Обоснование социальной значимости проекта




Полное описание проекта

«Соотечественник» – Помощь в социальной адаптации русскоязычных переселенцев из Украины, ДНР и ЛНР»

На соискание Президентского гранта

(1 ноября 2018 – 30 ноября 2019 гг.)

 

I. Вводная часть

Целевая группа:

Беженцы, мигранты и люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, из Украины, ДНР и ЛНР

 

География проекта

Новосибирск, Новосибирская область и регионы России, где проживают русскоязычные переселенцы из Украины, Донецкой и Луганской народных республик

 

Обоснование социальной значимости проекта

Актуальность данного проекта основана на положенияхКонцепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом РФ 13 июня 2012 г.,и Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Программа по переселению соотечественников). Они позволяют сделать вывод о том, что решение проблем социальной адаптации и интеграции в российское общество русскоязычных переселенцев отвечает интересам России и способствует достижению целей отечественной миграционной политики.

В то же время, в России, практически, нет центров социальной адаптации именно русскоязычных мигрантов, кроме центров по оказанию поддержки участникамПрограммы по переселению соотечественников в регионах ее реализации. Хотя согласно статистическим данным Российской Федеральной миграционной службы в настоящее время в России только украинских мигрантов находится около 3 млн (по данным американского Центра глобальных исследований PewGlobal, 3, 27 млн человек, по данным ExpatInsider – 4,4 млн украинцев), в т.ч. 1 млн – из Донбасса.

По официальной статистике УВМ ГУ МВД России по Новосибирской области, граждане Украины занимают третье место по числу приезжающих в Новосибирск. Только по временному убежищу их проживает 3 000 человек, среди участников Государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 гг.», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области 6 августа 2013 г. № 347, второе место также занимают украинцы.

В настоящее время миграция из Украины имеет свои особенности, связанные с агрессивной русофобской политикой украинских властей как по отношению к жителям Донбасса, так и к не согласным с ней гражданам остальной части Украины. Это вынуждает людей приезжать в Россию не только в поисках работы, но и в поисках убежища от преследования. (Подробно этот вопрос был рассмотрен в докладе директора АНО «Межрегиональный правозащитный центр «Соотечественник» Галины Пырх «Отличительные черты украинских мигрантов 2014—2018 гг.», опубликованном в 1 части сборника материалов научно-практической конференции «Государство, Общество и Церковь: миграция и межкультурное многообразие» (29–30 мая 2018 г.), стр. 160 – Приложение 1.)

По статистике МВД России, в 2017 году гражданство РФ получили 85 201 украинец, вид на жительство (ВНЖ) – 144 530, разрешение на временное проживание (РВП) – 96 612 человек. https://internationalinvestment.biz/business/331-emigraciya-ukraincev-skolko-grazhdan-ukrainy-uehalo-za-rubezh-i-v-kakie-strany.html

В первом полугодии 2018 г. российское гражданство получили 39 582 человек, ВНЖ – 30 462 граждан Украины, РВП – 38 709.https://zatulin.ru/za-polgoda-395-tys-zhitelej-ukrainy-poluchili-rossijskoe-grazhdanstvo/

То есть можно заметить, что количество получивших правовой статус, позволяющий успешно интегрироваться в российское общество, в разы меньше числа легально находящихся в стране граждан Украины. В Новосибирской области ситуация с получением статуса, как и в целом по стране, также оставляет желать лучшего.

(Проблемы, не позволяющие русскоязычным переселенцам из Украины, ДНР и ЛНР успешно адаптироваться в российское общество, были подробно рассмотрены во втором докладе «Украинские беженцы в России четыре года спустя: что мешает их социальной адаптации?», опубликованном во второй части того же сборника, стр. 133 (Приложение 2),а также в статье «А почему мы должны им помогать?», опубликованной 14 февраля 2018 г. на сайте Русская народная линия: https://ruskline.ru/news_rl/2018/02/14/a_pochemu_my_dolzhny_im_pomogat/).

В связи со всем вышеизложенным следует признать, что проект по оказанию помощи в социальной адаптации русскоязычных переселенцев из Украины, ДНР и ЛНР, который предполагается реализовывать на базе АНО «Межрегиональный правозащитный центр «Соотечественник», вызван насущной потребностью.Уникальность данного проекта заключается в том, что

1) на сегодняшний день в России, практически, нет центров по социальной адаптации мигрантов, прибывших именно из Украины и Донбасса, о чем свидетельствуют обращения в адрес директора АНО «Межрегиональный правозащитный центр «Соотечественник» из Тульской, Тверской, Липецкой, Кемеровской, Ростовской, Брянской областей, Алтайского, Ставропольского и Краснодарского краев, Республики Крым, а также из Москвы и Подмосковья. В период активных боевых действий на Донбассе в 2014-2015 гг. во многих регионах страны в пунктах временного размещения (ПВР) решались вопросы социализации беженцев. В частности, в Новосибирске и Новосибирской области работали программы помощи в трудоустройстве, психологической поддержки, проводились лекции по основам российского миграционного законодательства. Но после закрытия ПВР эти программы были свернуты. Цель проекта – создать центр по социальной адаптации русскоязычных переселенцев из Украины, ДНР и ЛНР, исходя из особенностей причин, вынудивших их выехать в Россию на постоянное жительство.

2) сам проект задуман как система мер, направленных на помощь в социальной адаптации украинских мигрантов и бывших жителей ДНР и ЛНР, в соответствии с их собственными пожеланиями. Она состоит из трех частей:

ü правовой – включающей в себя мероприятия по просвещению в вопросах российского законодательства, а также издание информационных буклетов по отдельным его направлениям);

ü информационно-консультационной – включающей в себя создание информационно-консультационного центра (ИКЦ) для проведения личных онлайн и офлайн консультаций с целью оказания помощи в решении конкретных проблем защиты гражданских, социальных прав и законных интересов русскоязычных переселенцев, а также предоставления безвозмездныхуслуг перевода и копирования необходимых документов людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (пенсионерам, матерям-одиночкам, многодетным, бывшим ополченцам);

ü содействующей трудовой занятости – помощи в психологической поддержке безработных или работающих неофициально украинских мигрантов, их профориентации, обучении, переобучении, переквалификации, что будет способствовать их официальному трудоустройству.

3) создание онлайн-версии ИКЦ (сайта и сообществ в социальных сетях), ориентированной непосредственно на русскоязычных переселенцев из Украины, ДНР и ЛНР, поможет повысить правовую грамотность данной категории иностранных граждан, находящихся в других регионах России. Кроме того, это позволит оказывать им консультативную помощь, исходя из специфики их статуса (имеющие временное убежище,разрешение на временное проживание бывшие ополченцы, политэмигранты и т.д.). Существующие в социальных сетях группы по просвещению в сфере миграционного законодательства, как правило, эти особенности не учитывают.

Данный проект, по известным причинам, планируется осуществлять без опоры на украинские национальные общины, национальные культурные центры и Генеральное консульство Украины в Новосибирске. В силу того что определенная часть украинских мигрантов (бывшие ополченцы, политические эмигранты, жители территорий Донбасса, подконтрольных Вооруженным силам Украины) весьма обоснованно опасается за свою жизнь и за жизнь своих близких, оставшихся на территории Украины, проект не предполагает публичности в отношении благополучателей. Их личные данные и изображения лиц будут опубликованы или представлены на видеозаписях только сих разрешения.

 

Соответствие опыта и компетенций команды проекта планируемой деятельности

Созданию проекта по социальной адаптации русскоязычных переселенцев из Украины, ДНР и ЛНР предшествовала длительная подготовительная работа. В течение четырехлет, начиная с июня 2014-го, отрабатывались способы эффективной деятельности, отлаживались связи с ведомствами, осуществляющими работу с иностранными гражданами на территории Новосибирска и Новосибирской области: Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Новосибирской области, областными Министерством социального развития и Министерством труда (в настоящее время эти два министерства реформированы в Министерство труда и социального развития НСО), Министерством образования и Министерством здравоохранения НСО, департаментами мэрии Новосибирска, а также с аппаратом Полномочного представителя Президента РФ в СФО, с Уполномоченным по правам человека и Уполномоченным по правам ребенкав Новосибирской области, Главным федеральным инспектором в Новосибирской области, отдельными депутатами и представителями профильных комитетов Законодательного собрания НСО, депутатами Государственной думы (А.А. Карелиным, К.Ф. Затулиным), Региональной общественной организацией «Молодежный союз юристов Новосибирской области» (РОО «МСЮ НСО»), Новосибирским отделением Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Новосибирским отдельским казачьим обществом сибирского войскового казачьего общества (госреестр).

Руководитель проекта, будучи публицистом, неоднократно, начиная с 2014 года, освещала проблемы украинских беженцев на сайте ИА «Русская народная линия». Кроме того, с февраля 2015 года по октябрь 2016 года являлась помощником депутата Законодательного собрания НСО Умербаева И.Р. и в этом качестве активно занималасьоказанием практической помощи в решении различных проблем украинских мигрантов.

В результате накопленного опыта 24августа 2017 года была зарегистрирована Автономная некоммерческая организация «Межрегиональный центр по оказанию помощи в защите прав и законных интересов русскоязычных переселенцев «Соотечественник».

В команде проекта задействованы как граждане России, так и представители целевой группы, для которых работа в проекте явится личным опытом социальной адаптации в российское общество.

Цель и задачи, положенные в основу проекта «Соотечественник» – Помощь в социальной адаптации русскоязычных переселенцев из Украины, ДНР и ЛНР» являются уставными целями и задачами АНО. Они отражают наиболее острые проблемы и насущные потребности указанной категории иностранных граждан. Темы планируемых семинаров были предложены бывшими гражданами Украины, получившими российское гражданство.

II. Описание проекта

Проект направлен на оказание помощи в социальной адаптации лицам, переселившимся в Россию, в том числе в рамках существующих государственных и региональных программ (далее – русскоязычным переселенцам), имеющим или имевшим гражданство Украины, Донецкой и Луганской народных республик, а также уже получившим гражданство Российской Федерации, проживающим, главным образом, на территории Новосибирска и Новосибирской области (далее – НСО), а также в других регионах России.

Задачами проекта являются:

1) Правовое просвещение русскоязычных переселенцев из Украины, ДНР и ЛНР, проживающих в Новосибирске и в других регионах России;

2) Предоставление информационно-консультационных услуг офлайн и онлайн;

3) Содействие трудовой занятости украинских мигрантов, проживающих в Новосибирске;

4) Информационная поддержка деятельности по социальной адаптации русскоязычных переселенцев из Украины, ДНР и ЛНР, проживающих в Новосибирске и в других регионах России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: