напрямую работать с ККТ. Затраты на установку ККТ и адаптацию к ней торговых автоматов окажутся непомерными для предпринимателей, использующих вендинговое оборудование.

2. Федеральный закон № 54-ФЗ предусматривает выдачу электронного чека с указанием информации о названии продукта и адреса электронной почты покупателя, который вводится человеком (продавцом). Вендинг - это продажа товаров и услуг без участия человека. У торговых автоматов нет программного обеспечения, которое будет фиксировать название продукта, и нет устройства для фиксации адреса электронной почты покупателя.

3. На электронном чеке должна быть информация об открытии/закрытии смены, а торговые автоматы работают постоянно, что влечет невозможность отражения такой информации.

4. Торговые автоматы часто устанавливаются там, где нет интернета или плохая связь с сотовыми операторами (парковки, производственные помещения). Указанное приведет к дополнительным расходам для операторов в виде платы на проведение интернета в удаленные точки продаж.

5. В карточке ККТ необходимо указывать адрес местонахождения аппарата, но вендинг - это мобильный бизнес, и торговые автоматы могут переезжать несколько раз в месяц, при этом, каждый раз нужно будет подавать заявление на смену адреса и на платной основе вызывать специалиста для регистрации.

6. Механические торговые автоматы, работающие без электричества, не приспособлены для установки ККТ, что приведет к их полному исчезновению.

7. ККТ нового образца подразумевает ежедневное обслуживание, что приведет к потребности для предпринимателя пользоваться наемным персоналом, что в свою очередь приведет к потере рентабельности вендингового бизнеса.

По мнению участников мероприятия, отдельного внимания заслуживает микробизнес, самозанятые люди, которые оказывают мелкие услуги по патентной системе налогообложения, например, работают сиделками или репетиторами, тоже будут обязаны иметь ККТ нового образца. Для представителей микробизнеса покупать кассу не рентабельно. Указанное может привести к тому, что эта сфера снова уйдет в тень.

Согласно сообщениям участников вышеперечисленные проблемы внедрения ККТ нового образца приобретают особую остроту на уровне субъектов Российской Федерации, согласно представленной участниками мероприятия информации:

Во Владимирской области также существует ряд острых проблем:

1) Стоимость Контрольно-кассовой машины (далее – ККМ) формата «Розничная торговля/услуги» от производителей составляет 13 000 рублей, сопутствующие обязательные расходы по обслуживанию этого оборудования – 19 800 руб. (6000 руб. – фискальный накопитель, тариф оператора фискального накопителя – 3000 руб., обслуживание ККТ – 4800 руб., интернет – 6000 руб.) в год. От посредников в лице центров технического обслуживания (далее – ЦТО) ККМ обойдется дешевле – 10 150 рублей, но стоимость годового обслуживания возрастет до 20 800 руб. (за счет увеличения стоимости фискального накопителя до 7000 руб.)

2) ККМ формата «Кассы для предприятий общественного питания» и «Кассы совместимые с ЕГАИС» предприниматель купить у производителя не сможет в виду того, что производитель не работает по этим позициям с конечным потребителем. ККМ из рук ЦТО обойдется в 77 300 руб. и 29 990 руб. соответственно, годовое обслуживание – 20 800 руб.

3) ККМ «Формат кассы – гипермаркет» стоят от 66 000 руб. за ККМ, плюс годовое обслуживание в размере – 20800 руб.

Вместе с тем не все вышеуказанные аппараты включают в свою комплектность необходимое навесное оборудование, а именно: считыватель штрих-кодов, монитор, ящик для денег, его придется покупать и монтировать дополнительно.

При этом сроки поставки ККТ оборудования от производителей разнятся и доходят до 2 месяцев, тем самым создаются условия для работы ЦТО, чьи сроки поставки от 14 дней. Увеличивающийся спрос на сегодняшний день провоцирует рост сроков поставки каждый месяц.

В Челябинской области до лета новые кассы должны появиться в 26 тыс. торговых объектах Челябинской области, но на учет поставлены только 3900 приборов (при этом Южный Урал в этом аспекте считается передовым).

Предприниматели отмечают, что затраты на новое оборудование растут в геометрической прогрессии. Ранее сообщалось, что достаточно будет купить недорогой фискальный накопитель, который будет стоить порядка 6 тыс. рублей. Но на практике выяснилось, что приборы не совместимы с кассами старого образца. Нужно покупать аппараты целиком, при этом дополнительно нужно оплатить подключение, обновление программного обеспечения, которое используется на предприятиях торговли. Также необходимо повышение квалификации сотрудников. В итоге, стоимость готового рабочего места возрастает до 30-60 тыс. рублей. Для представителей малого и среднего бизнеса в Челябинской области такого рода инвестиции затруднительны и могут привести к прекращению предпринимательской деятельности.

По срокам поставки новой КТТ ситуация также оставляет желать лучащего. К примеру, представитель компании «Сектор Групп», которая занимается продажей кассовой техники, ее установкой и обслуживанием в Челябинской области, сообщил, что до июля все, кому нужны аппараты, их не получат.

Кроме того, предприниматели опасаются, что ситуация с кассами может повториться в декабре 2017 года, когда снова придется обновлять программное обеспечение ККТ которые работают по протоколу «1.0». Однако версия 1.0 теряет актуальность с января 2018 года. При этом найти на рынке оборудование, которое бы работало по следующему протоколу «1.05» на сегодняшний день не представляется возможным. Указанное может привести к дополнительным расходам.

Также отмечаются проблемы со сроком службы фискального накопителя. В документах минимальный срок работы фискального накопителя указан как 13 месяцев. То есть, срок работы должен быть от 13 месяцев. Согласно информации представленной производителями фискального оборудования указанный срок является предельным, и по его истечении нужно проводить замену фискального накопителя и его регистрацию в налоговых органах, что также создает дополнительные сложности для предпринимателей. При этом данная проблема может быть устранена путем увеличения объема памяти данного оборудования.

В Курганской области согласно данным Управления федеральной налоговой службы России по Курганской области на 21 марта в регионе зарегистрировано 847 ККТ нового образца, это 12,5% от общего количества техники, подлежащей замене или модернизации; в настоящее время Курганская область находится на 41 позиции в российском рейтинге по этому показателю.

Невысокий темп переоснащения арсенала ККТ не всегда обусловлен нежеланием предпринимателей заранее подготовиться к работе в новых условиях. В числе наиболее острых проблем, замедляющих процесс перехода на ККТ нового образца, были названы: недостаточное количество фискальных накопителей, поставляемых в регион, рост цен на новое кассовое оборудование, длительные, от пяти недель и более, сроки поставок новых кассовых аппаратов от завода-изготовителя, нестабильная работа информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» как в ряде районов области, так и в некоторых точках областного центра.

Согласно предложению от членов Общественного совета при Управлении федеральной налоговой службы России по Курганской области необходимо рекомендовать региональному парламенту выйти с законодательной инициативой об изменении формулировки новой редакции Федеральный закон № 54-ФЗ, касающейся установления сроков перехода на новый порядок применения ККТ, исключив конкретные даты, но обязав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц производить замену кассового аппарата при перерегистрации. Указанное поможет избежать излишнего спроса, связанного с массовой заменой ККТ.

Учитывая вышеизложенное, а также социальную важность и актуальность общественных отношений в области малого и среднего предпринимательства, Общественная палата считает необходимым рекомендовать:

 

Правительству Российской Федерации

Рассмотреть возможность:

1. Внесения изменений в федеральное законодательство предусматривающих:

1) Компенсацию затрат на приобретение ККТ и программного обеспечения для предпринимателей, не имевших обязанности использовать ККТ ранее, а также компенсационных мер на модернизацию для предпринимателей, использующих ККТ (особенно для субъектов микробизнеса).

2) Разработку и запуск специальной программы по льготному кредитованию на приобретение новой ККТ и возможности субсидирования банковской процентной ставки, а также программу утилизации старых кассовых аппаратов.

3) Введение моратория на применение штрафных санкций за нарушение порядка использования ККТ до 01 января 2018 года. Направить разъяснения в налоговые органы об обязательном применении только предупреждения за первое выявленное нарушение по неправильному использованию ККТ или специального программного обеспечения для предприятий малого и среднего предпринимательства.

4) Для сельских территорий в связи с отсутствием должного количества кадров с учетом возрастной категорий граждан, для магазинов с товарооборотом до 500 000 рублей применения онлайн-касс, без обязательства передачи данных о товарной номенклатуре.

2. Освобождения от применения контрольно-кассовой техники субъектов предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, единый налог на вменённый доход, патентная система), осуществляющих свою деятельность в отдаленных от сетей связи местностях, в которых отсутствуют точки доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Ускорения принятия нормативных правовых актов, определяющих населенные пункты регионов, где можно работать без использования онлайн касс или не передавать фискальные данные онлайн.

4. Направления в субъекты Российской Федерации информации о необходимости утверждения соответствующих перечней, а также о необходимости включения в перечни труднодоступных, отдаленных от сетей связи территориальных образований и местностей (части 3 и 7 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ) территориальных образований, формально входящих в состав городов, районных центров, поселков городского типа, но по факту являющихся небольшими сельскими поселениями.

5. Внесения изменений в законодательство, позволяющие освобождать такие территории от использования контрольно-кассовой техники.

6. Ведения мониторинга стоимости услуг операторов фискальных данных.

7. Выработку и внедрение мер по защите коммерческой информации, передаваемой через оператора фискальных данных.

8. Использования существующего программного обеспечения в торговых автоматах, которые уже ведут учет продаж и формируют всю статистику.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: