Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями




Рамки действий главным образом опираются на национальный опыт участвующих стран, а также резолюции, рекомендации и публикации системы Орга­низации Объединенных Наций и других межправительственных орга­низаций, в особенности Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. В них учтены предложения, руководящие принципы и рекомендации пяти региональных семина­ров, проведенных в ходе подготовки к Всемирной конференции.

2. Право каждого ребенка на образование провозглашено во Все­общей декларации прав человека и было вновь решительно подтвер­ждено во Всемирной декларации об образовании для всех.

Каждый человек с каким-либо умственным или физическим не­достатком имеет право выразить свои пожелания в отношении свое­го образования в той мере, в которой это может быть точно установ­лено. Родители пользуются неотъемлемым правом на то, чтобы с ними консультировались относительно форм образования, кото­рые в лучшей степени удовлетворяли бы потребностям, обстоятельствам или чаяниям их детей.

3. Руководящий принцип, на котором основываются эти Рамки, заключается в том, что школы должны принимать всех детей, не­смотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоцио­нальные, языковые или другие особенности. К ним относятся дети с умственными и физическими недостатками и одаренные дети, бес­призорные и работающие дети, дети из отдаленных районов или от­носящиеся к кочевым народностям, дети, относящиеся к языковым, этническим или культурным меньшинствам, и дети из менее благо­приятных или маргинализированных районов или групп населения. В связи с этими особенностями школьные системы сталкиваются с целым рядом различных проблем. Согласно настоящим Рамкам, тер­мин «специальные образовательные потребности» относится ко всем таким детям и молодым людям, потребности которых зависят от раз­личных видов физической или умственной недостаточности или труд­ностей, связанных с обучением. Многие дети сталкиваются с труд­ностями в обучении и, таким образом, имеют специальные образова­тельные потребности на некоторых этапах своего обучения в школе. Школам необходимо изыскивать пути успешного обучения всех детей, включая детей, у которых имеются серьезные физические или умственные отклонения или недостатки. Начинает формиро­ваться консенсус в отношении того, что детей и молодых людей с особыми образовательными потребностями следует у читывать в связи с разработкой мер в области образования, принимаемых в отноше­нии большинства детей. Именно в этой связи возникла концепция инклюзивной школы*. Проблема, с которой сталкивается инклю­зивная школа, заключается в разработке педагогических методов, ори­ентированных на потребности детей, способных обеспечить успеш­ное обучение всех детей, включая детей с серьезными умственными и физическими недостатками и отклонениями. Заслуга таких школ заключается не только в том, что они могут обеспечить образование для всех детей высокого качества; их создание является одним из решающих шагов в содействии изменению дискриминационных not (рений, в создании благоприятной атмосферы в общинах и в развитии инклюзивного общества. Необходимо изменить соци­альную перспективу. В течение слишком длительного периода вре­мени проблемы людей с умственными и физическими недостатками осложнялись ограниченными возможностями общества, которое скорее концентрировало основное внимание на недостатках, а не на по­тенциальных возможностях этой категории лиц.

4. Образование лиц с особыми потребностями включает в себя подтвердившие свою действенность принципы здоровой педагоги­ки, от применения которых выигрывают все дети. Оно предпола­гает. что различия между людьми являются нормальным явлением, что обучение следует соответствующим образом адаптировать к по­требностям детей, а не подгонять детей к заранее устоявшимся предпроцесса. Педагогика, нацеленная на удовлетворение потребностей де­тей, выгодна для всех учащихся и, следовательно, для всего обще­ства в целом. Опыт показывает, что она в значительной степени мо­жет сократить отсев и второгодничество, которые характерны для многих систем образования, обеспечивая при этом более высокий средний уровень учебной успеваемости.

8. В рамках инклюзивных школ дети с особыми образователь­ными потребностями должны получать любую дополнительную помощь, которая может им потребоваться для обеспечения их эффективного образования. Инклюзивные школы являются самым эффективным средством, гарантирующим солидарность между детьми с особыми потребностями и их сверстниками. Зачисление де­тей в специальные школы или в специальные классы, или секции в рамках какой-либо школы на постоянной основе должно быть исключением, рекомендованным только в тех редких случаях, когда совершенно очевидным является то, что обучение в обычных классах не способно удовлетворить образовательные или социальные потребности какого-либо ребенка или если это необходимо для благополучия данного ребенка или других детей.

 

Приложение 3

Инструктивное письмо министерства общего и профессионального образования Российской Федераци от 04. 09. 1997.ода № 48 “О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов”

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида

1. Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей c умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в ихразвитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической
реабилитации для последующей интеграции в общество.

2. Сроки обучения в коррекционном учреждении VIII вида могут быть девять - одиннадцать лет (с выдачей обучающимся свидетельств установленного образца). В коррекционном учреждении VIII вида с 10-11-летним образованием трудовое обучение в 10-11 классах, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся.

3. Классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой создаются в коррекционном учреждении VIII вида, имеющем необходимую материальную базу для углублённой трудовой подготовки, проведения производственной практики. Продолжительность рабочего дня во время производственной практики определяется законодательством Российской Федерации о труде. Руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения.

4. В классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой принимаются воспитанники, окончившие 9 (10) класс. Квалификационные разряды отдельным, хорошо усвоившим профессию, выпускникам присваиваются только администрацией заинтересованного предприятия или учреждения начального профессионального образования. Обучающимся, не получившим квалификационного разряда, выдается документ об окончании и характеристика с перечнем работ, которые выпускники способны выполнять самостоятельно.

5. В коррекционном учреждении VIII вида организуется обучение разным по уровню сложности видам труда с учетом интересов воспитанников и в соответствии с их психофизическими возможностями, с учетом местных условий, потребности в
рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений начального профессионального образования.

6. Обучение в коррекционном учреждении VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов – практической работы и собеседования по вопросам материаловедении и технологии изготовления изделия. Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Указанные сроки обучения могут быть увеличены на один год за счёт открытия подготовительного класса.

7. В подготовительный класс, 1 класс (группу) принимаются дети, как правило, в возрасте 7-8 лет.

8. В подготовительный класс принимаются дети с недостаточным уровнем подготовленности к обучению. Целью подготовительного класса является также уточнение диагноза ребенка в процессе образовательной и лечебной работы, определение адекватности форм организации его обучения и воспитания.

Наполняемость подготовительного класса не должна превышать 6-8 человек.

9. В первые четыре года осуществляется всестороннее
психолого-медико-педагогическое изучение личности умственно отсталого воспитанника, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Воспитанникам прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию воспитанников, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально - волевой сферах, поведении.

10. В старших классах (группах) воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда.

Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

11. Количество воспитанников в 1-9,10 классах (группах), группах продленного дня - до 12 человек.

12. В коррекционном учреждении VIII вида организуется обучение разным по уровню сложности видам труда с учетом интересов воспитанников и в соответствии с их психофизическими возможностями, с учетом местных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений начального профессионального образования.

13. Для воспитанников, имеющих специфические речевые нарушения, организуются групповые (2-4 человека) и индивидуальные логопедические занятия.

В штаты коррекционного учреждения вводится должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 15-20 воспитанников.

14. В коррекционном образовательном учреждении VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью, наполняемость которых не должна превышать 8 человек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: