Самосознание личности и ее жизненный путь




Понятие самосознания. Компоненты самосознания. Я - концепция личности.

Люди отличаются от всего остального, что создано на планете Земля, важнейшим свойством - самосознанием. Наличие самосознания является обязательным условием сформированной личности. Животное не отличает себя от своей жизнедеятельности, составляет с ней одно неразделимое целое. Животное как бы живет "вместе с жизнью", не замечая ее: спит, ест, убегает от опасности. Всем движет инстинкт выживания в среде. Человек же подчиняет свою жизнедеятельность собственной воле и сознанию. Он сам выделяет себя из окружающей среды, субъективно переживает фактор времени, свое прошлое и настоящее, может представить свое будущее.

Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и определять свое место в нем, трансформировать внешний мир в свой собственный микромир. Самосознание позволяет человеку относится к самому себе так или иначе, оценивать свои поступки, понимать мотивы и результаты своих действий.

Самосознание - это система представлений человека о себе самом, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к себе.

Другими словами, самосознание - это образ себя и отношение к себе. Оно - не врожденная данность, а продукт развития человека.

Главным источником формирования самосознания является обобщение знаний человека о других людях, сравнение их жизненного опыта со своим положением в общественной, трудовой и личной жизни.

Обретая в процессе развития способность погружаться в себя, в свои переживания, человек открывает свой внутренний мир, свое собственное "Я".

"Я" - это и есть результат самосознания или выделения человеком самого себя из окружающей среды.

Образ собственного Я включает три основных компонента:

познавательный - самосознание себя;

эмоциональный - самооценка себя;

поведенческий - саморегуляция своего поведения.

Все три компонента действуют одновременно и взаимосвязано, обусловливая целостное представление о себе, о Я-образе.

В качестве составляющих Я-образа выступают:

- реальное Я - представление индивида о себе в настоящее время;

- идеальное Я - то, каким индивид, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы.

Расхождение между Я-реальным и Я-идеальным может приводить как к позитивным последствиям, так и негативным, может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов и, наоборот, источником самосовершенствования личности. Неблагоприятная "Я-концепция" (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка) приводит к следующим нарушениям поведения:

- снижению самоуважения и, как следствие, социальной деградации, агрессивности и преступности;

- появлению конформистских (приспособленческих) реакций в трудных ситуациях - люди легко поддаются влиянию других, втягиваются в преступные действия;

- глубоким изменениям восприятия - люди с негативной самооценкой слабо осознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя неспособными к ним.

Самосознание в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может проявляться в виде самопознания, самооценки, самоконтроля и самопринятия.

Самопознание - сложный процесс изучения индивидом самого себя, своих возможностей. Познать себя ничего не делая и ни с кем не общаясь - невозможно. К механизмом самопознания относят идентификацию и рефлексию.

С помощью идентификации (лат. identificar - отождествлять) индивид приписывает себе, переносит на себя характеристики других людей на основании принятия их ценностей и норм. Так же постигает и проникает в переживания другого человека, ставя себя на его место и проявляя при этом готовность эмоционально откликнуться на его проблемы.

Рефлексия (лат. reflexio - обращена назад, отражение) -самопознание индивидом своих внутренних психических состояний. Она характеризует способность сознания сосредотачиваться на самом себе.

Самооценка не только дает возможность увидеть "Я", но и увидеть его со своим прошлым и будущим. Самооценка позволяет человеку понять корни своих слабых и сильных сторон, находить и использовать более адекватные модели своего поведения в различных ситуациях.

Американский психолог У. Джемс предложил формулу для самооценки.

Успех - факт достижения определенных результатов. Уровень притязаний - уровень, который индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус и т.п.). Самооценку можно повысить либо снижая уровебнь притязаний, либо повышая успех - результаты своей деятельности. Самооценка может быть завышенной, адекватной и заниженной.

При завышенной самооценке человек:

- приобретает комплекс превосходства;

- имеет идеализированное представление о себе, своих способностях и возможностях;

- становится "душевно больным";

- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность и т.д.

При заниженной самооценке человек:

- не уверен в себе, нерешителен, чрезмерно осторожен;

- остро нуждается в поддержке;

- легко поддается влиянию других людей;

- страдает "комплексом неполноценности";

- занудлив, досаждает окружающим мелочами, что приводит к конфликтам.

Наибольшее влияние на самооценку оказывает отношение окружающих. Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному сравниванию себя с другими людьми.

Самооценка связана также с самоуважением. Каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы.

Самооценка непосредственно связана с саморегуляцией. Саморегуляция (лат. regular - приводить в порядок, налаживать) -это системное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.

Я-концепция личности. В жизни каждого человека особую роль играют первые 20 лет, когда развивается система представлений о себе, о своей собственной личности - представления, объединяемые понятием "Я-концепция". Изучая эти проблемы, ученые неизбежно сталкиваются с необходимостью детального изучения вопроса о влиянии Я-концепции на поведение личности. Среда оказывает существенное влияние на формирование как позитивной, так и негативной Я-концепции. Родители, педагоги, сверстники представляют обратную связь, формирующую представления человека о собственной значимости или бесполезности.

На наш взгляд, наиболее убедительным является вариант Я-концепции, принадлежащий одному из ведущих английских психологов Роберту Бернсу. В соответствии с ним Я-концепция формируется в ходе индивидуального развития с формированием и ростом человека и закладывается на первой стадии, которая длится от рождения до 18 месяцев. В этот период ребенок должен прибрести доверие к окружающему миру. В окружении, располагающем к доверию, индивид чувствует, что он любим, что его всегда готовы принять. Вторая стадия развития индивида длится от полутора до трех - четырех лет. Ребенок начинает говорить о себе "Я", узнавать себя в зеркале и на фотографиях себя, понимать свои потребности и желания. Он стремится выразить себя через собственные действия ("Я сам!"). С этим связан так называемый кризис трех лет.

Третья стадия развития начинается, примерно, в 4 года. В это время у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком, определяет границы дозволенного. Он уже чувствует себя увереннее, так как может свободно передвигаться, достаточно владеет речью, чтобы задавать вопросы.

Очень важной является реакция родителей на поведение ребенка. Главной опасностью этого периода является возможность появления у ребенка чувства вины за свою любознательность и активность, которое может подавить чувство инициативы.

В 6-7 лет происходит еще один существенный сдвиг в самосознании - ребенок начинает смотреть на себя как бы со стороны, представлять, как он выглядит в глазах окружающих. Этот период носит название "кризиса непосредственности".

Четвертая стадия охватывает школьные годы. На протяжении этого периода ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение, осуществляя разнообразную деятельность.

Хотя основа Я-концепции закладывается в дошкольном возрасте, но и в школьные годы образ Я учащихся еще сохраняет в немалой степени гибкость и подвижность, благодаря которой учитель может изменить его, если это необходимо, в позитивном направлении.

Существенный сдвиг в развитии самосознания происходит в подростковом и юношеском возрастах. Человек начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы "Кто я?", "Какой я?", "Кем мне быть?", "Каким мне быть?", "В чем смысл моей жизни?", "Могу ли я уважать себя и за что?", т.е. думать о себе как о личности. Не случайно подростковый и юношеский возраст называют возрастом второго рождения личности.

Главными функциями самосознания являются познание себя, самосовершенствование и поиск смысла жизни. Поиск смысла жизни - одна из самых важных функций самосознания, но возможна она в зрелые годы. В молодости много спонтанно возникающих мотивов, и нужно, прежде всего, окунуться в жизнь, пройти некоторые ее этапы, чтобы началась внутренняя работа по осмыслению собственной жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: