Манипуляции с материалами для рисования




Рисуем пером и тушью (Часть 1)

 

Почему бы не попробовать себя в новой технике, и не взяться за рисование пером и тушью?

Как варьировать тон в рисунках тушью

Техники рисования пером существенно отличаются от техник, используемых при рисовании любым из других инструментов художника, соответственно, работы сделанные паром — уникальны. По своей природе перо — более резкий и менее гибкий инструмент по сравнению, как с карандашом, так и с кистью, хотя перья и прошли длинный путь эволюции. Рисунок пером имеет выраженную индивидуальность, вне зависимости от того, какие именно техники использованы. Прежде всего, причиной тому является способ получения различных тонов и теней, отличный от подходов, используемых при рисовании остальными материалами.

При рисовании пером, в отличие от других материалов, тушь попадает на бумагу, сохраняя всю свою силу. В остальных случаях художник для того, чтобы получить более светлые тона добавляет воду или белила. Для получения полутонов или четверть-тонов, или любых других необходимых тона, следует снизить интенсивность цвета, но она достигается использованием белой бумаги, как разбавляющей среды. Вместо того, чтобы смешать черную тушь с водой или белилами перед тем как нанести ее на бумагу, на бумагу накладывается не разбавленный черный накладывается на бумагу, которая сама и играет роль белого разбавителя и смешивается с черным, по мере его наложения.

Это достигается при помощи линий, полосок и тому подобного (подробно они будут описаны чуть позже). Все эти элементы так или иначе дают возможность белой бумаге проглядывать и, смешиваясь с цветом туши, разбавлять тон черного. Для более темного тона используется большее количество линий тушью, для более светлого — больше проглядывающих участков белой бумаги, то есть линии в этом случае делаются тоньше или отстоят друг от друга на большие промежутки. Если мы возьмем квадрат, например, со стороной в дюйм, и закрасим его полностью черным, то это будет черное пятно длиной один дюйм во всех направлениях. Если мы оставим пространство нетронутым, то получим такое же белое пятно. Если покроем квадрат черными линиями толщиной равными белым линиям-промежуткам, получим полутон. Если черные линии будут втрое толще белых — тон интенсивностью ¾. Если белые промежутки будут втрое толще черных линий — ¼ тона. Соотношение черных линий и белых промежутков бумаги между ними — это фактор, управляющий тоном и, поскольку тона в рисунке обычно сильно различаются, интенсивность этих линий и пропорция видимой бумаги тоже должна соответственно варьироваться.

Светлый тон

Темный тон

 

Рис. А, например, показывает светлый тон, а В — темный. Они оба являются фоном, состоящим из однонаправленных линий одинакового характера. Разница в тоне достигается различием в их ширине и размером проглядывающих белых промежутков. На рис. А черные линии — тонкие, а белые промежутки — толстые. На рис. В, черные линии гораздо толще, а белые — тоньше. Другими словами, если количество черного в квадрате такого же размера на рис. В больше, чем на рис. А, то В будет более темным тоном. Больше туши — темнее тон. Меньше туши — светлее тон.

Работа с линиями

Поскольку именно они делают этот стиль таким популярным, прежде всего, стоит поговорить о линиях. Они обычно делятся на два типа: свободная штриховка и регулярная штриховка.

Свободная штриховка

Свободная штриховка — это такой стиль нанесения линий, в котором движение руки и пальцев происходит по большому счету на автомате. Рисуйте быстро и не прикладывайте особых усилий для того, чтобы делать линии равноудаленными. Однако опытный художник инстинктивно будет рисовать их довольно прямыми. Свободная штриховка может быть достигнута одними только движениями пальцев и руки вперед-назад над бумагой. Большее давление на перо сделает линии, конечно, более жирными, меньшее давление — более бледными. Это тот же метод, который используется и при письме: нажим разводит кончики пера и линия получается более широкой и темной.

Регулярная штриховка

Рис. D показывает квадрат, покрытый линиями регулярной штриховки, которая рисуется в совершенно иной манере, чем рис. C. За направлением каждой линии пристально следят и «вырисовывают». То есть их направление задается с точностью, также как и расстояние между ними, и интенсивность цвета. Линии должны быть механически идеально совпадать по направлению, толщине и разделению. Если требуется более темный тон, как на нижнем квадрате, сделайте линии толще. Для более светлого тона, штрихуйте тоньше и задайте большее расстояние между линиями. Можно заметить небольшую градацию тона в показанном квадрате.

Перекрестная штриховка

Рис. Е показывает квадрат, в котором одни линии пересекают другие. Этот прием называется перекрестная штриховка и иногда он используется для затемнения тона, который уже был положен раньше. Перекрестную штриховку можно увидеть довольно редко, за исключением некоторых специальных приемов или попыток придать рисунку некоторое разнообразие. Для того чтобы просто показать обычный тон ее используют предельно редко. Современная традиция рисования пером требует того, чтобы для затемнения тона использовались более жирные линии расположенные ближе друг к другу. Иногда, в тех уголках рисунка, где тон должен быть совсем темным, но еще не совсем черным, а черные линии уже были расширены насколько возможно, можно использовать перекрестную штриховку. В этом случае тонкие белые линии превратятся в маленькие белые точки, что сделает тон еще темнее.

Следует отметить тот факт, что одна линия сама по себе всегда будет черное, а вот две или больше — создадут уже серый тон. Это происходит, конечно же, от того, что между ними видна белая бумага. После начала работы с тоном, каждый раз, когда мы проводим линию, по факту мы рисуем сразу две: черную линию туши и белую линию чистой бумаги. Именно поэтому когда мы рисуем одну линию она будет черной, но две или больше — будут казаться серыми из-за белых полос между ними. А разные пропорции белого и черного как раз и дают требующийся тон. Так что за белыми линиями следует следить так же пристально, как и за черными.

Нерегулярная точечность

Теперь о штрихах и точках. Нерегулярная точечность, как показано на рис. F — это методика, при которой перо оставляет на бумаге хаотические точки в нерегулярном порядке и, как правило, еще и разного размера.

Регулярная точечность

Регулярная или математическая точечность — это серия правильных точек заданной формы, как правило, рисующаяся серией изгибов, которые перемешиваются друг с другом, как показано на рис. G. Эти точечные тоны можно сделать гораздо более темными тем же способом, что и линейные тоны: сделать точки более темными, а белые промежутки между ними уменьшить. Это показано в нижнем правом углу обоих квадратов.

Манипуляции с материалами для рисования

Угол наклона мольберта — это тот элемент рисования пером, который каждый художник должен выбрать себе по вкусу самостоятельно. Так же как и в случае рисования, карандашом, гораздо легче рассмотреть и оценить работу, если держать ее под углом, «запрокинув наверх дальнюю часть», но этот угол не должен быть слишком большим, иначе тушь перестанет стекать с пера на бумагу. Если наклон поверхности слишком большой, то перо будет расположено почти горизонтально, что не даст туши свободно стекать. Работать, таким образом, сложно и неудобно.

Держите перо так же, как и карандаш. Особенное внимание уделите тому, чтобы не сжимать его слишком сильно. Не прижимайте его слишком сильно к большому пальце и не напрягайте запястье. Эти рекомендации при рисовании тушью даже более важны, чем при рисовании карандашом, потому что здесь вам нужно делать более широкие, тонкие, различные или «опухшие» (об этом — далее) линии. Держите руку ближе к краю линии, которую собираетесь провести, не прямо по центру. Если нужна более тонкая линия, поверните перо немного боком, для жирной — держите его прямо, так как довольно сложно нажимать на кончик пера, расширяя его, если держать его боком к бумаге. Для коротких линий сместите руку к основанию держателя, туда, ближе к перу; при рисовании длинных линий держитесь за конец ручки. И не пытайтесь сделать слишком длинную линию одним движением. Максимум для человека без обширной практики — где-то 4 см.

Легче всего рисовать линии, начинающиеся в верхнем правом углу листа и идущие в нижний левый угол. Самые сложные — те, что начинаются в верхнем левом углу и кончаются в нижнем правом. Чтобы успешно нарисовать последние, вам придется перевернуть лист бумаги. Не пробуйте рисовать «назад», иначе перо будет брызгать чернилами или точки могут смазаться или перекреститься.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: