Дактильная и жестовая речь глухих –кинетические формы вербальной и невербальной коммуникации




Задания для самостоятельного изучения на период

с «25 » 05. 2020 г. по «29 » 05. 2020 г.

Выполненные задания направить по электронной почте burovani@cspu.ru до

«29 » мая 2020 г.

Задание (теоретическая часть-первая пара)

Ознакомиться с предложенными материалами и ответить на вопросы для самоконтроля

 

Дактильная и жестовая речь глухих –кинетические формы вербальной и невербальной коммуникации

Зачем и почему люди прибегают к разговору при помощи жестов, а также — как устроено такое общение. Это позволит яснее представить специфику структуры и функционирования дактильной и жестовой речи глухих, каждая из которых является разновидностью двигательной, или кинетической, коммуникации человечества.

Как известно, звуковой язык возник около 30—50 тыс. лет назад. С тех пор словесный язык, или вербальная (лат. verbalis — словесный) система коммуникации, — основное средство общения в человеческом обществе. Столь же древне и общение людей с помощью невербальных средств — жестов. Некоторые ученые считают, что жестовый язык предшествовал звуковому, т. е. люди общались жестами раньше, чем научились разговаривать. И в наши дни, когда функции словесной речи продолжают расширяться, область применения невербальных знаков довольно значительна и включает использование условных графических символов (дорожных знаков, вывесок, указателей и др.) и, безусловно, различных жестов.

Прежде всего отметим, что жесты очень часто (если не всегда) участвуют в непосредственном межличностном общении, составляя его весьма важный невербальный компонент. Причем используются они по-разному, в зависимости от целей и ситуации общения. Например, в официальной обстановке лектор чаще всего прибегает к жестам-указаниям (на какие-либо наглядные пособия) и жестам, выделяющим главное в содержании, способствующим расстановке логических акцентов. При непринужденном, неофициальном общении в разговорной речи функции жестов сложнее и разнообразнее. Жесты могут выступать в роли самостоятельных реплик. Скажем, в ответе на вопрос: «Можно взять книгу?» — собеседник делает жест, выражающий разрешение, соглашение. Широко распространен жест «всплеснуть руками», передающий значение удивления, и т. д. Зачастую жесты сопровождают словесный (или вербальный) текст, сообщая недостающую в нем информацию: «Дайте мне, пожалуйста, вот такую (жестом показывается ширина) ленту» и др.

Высказывания разговорной речи являются результатом взаимодействия вербальных и невербальных компонентов, причем вербальная составляющая в них — центральная. Правда, отдельные сообщения, состоящие только из жестов, возможны (например, при построении людей в какую-либо группу жестами показывается:ТЫ— ЗДЕСЬ, ТЫ— ТАМ). Однако совокупность жестов, используемых в качестве невербальных компонентов в высказываниях разговорной речи, не составляет самостоятельной коммуникативной системы.

Особая область использования жестов — это искусство (пантомима, опера, драма и др.). В пантомиме невербальная коммуникация (жест), наряду с телодвижением, служит для поэтического воспроизведения различных жизненных ситуаций, чувств и настроений. В некоторых видах индийского классического театра устные монологи, песни и танцы актеры сопровождают жестами-символами, обозначающими конкретные предметы, действия, переживания. Такая условная жестовая система понятна всем зрителям этой многоязычной страны и позволяет передавать содержание сложных литературных произведений. В классическом драматическом театре Японии жесты также являются равноправной частью системы выразительных средств и имеют раз и навсегда установленные значение и форму. Как видим, в этих случаях жесты имеют различные функции. Но ни в одном из названных направлений жесты также не являются самостоятельной системой общения актера с публикой — они всегда только составная часть языка искусства.

А вот жесты, применяемые, например, на транспорте, в армии, в спорте и др., — это самостоятельные невербальные системы общения, хотя и не такие сложные. На транспорте набор жестов включает распоряжения постовых-регулировщиков и сигналы водителей. Жестовые сигналы водителей обязательны, когда у транспортного средства отсутствуют или не работают световые указатели поворота и торможения. Определены также жесты-сигналы машинистам поездов, предупреждающие их об опасности.

В армиях многих государств установлен набор жестов-приказов, которые применяются при определенных условиях (невозможность или нецелесообразность подачи команды голосом), для управления строем, для других распоряжений.

Иное дело в спорте. Во время состязаний судьи применяют международные жесты. Ведь их распоряжения должны быть понятны участникам соревнований из любой страны. В различных видах спорта одинаковые по форме жесты имеют различное значение. Например, в хоккее и футболе руки судьи, поднятые вверх над головой, означают конец игры, а в волейболе — это указание на определенную ошибку игрока и назначени е штрафа его команде. Количество жестов в общении судьи со спортсменами необходимо и достаточно для выполнения каждой системой ее коммуникативных функций.

Итак, в спорте, на транспорте и т. д. применяются кинетические системы, состав которых нормативен, узаконен. Такие системы самостоятельны, хотя и имеют совершенно конкретное назначение и строго ограниченную область применения.

Помимо систем, имеющих сравнительно узкие коммуникативные функции, существуют более универсальные по назначению и сложные по строению жестовые системы. Сюда следует отнести жестовые системы общения некоторых племен североамериканских индейцев и австралийцев, членов ряда монашеских орденов (принимающих обет молчания) и, разумеется, дактильную и жестовую речь глухих.

Жестовые системы некоторых племен североамериканских индейцев и австралийских аборигенов (племени аранта и др.), очевидно, самые древние из известных науке. Они издавна применялись в условиях войны и охоты, когда удобным оказывалось беззвучное общение. У австралийцев жесты использовались во время некоторых ритуальных церемоний. Так, наряду с другими испытаниями, которым подвергался юноша, прежде чем его принимали в коллектив взрослых охотников, он проходил проверку на «умение молчать ». Ему разрешалось пользоваться только жестовой речью. Вдова племени аранта в период траура (от месяца до года) также была обязана прекратить пользоваться устной речью и переходила на жестовый язык, который был понятен всем членам племени. Жестовая система, функционирующая среди индейцев и в настоящее время, едина для групп, говорящих на родных языках, и используется как средство межплеменного общения. Жестовая речь индейцев и австралийских аборигенов — не перевод со словесного языка. Она имеет «собственную» грамматику и вполне обеспечивает удовлетворение нужд в той сфере коммуникации, для которой предназначена. Основным повседневным средством общения, естественно, служит словесная речь.

Жестовая система общения, принятая среди членов некоторых монашеских орденов (траппистов, бенедиктинцев), — также своеобразная лингвистическая система. Для монахов, давших обет молчания, жестовая речь — основное средство межличностного общения. Пользуются они, конечно, и письменной формой словесного языка.

Итак, все кинетические системы, о которых шла речь, различаются по структуре (составу, принципам устройства, уровню «коммуникативной самостоятельности») и функциям (сфера и частота использования).

Теперь перейдем к дактильной и жестовой речи глухих, которым и посвящена эта книга. Дактильная речь — это особая кинетическая система. Движения рук (жесты) в данном случае обозначают не сами явления окружающего мира (как в искусстве, у индейцев и т. д.), а буквы алфавитов национальных языков. Но ведь буквы сами служат для называния этих явлений, так как они являются элементами слов (единиц письменной речи). Следовательно, по структуре дактильная речь — это речь при помощи жестовых обозначений букв, иначе говоря, обозначения обозначений. Используя набор дактильных знаков, говорящий следует грамматике словесного языка (русского, английского и т. д.). Таким образом, дактильная речь — своеобразная кинетическая форма словесной речи, вербальной коммуникации. Функции дактильной речи довольно широки: дактилология применяется в общении слышащих (учителей, родителей и др.) и глухих, а также принимает участие в межличностной коммуникации глухих, осуществляемой главным образом при помощи жестовой речи.

Система жестового общения глухих имеет сложную структуру, включает две разновидности жестовой речи: русскую и калькирующую. Русская жестовая речь (РЖР) — это общение при помощи средств русского жестового языка — самобытной лингвистической системы, обладающей своеобразной лексикой, грамматикой и т.д. Калькирующая жестовая речь (КЖР) — калькирует лингвистическую структуру словесного языка. Калькирующая жестовая речь — вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения глухим ребенком словесной речи. Жесты здесь являются эквивалентами слов, а порядок их следования такой же, как в обычном предложении. Нам еще предстоит подробно анализировать структуру и функции дактильной и жестовой речи в последующих главах. А сейчас подытожим сказанное.

Рассматривая особенности различных жестовых систем, мы выяснили, в чем их различие, в чем сходство. Еще раз подчеркнем: главное, что объединяет эти системы, — способ передачи и восприятия информации. В качестве основной смысловой единицы здесь служит жест — кинетический акт, в котором участвуют в первую очередь руки. Двигательная природа жеста и его визуальное восприятие обусловливают такие особенности жестовых языков, как возможность определенным образом расположить жест в пространстве (ближе, дальше, правее, левее и т. д.), исполнить одновременно два жеста двумя руками и т. д. Например, судья вовремя хоккейного матча одновременно исполняет два жеста: правую руку с двумя вытянутыми пальцами поднимает вверх (это означает удаление с поля на две минуты), а левую протягивает в направлении провинившегося игрока. Такие высказывания широко распространены и в жестовой речи глухих. К примеру, сообщая, что торшер находится над креслом, глухой рассказчик, левой рукой выполняет жест КРЕСЛО, а правой — ТОРШЕР. Руки располагаются таким образом, что собеседник, воспринимающий информацию визуально, получает все сведения о пространственном положении предметов. Понятно, что в словесном языке такой способ — одновременное произнесение двух слов—совершенно невозможен.

Общность двигательно-визуальной субстанции жестовых систем общения — одна из причин наличия в некоторых из них одинаковых или похожих жестов (например, таких, как жесты ДОМ в русском и американском жестовом языке глухих и в системе жестового общения индейцев). Руки при исполнении каждого из них располагаются в пространстве таким образом, что как бы моделируют крышу дома, которая чаще всего устроена примерно одинаково.

Именно поэтому-то одинаковые жесты встречаются в национальных жестовых языках глухих. В грамматике национальных жестовых языков также выявлены некоторые общие закономерности (универсалии). Но не надо думать, что жестовая речь глухих вообще универсальная система. Лингвистические исследования, широко развернувшиеся в наши дни во многих научных центрах Европы и Америки, показали, что жестовые языки глухих разных стран отличаются своеобразием лексики и грамматического строя.

Помимо национальных жестовых систем существует международный язык жестов, называемый ж е с т у н о. Это своего рода жестовый эсперанто (правда, в отличие от эсперанто для жестуно не создана собственная грамматика). Перед создателями жестуно стояла задача облегчить общение между глухими при проведении мероприятий, организуемых Всемирной федерацией глухих (съездов, симпозиумов, состязаний неслышащих спортсменов и др.). Иначе на подобных встречах необходим многоступенчатый перевод. Предположим, представитель Великобритании делает доклад на национальном жестовом языке. Его речь переводится на соответствующий словесный язык — английский. Для того чтобы содержание выступления было понятно членам других делегаций, скажем, делегатам Всероссийского общества глухих, должен быть обеспечен перевод с английского языка на русский, а затем с русского — на жестовый язык, принятый среди глухих Российской Федерации. Такая сложная процедура серьезно затрудняет и замедляет общение. В связи с этим международным комитетом, состоящим из представителей нескольких стран, был отобран и опубликован словник, включающий около 1500 жестов, сгруппированных по темам: люди, межличностные отношения, юстиция, природа и т. д. Жесты, вошедшие в международный лексический фонд, в основном отобраны из национальных жестов, частично — вновь сконструированы членами комиссии. Однако существенным недостатком жестуно является отсутствие грамматики. Глухие выстраивают жесты или по законам национального языка, или следуя грамматике английского языка. И в том и в другом случае коммуникация между глухими из разных стран затруднена.

В настоящее время на международных форумах глухих используется система общения, получившая название международный жестовый язык. На международном жестовом языке выступают глухие докладчики, на нем осуществляется перевод всех устных выступлений. На этом языке делегаты ведут и неофициальные беседы. Недоразумений, как правило, не возникает. Международный жестовый язык работает! Каким образом? Выяснилось, что собеседники частично заимствуют жесты из жестуно, частично используют изобразительные движения, естественные жесты, пантомиму. А вот грамматика основана на морфологических и синтаксических универсалиях, общих для многих национальных жестовых языков. Но пока международный жестовый язык — загадка для науки.

Закончим наше краткое введение некоторыми замечаниями по поводу терминов, встречающихся в книге.

Вполне понятно, что автор стремился не загружать книгу специальной терминологией, однако хотел бы честно предупредить тебя, дорогой читатель: те термины, которые в пособии есть, включены в книгу намеренно. Многие из них, конечно, можно было бы и не использовать. Однако автор полагает, что его читателю, получающему высшее гуманитарное образование, полезно знать термины, общеупотребительные в современной лингвистической и психолингвистической литературе. Эти термины вводятся по мере необходимости и разъясняются в соответствующих разделах пособия. Однако по поводу термина жестовая речь следует сказать несколько слов предварительно. Дело в том, что в специальной литературе кроме терминов «жестовая речь», «жестовый язык» встречается множество других обозначений: «мимико-жестовая речь», «мимика» и др. Такая терминологическая неразбериха является крайне нежелательной: это затрудняет взаимопонимание между специалистами, осложняет учебно-педагогический процесс при подготовке сурдопедагогов и т. п.

Современная наука стремится к ликвидации терминов-синонимов, к установлению обоснованных обозначений, отражающих существенные признаки понятий. Как мы уже выяснили, существенным признаком, основным элементом жестового общения глухих является жест. Почему же обозначения типа «мимика», «мимическая речь» и т. п. встречаются достаточно часто? Оказывается, дело в том, что в русском языке первой половины XIX в., когда появились первые в России книги о глухих, слово «мимика» имело другое значение. Это слово понималось как обозначение способа выражения мыслей и чувств не только при помощи движений мышц лица (как это мы понимаем сегодня), но и при помощи телодвижений, включая движения руками. Поэтому для сурдопедагогов того времени термин «мимическая речь» обозначал общение при помощи движений рук и мышц лица. Однако постепенно за русским словом «мимика» закрепилось новое значение — движение мышц лица, а для обозначения движений рук выделилось слово «жест». В настоящее время термины «мимическая речь», «мимико-жестовая речь» оказались устаревшими и используются просто по традиции.

Дактилология

Термин «дактилология» (от греч. dactilos — палец, logos — слово) используется в двух основных значениях. Во-первых, так называют алфавит, воспроизведенный пальцами руки (рук). В этом значении слово употребляется в высказываниях: «русская дактилология — одноручная», «английская дактилология — двуручная» и т. п.

В русской дактильной азбуке (как, впрочем, и во многих других дактильных алфавитах) дактилемы воспроизводят буквы. Поэтому, естественно, общаясь при помощи дактильной речи, разговаривающие следуют правилам письменной формы речи, иначе говоря, нормам орфографии русского языка. В то же время дактилирование обязательно сопровождается устной речью. Произношение дактилируемых слов и словосочетаний должно соответствовать орфоэпическим нормам.

На первых порах расхождение орфографических и орфоэпических норм, свойственное русскому языку, затрудняет общение при помощи дактильной речи. Ведь, к примеру, дактилируя слово п-о-д-о-ш-ё-л, говорящий одновременно произносит [пъдашол]. Специальные тренировочные упражнения позволяют преодолеть возникающие трудности.

Дактильная речь обращена, как правило, к глухому собеседнику, который воспринимает зрительно дактилирование и зрительно же (или слухо-зрительно) устную речь говорящего. Это необходимо учитывать. Дактилирующая рука должна быть расположена таким образом, чтобы глухому было хорошо видно лицо партнера, его губы. Обычно дактилируют правой рукой, кисть которой находится на уровне плеча говорящего.

Существуют различные мнения по поводу того, должна ли рука при дактилировании оставаться неподвижной или смещаться влево — чтобы собеседник «читал» дактилемы справа налево.

Как глухому легче воспринимать сообщение? К сожалению, научных данных, позволяющих однозначно ответить на этот вопрос, пока нет. Но если ты, дорогой читатель, внимательно понаблюдаешь, каково положение руки глухих, использующих дактильную речь в разговоре со своими неслышащими собеседниками, то увидишь, что они обычно дактилируют неподвижной в локтевом суставе рукой. Видимо, так им удобнее. Поэтому общение при помощи дактильной речи осуществляется неподвижной (в локтевом суставе) рукой.

Пальцы, кисть руки находятся в постоянном движении. Как производится движение? Четко дактилируя каждую дактилему (чтобы не смешивались при восприятии сходные дактильные буквы), говорящий в то же время дактилирует слово как целостную речевую единицу, плавно переходя от предыдущей дактильной буквы к последующей. Слитность дактилирования обеспечивается тем, что опускаются лишние движения. Скажем, требуется продактилировать слово «корова». Продактилировав К, говорящий не расслабляет все пальцы, не возвращает кисть в исходное положение, а соединяет указательный палец, участвующий в дактильной букве К, с большим пальцем, распрямляя его, одновременно поднимая три остальных пальца, и таким образом воспроизводит дактилему О. Затем, дактилируяР, поднимает указательный палец, а средний смыкает с большим, потом опускает и смыкает с большим указательный палец, а средний поднимает (для второй дактилемы О) и т. д.

Проверь, дорогой читатель, так ли ты дактилируешь? Ведь если ты каждую дактилему начинаешь с исходной позиции, это замедляет темп дактилирования, нарушает слитность, затрудняет восприятие слова (представь себе, что мы произносим слово пофонемно!). Если ты еще делаешь лишние движения — потренируйся и тогда добьешься четкого и плавного дактилирования.

Теперь ты знаешь, как разговаривают при помощи дактильной речи. А каковы же ее функции в коммуникативной деятельности? Дактильной речью пользуются глухие в межличностной коммуникации, а также слышащие — в общении с глухими; реже — глухие, разговаривая со слышащими.

Как часто прибегают к дактилологии глухие, беседуя друг с другом, зависит от разных обстоятельств: от коммуникативной ситуации, возраста, уровня развития жестовой и словесной речи, в том числе от состояния навыков произношения и восприятия устной речи.

В современной отечественной системе обучения и воспитания детей с недостатками слуха дактильная речь используется начиная с дошкольного возраста, наряду с устной и письменной речью — основными средствами сурдопедагогического процесса. Мы подробно рассмотрим этот вопрос в 4 главе. Сейчас же, говоря о функциях дактильной речи, отметим, что глухие школьники, дети младшего возраста, овладевая дактильной речью, широко используют ее, общаясь друг с другом. Сопровождая дактилированием устную речь, дети прочнее запоминают звуко-буквенный состав слова и облегчают одноклассникам слухо-зрительное восприятие их речи. В условиях непринужденного неофициального общения со сверстниками и взрослыми неслышащими глухие, как правило, пользуются жестовой речью. Однако, используя жестовую речь, они включают в свои жестовые высказывания дактилируемые слова и словосочетания, например некоторые имена собственные, научные термины и т. д. Об этом речь пойдет в следующей главе.

Слышащие люди (многие родители и родственники глухих, их друзья, учителя и переводчики) в общении с глухими достаточно часто пользуются дактильной речью.

А зачем используют дактильную речь глухие в разговорах со слышащими? Действительно, ведь слышащие — слышат, и глухие обычно обращаются к ним посредством устной речи. Но вот если собеседник не разобрал произнесенного слова, глухой, повторяя сказанное и стремясь помочь учителю или родителям понять сообщение; нередко дактилирует это слово. Таким образом, дактильная речь оказывается включенной в коммуникативную деятельность глухих, в общение глухих и слышащих.

Выводы:

1. Дактилологию начали использовать в общении с глухими в XVI — XVII вв. Позже были созданы и дактильные азбуки, которые широко применяются во многих странах мира. Первый русский дактильный алфавит был опубликован в1835 г.

2.Дактилемы чаще всего воспроизводят буквы национальных письменностей. Способы исполнения дактилем являются главным критерием, на основании которого производятся описание и классификация дактильных букв — в целях построения новых дактильных алфавитов и разработки методов обучения дактилированию.

3.Дактильная речь функционирует как один из компонентов межличностной коммуникативной деятельности глухих, а также в общении глухих и слышащих. Дактильная речь строится по правилам орфографии русского языка и сопровождается устной речью, которая соответствует орфоэпическим нормам.

4. Согласно концепции современной отечественной сурдопедагогики дактилология как форма вербального общения является вспомогательным речевым средством учебно-воспитательного процесса.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем использование жестов отличается от жестовой системы общения?

2. Какой формой речи пользовались в монашеских орденах, выпрлняя обед молчания

3.Что такое дактильная речь?

4 Поясните, что значит РЖЯ и КЖР?

Литература

1. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 192 с.https://booksee.org/book/768817

2. Абелева И.Ю. Механизмы коммуникативной речи [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Ю. Абелева. — Электрон.текстовые данные. — М.: ПАРАДИГМА, 2012. — 288 c. — 978-5-4214-0012-7. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/13018.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: