Оценка сочинения по критериям олимпиады (баллы года)




Н. А. Заболоцкий. «Гроза»

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Всё труднее дышать, в небе облачный вал шевелится,
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы, вещий холод на тёмной руке,
Эту молнию мысли и медлительное появленье
Первых дальних громов – первых слов на родном языке.

Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева,
И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут и налево
Увидавшие небо стада.

А она над водой, над просторами круга земного,
Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы.
И, играя громами, в белом облаке катится слово,
И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

Работа учащегося (КАТ)

Почему "в белом облаке катится"... слово? Эта строка стихотворения Заболоцкого наводит на размышления, что в названии стихотворения – не только обозначение определенного явления природы.

Гроза как явление природы созвучна творческому процессу. В природе гроза не возникает внезапно. Есть как бы период "предгрозья", тревожного ожидания, когда темнеет небо и поднимается ветер. Громы и молнии – это уже результат взаимодействия природных сил, следствием которого становится обновленная, как бы заново рожденная земля. В процессе творчества слова тоже не рождаются внезапно. Вначале – муки, темнота, а затем в "сумраке восторга" вспыхивает "молния мысли", и появляются первые грома – первые слова "на родном языке". Поэтому в контексте стихотворения слово "гроза" – не только обозначение природного явления, но и метафора процесса творчества. Процесс рождения грозы аналогичен процессу творчества. И в природе, и в душе творца все развивается и изменяется. Поэтому не остается неизменным и настроение лирического героя. Вначале – тревога, напряжение, даже страх – что же будет? А затем – взрыв восторга, радости, счастья, сияния. Ведь родилось не просто слово – родилась красота!

Лирический герой Заболоцкого ощущал себя частичкой Великой Природы, верил, что человек не умирает, а после смерти только переходит в другие материальные формы (таковы стихотворения "Метаморфозы", "Завещание", "Прощание с друзьями" и другие). С этим связано происхождение образных метафор, интегрирующих человека и природу: зарница, содрогающаяся от мук, сумрак восторга, ночь вдохновенья, молния мысли. Природа, по Заболоцкому, не противопоставлена человеку. Он как бы растворен в ней. В лирике Заболоцкого человек наделен высшим даром природы – словом. Оно, как и человек, становится частью природы. Поэтому сложное метафорическое сравнение "первых дальних громов – первых слов на родном языке" соединяет в себе и мир природы, говорящий на языке громов, и мир творчества, который, подобно грозе, рождает слова. Ведь родной язык для любого живого существа, в том числе и для человека – это язык природы.

Стихотворение "Гроза" условно можно разделить на две части: Первая–вторая строфы и третья–четвертая строфы. В первой части создается образ чувства человека, охваченного муками творчества. Подобно грозе, творческий процесс завершается рождением слова.

Вторая часть стихотворения – это развернутое сравнение к первой. Поэтому наличие местоимения "так" здесь не случайно. Художественное пространство текста поднимается на новый уровень: в процессе творчества не просто возникает слово, а рождается красота, подобная Афродите, появившейся на свет из морской пены.

Самая динамичная строфа – первая. В ней много глагольной лексики, что подчеркивает смятение души человека, томящегося муками творчества. Сам же процесс рождения слова – это мгновение. Все замерло и готово увидеть чудо, красоту, гармонию. Вспыхнула молния мысли – и слово появилось на свет. Поэтому во второй строфе только один глагол – но какой! – "люблю".

Процесс ожидания красоты темен, неясен, результат его непредсказуем. Поэтому первая–вторая строфы "окрашены" в темные тона. Они "первичны", "первородны", ведь вначале была тьма. В них тень от тучи, облачный вал, сумрак, ночь, холод на темной руке. А во второй части текста как бы вспыхивает свет: появляется светлоокая дева "в дивном блеске своей наготы", даже стада становятся способными видеть небо, пораженные внезапной красотой. Кульминация этого процесса в двух последних стихах.

Уже не темный вал шевелится в небе, а в белом облаке катится слово, готовое пролиться на землю сияющим дождем. Слово это рождено человеком, в душе которого прогремел грозовой раскат. Слово рождено самой природой, наделенной Высшим Разумом.

Интересны пространственные отношения в структуре текста. Действие рождается на небесах, "над миром", где пробежала зарница. Затем спускается ниже, к тучам, к облачному валу, фиксируется на уровне птицы, пролетевшей над головой. Вместе с лирическим героем мы ощущаем "вещий холод на темной руке", то есть близко, совсем рядом. Рука еще темна, ей неведом результат творчества, но холод-то вещий, он предвосхищает, предзнаменует рождение красоты.

Движение в художественном пространстве первой–второй строф идет как бы сверху вниз, остановившись на уровне "темной воды".

А в третьей–четвертой строфах движение чувства снова устремляется вверх. Светлоокая дева поднимается "над просторами круга земного", горизонт становится все шире. От внезапно возникшего света, красоты "травы падают в обморок", и даже стада становятся способны увидеть небо. И вновь мгновенье остановилось. Природа замерла, пораженная красотой. Мы становимся свидетелями своеобразной "немой сцены". Не оттого ли двенадцатый стих текста короче всех остальных, а пробел в полстроки только подтверждает, что все замерло в восхищении!

А движение в пространстве стремится еще выше. В верхнюю точку, где в белом облаке катится рожденное слово. Чувство, возникнув над миром, прошло через душу человека, опустилось на землю, к темной воде, вспыхнуло молнией мысли и опять унеслось ввысь, чтобы, обернувшись словом, вернуться на землю сияющим дождем, льющимся на счастливые цветы.

В стихотворении "Гроза" не случайно такой длинный стих – пяти-шестистопный анапест. Протяженность стиха делает его более весомым, тяжелым, подчеркивает торжественность, величие процесса творчества. Лирический герой стихотворения охвачен восторгом, рожденным возможностью жить и творить. Это созвучно настроениям Николая Заболоцкого, для которого в это время закончился период лагерей.

 

Оценка сочинения по критериям олимпиады (баллы года)

  1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений» (Л.Н.Толстой), через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 25 баллов. Шкала оценок: 0–8–16–25

Комментарий эксперта:

Автор работы понимает стихотворение Н. Заболоцкого как «сложно построенный смысл», т. к. находит и анализирует такие смыслообразующие элементы содержания, как идеи, эмоции и образы, пытается выявить содержательную функцию художественной формы текста, определяя роль его композиции, количественных и качественных характеристик субстантивной и глагольной лексики и изобразительно-выразительных средств языка (метафор и развернутых сравнений), символики цвета, метрики (длины стиха).

Характеризуя художественный мир стихотворения, школьник удачно интерпретирует смысловую роль художественного пространства текста, указывает на мифологический подтекст стихотворения, на особенности авторской концепции природы в лирике поэта.

Вместе с тем, автору сочинения не удалось в полной мере выявить:

• на стилистическом уровне - смысловую роль поэтического синтаксиса (повторов, инверсий, антитез, анафор и т. п.);

• на фоническом уровне – смыслообразующие функции ритмики, рифм, звукописи;

• на уровне общих характеристик художественного мира стихотворения – роль художественного времени и авторской позиции.

Оценка 16 баллов

  1. Композиционная стройность работы, логичность и связность, оправданность общей структуры текста, выбранной пишущим. Соответствие замысла и воплощения, жанра и стиля. Уместность цитат и отсылок к тексту.

Максимально 20 баллов. Шкала оценок: 0–7–14–20

Комментарий эксперта:

· Автор работы связно описывает свои наблюдения над текстом стихотворения, умело используя точную и разнообразную лексику и развернутые синтаксические конструкции, логично аргументирует свои мысли, приводя необходимые примеры и уместные цитаты.

· Вместе с тем, школьнику не удалось:

  • обозначить во вступлении к работе основной круг исследуемых явлений;
  • сделать выводы и обобщения в заключительной части работы (в работе фактически нет заключения);
  • построить свою работу систематически, описывая наблюдения над текстом по уровням;
  • сделать логические переходы от одной части сочинения к другой;
  • соблюсти единую жанровую форму текста (в работе сочетаются элементы научного и публицистического стиля).

Оценка 15 баллов

  1. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0–4–7–10

 

Комментарий эксперта:

Автор работы владеет теоретико-литературным понятийным аппаратом, умеет использовать литературоведческие термины корректно, без усложнения работы научной терминологией. В работе адекватно использованы такие теоретико-литературные понятия, как метафора, сравнение, художественное пространство, стих, анапест и др.

Вместе с тем, автор работы:

• не обращает внимание на присутствие в тексте таких важных для понимания стихотворения изобразительно-выразительных средств языка, как эпитет, повтор, инверсия, антитеза, анафора, и не употребляет этих терминов;

• не характеризует смысловой роли ритма, рифм, аллитераций и ассонансов и не использует этой терминологии;

• неточно употребляет понятие «лирический герой», так как при анализе одного стихотворения было бы уместнее использование термина «лирический субъект» или «лирическое Я».

Оценка 7 баллов

  1. Точность выбора языковых средств для выражения мысли. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок).


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: