Деепричастные обороты:
(Лось стоял, гордо подняв свою голову;
Написав несколько страниц, он решил отдохнуть);
Одиночные деепричастия.
Обособляются:
(Волны несутся, гремя и сверкая;
Улыбаясь, он заснул);
Не обособляются:
молча, сидя, стоя, лежа, нехотя,
шутя, не глядя.
(Он читал лежа)
B5 Предложения с обособленными приложениями
Обособляются:
1) (Слезы унижения, они были едки);
2) (Могучий лев, гроза лесов, лишился силы);
3) (Вы, как инициатор, должны играть главную роль);
4) (Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов)
Не обособляются:
(Как учебный предмет русский язык является
действительным средством воспитания
подрастающего поколения)
B6 Типы придаточных
Определительные: Какой, который, чей, что,
где, куда, откуда, когда; Такой, то, тот, какой-
то.
Изъяснительные: Что, чтобы, как, будто, ли,
как бы не, чтобы не, кто, куда, когда, сколько,
почему, отчего, где, который, зачем; То, о
том.
Обстоятельственные:
Образа действия: Как; так, таким образом.
Меры и степени: Как, сколько, насколько; Так,
такой, таков, столько, настолько.
Места: Где, куда, откуда; Там, туда, оттуда,
всюду, везде, отовсюду, впереди, справа, слева,
назад, вперед.
Времени: Когда, едва, как только, прежде чем,
в то время как и др.
Следствия: Так что; -.
Условия: Если, ежели, когда, раз, коль, коли,
коль скоро, кабы; При условии, в случае, в том
случае, в тех случаях.
Уступительные: Хотя, несмотря на то что,
вопреки тому что, пусть, пускай, даром что,
добро бы, что (бы) ни, кто (бы) ни, сколько (бы)
ни, где (бы) ни; -.
Цели: Чтобы, для того чтобы и др.
Причины: Потому что, так как, ибо, из-за
того, что и др.
Сравнительные: Как, что как, подобно тому
как, как будто, будто, как если бы, словно,
точно, чем, нежели;-.
B8 Средства художественной выразительн.
Эпитет - образное, художественное определение (Золотые колосья);
Риторический вопрос - фигура речи, когда
утверждение высказывается в форме вопроса, не требующего ответа
(Доколе мы будем это терпеть? – подразумевается,
что терпеть это уже невозможно);
Сравнение - слово или выражение,содержащее уподобление одного
предмета, явления другому (ветер свистит, как разбойник лихой);
Риторическое восклицание, обращение –
эмоциональное, торжественное; обращение
носит условно-обобщённый характер
Экспрессивный повтор (А вы, надменные потомки... вы,
жадною толпой стоящие у трона...таитесь вы под сению закона);
Развёрнутая метафора - цельная картина,
созданная употреблением слов в переносном значении
(Ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве);
Аллитерация - повтор согласных звуков;
Ассонанс - повторение гласных;
Анафора - повторение слов, словосочетаний,
синтаксических явлений в начале предложений, их частей,
стихотворных строк (Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид);
Метонимия – перенос смысла одного слова
на другое по смежности, какой-либо связи
предметов, явлений (вкусное блюдо;
лес, поёт - т.е. птицы в нём);
Синекдоха - название части, частного вместо целого,
общего и наоборот (Все флаги будут в гости к нам;
Мы все глядим в Наполеоны);
Синтаксический параллелизм - сходное
построение смежных предложений,
их частей (красна девица идёт — лебедь белая плывёт);
Инверсия - обратный порядок слов для
смыслового выделения каких-то из них
(Меч взял он булатный - вместо Он взял булатный меч);
Олицетворение - образное представление
неживого или абстрактного как живого,
способного говорить, чувствовать (вьюга злится);
Парцелляция - деление предложения интонационно
и точками на отрезки, оформленные как
самостоятельные предложения (Я ждал тебя. Долго. С нетерпением.
Переходящим в отчаяние);
Гипербола - чрезмерное преувеличение
каких-то свойств изображаемого предмета, явления
(живот с пивной бочонок);
Ирония – отрицание или осмеяние, притворно
облекаемые в форму согласия или одобрения;
основаны на иносказании
(Откуда, умна, бредешь ты, голова?);
Литота - обратное гиперболе, преуменьшение
(мальчик с пальчик);
Оксюморон - сочетание противоположных по значению слов,
понятий, в результате чего возникает новый смысл
(живой труп, грустная радость);
Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений.
(Как французы повлияли на Пушкина – мы знаем.
Как Шиллер повлиял на Достоевского- мы знаем.
Как Достоевский повлиял на всю новейшую
мировую литературу – мы знаем);
Антитеза - резкое противопоставление понятий,
явлений (Ты и убогая, Ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная);
Градация - расположение слов, выражений
в порядке возрастания или ослабления их
эмоционально-смысловой значимости
(он недоволен, сердит, обозлён);