Республиканский конкурс по учебной и внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работе среди профессиональных образовательных организаций Чувашской Республики
«Лучший преподаватель по физической культуре - 2021»
Авторская пРОГРАММА
«ИННОВАЦИОННый ОПЫТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ст ОБУЧЮЩИМИСЯ специальной медицинскОЙ группЫ
(ВКЛЮЧАЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)
В МЦК-ЧЭМК МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ»
На 2021 – 2024 гг.
Автор – Чернов Владимир Михайлович
Паспорт программы
Разработчик Программы | Чернов Владимир Михайлович |
Исполнители и соисполнители | |
Администрация, руководитель физвоспитания, преподаватели физвоспитания, преподавательский состав, кураторы, сотрудники учебной части, заведующие отделением, сотрудники социально-психологического отдела, сотрудники воспитательного отдела, социальные партнеры | |
Обоснование необходимости Программы | |
- По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, за последние годы отмечено увеличение числа обучающихся, имеющих несколько диагнозов. - Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями являются важнейшим средством укрепления здоровья, оздоровления, содействия всестороннему гармоничному развитию личности. - В зависимости от состояния здоровья для занятий физической культурой в колледже студенты распределены по медицинским группам: основная, подготовительная и специальная (включающая также полностью освобожденных студентов от занятий физической культуры по состоянию здоровья, а также студентов, предоставивших справки о временном освобождении от занятий физической культурой (после заболевания)). Среди студентов колледжа 287 человек относятся к подготовительной и специальной медицинским группам (15 человек – к категории «лица с ограниченными возможностями здоровья»). - освоение программы по дисциплине «Физическая культура» обязательно в соответствии с требованиями ФГО СПО; - возникла необходимость совершенствования технологий образования студентов с помощью адаптации федеральных государственных образовательных стандартов по физической культуре и спорту и системы студенческих соревнований под потребности студентов, относящихся к различным группам, - требуется внедрение инновационных методических разработок для обеспечения физкультурной деятельности категории студентов, относящихся к специальной медицинской группе (включая лиц с ограниченными возможностями здоровья); - образовательная организация должна предусмотреть формирование у студентов навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом. - Таким образом, 9,5% студентов необходимы особые условия для освоения дисциплины «Физическая культура» с учетом состояния их здоровья. | |
Теоретическая база (в процессе реализации могут быть внесены коррективы) | |
Настоящая программа физического воспитания разработана на основе следующих нормативных правовых документов: 1) Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.»; 2) Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 30.04.2021 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021 г.); 3) Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; 4) Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 5) Федеральный закон № 329-Ф3 от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; 6) распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. №996-р об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; 7) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 г. №514н (приложение 3 «Правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой»); 8) распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. 9) Закон Чувашской Республики от 26.11.2020 г. № 102 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года»; 10) постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2018 г. №531 «О государственной программе Чувашской Республики «Развитие образования» (с изменениями на 26.05.2021 г.); 11) Устав МЦК-ЧЭМК Минобразования Чувашии (утвержден приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 20.11.2020 г. №1698); 12) Положение «Об организации занятий физической культурой в медицинских группах» (утверждено приказом №938 от 11.06.2021 г._, а также иные нормативно-локальные акты МЦК-ЧЭМК Минобразования Чувашии. | |
Основные направления, цели и задачи Программы | |
Цели: формирование ценностей здорового образа жизни через совершенствование технологий образования студентов, относящихся с специальной медицинской группе в МЦК-ЧЭМК Минобразования Чувашии. Задачи: 1. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. 2. Создание условий для: – формирования физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | |
- формирование общей компетенции в соответствии с ФГОС – «Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности»; - формирование личностных результатов в соответствии с Рабочими программами воспитания по профессиям/ специальностям. - доля обучающихся имеющих высокую мотивацию к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, 54%; - увеличение доли обучающихся, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, 46%; - создание условий для функционирования эффективной системы физического воспитания, с учетом физических особенностей обучающихся; - доля вовлечения обучающихся из специальной медицинской группы в занятия физической культурой и спортом, содействие организации проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся, 65 %. | |
Сроки реализации 2021 – 2024 гг. | |
Ресурсное обеспечение Программы | |
- нормативно-правовое обеспечение; - материально-техническое обеспечение; - кадровое обеспечение. | |
Управление и контроль за выполнением Программы | |
Контроль над выполнением Программы осуществляется заместителем директора по воспитательной работе и социальной политике, заместителем директора по учебной работе. Ход выполнения Программы рассматривается на заседаниях педагогического совета и методического совета колледжа. |
Общая характеристика
2.1. При организации физического воспитания и образования в медицинских группах предусмотрено:
1) проведение обязательных занятий физической культурой в пределах основных образовательных программ СПО в соответствии с требованиями ФГОС СПО;
2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием;
3) с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья формирование у обучающихся навыков физической культуры, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;
4) осуществление медицинского контроля за организацией физического воспитания;
5) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития студентов.
2.2. В ходе реализации дифференцированного подхода к организации занятий по физической культуре, в зависимости от медицинской группы, для занятий физической культурой предусмотрены требования:
- студентам основной медицинской группы разрешены: 1) занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, 2) подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности;
- студентам подготовительной медицинской группы разрешены занятия по учебным программам физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений;
- тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра; к участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются.
2.3. Оценивание студентов, отнесенных к специальной медицинской группе не предусмотрено. Связано это с приоритетом оценивания их успехов в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
Содержание программы учебной дисциплины
При организации занятий по дисциплине «Физическая культура» для студентов, относящихся к специальной медицинской группе, соблюдаются следующие особенности: педагогический контроль, восстановительные мероприятия, требования техники безопасности в процессе реализации программы, объемы нагрузок, контрольные и итоговые упражнения.
Таблица 1. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Тема | Основные виды деятельности | Используемые материалы |
Теоретическая часть | ||
Тема 1. Физическая культура – важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни | Оздоровительная физическая культура. Лечебная физическая культура. Здоровый образ жизни. Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении заболеваний и вредных привычек, сохранение и укрепление здоровья. | - Электронная образовательная платформа колледжа Ресурсы сети Интернет https://fgos-ovz.herzen.spb. ru/?page_id=136 https://sport dinsk.ru/ programmy/61-rabochaya-programma-po-adaptivnoj-fizkulture |
Тема 2. Спортивное оздоравливание – актуальнейшая тема современного общества | Двигательная активность в образе жизни студента и в обеспечении здоровья с учетом заболевания или дефекта развития. | |
Тема 3. Личная и общественная гигиена на занятиях, закаливание организма | Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью: закаливание, личная гигиена, гидропроцедуры, бани, массаж. | |
Тема 4. Гигиенические требования к питанию, самоконтроль в процессе занятий | Рациональное питание и профессия. Режим в трудовой и учебной деятельности. Активный отдых. | |
Тема 5. История вида спорта | Вид спорта по выбору студента | |
Практическая часть | ||
Тема 1. Формирующие виды двигательной деятельности | Упражнения на осанку, профилактика плоскостопия, создание «мышечного корсета» туловища, упражнения для развития зрительно-двигательной ориентировки | Гимнастические палки, мешочки с песком, коврики, ребристая доска, скамейка, различные мелкие предметы для захвата пальцами ног, булавы, медицинболы |
Тема 2. Общая физическая подготовка | Упражнения для укрепления мышц ног, рук, спины, брюшного пресса. | Мячи, коврики, обручи, гимнастические палки, гантели. |
Тема 3. Развитие двигательных качеств: - ловкость и координация - сила - выносливость - гибкость | Все виды игр и эстафет, в которых используются активные амплитудные движения с высокой скоростью или частотой движений, специальные упражнения с собственным весом и спортивными снарядами для развития статической и динамической силы основных мышечных групп туловища и конечностей. Упражнения на развитие пассивной и активной гибкости позвоночника и подвижности в суставах. Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии. Ходьба, бег в сочетании с ходьбой, бег, подвижные игры общего характера. | Гимнастические палки, гантели, эспандеры, резиновые кольца, диск «Здоровье». Мешочки с грузом большие и малые, гимнастический ролик, мячи утяжелённые. Гимнастические палки, ролики, скамейки, коврики, обручи, маты большие и малые, диск «Здоровье», дорожка-балансир, дуги большие и малые, качалка-мостик, лестница верёвочная, лестница деревянная; скакалки, мячи, маты; тренажеры оздоровительной направленности: «Гребля», «Велосипед», «Наездник», «Скамья для пресса», «Здоровье», «Педаль» |
Тема 4.Обучение правильному дыханию | Упражнения для тренировки дыхательных мышц. Полное дыхание. Брюшной и грудной тип дыхания. Очистительное дыхание. | Мячи-шары надувные, трубочка для коктейля, мельницы-вертушки |
Тема 5. Игры | Подвижные игры: - общего характера; - специального характера; - игры с фитболом | «Ловишка, бери ленту», «Удочка», «Бездомный заяц», «Успей поймать», «Делай так, делай эдак», «Не урони мешочек», «Останови лошадку», «Кто больше соберёт предметов с завязанными глазами», «Сделай фигуру», «Попади в круг». «Паровозик», «Гусеница», «Быстрый и ловкий», «Охотники и утки» |
Тема 6. Элементы Хатха-йоги и дыхательных практик саморегуляции | Упражнения Хатха-йоги | Позы: «кошечка-собачка», «натянутый лук», «плуг», «трикананда», «поза кобры», «йога мудра» |
Тема 7. Релаксация, элементы самомассажа | Упражнения на произвольное расслабление мышц. Элементы аутогенной тренировки и медитации. | Музыкальное сопровождение «Звуки природы», массажер «колибри», массажные мячи, коврики |
Требования к результатам освоения учебной программы дисциплины
4.1. Педагогический контроль
Для осуществления педагогического процесса, определения принципов и дидактических направлений в образовательной деятельности, необходимо знание состояния здоровья, психические, физические, личностные особенности обучающихся специальной медицинской группы.
Категория таких студентов разнообразна: поражение зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др., а также иные формы; по возрасту, по степени тяжести дефекта, времени его возникновения (при рождении или в течение жизни), по причинам и характеру протекания заболевания, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций, по социальному статусу и другим признакам.
Комплекс социальных, физиологических, биологических, психологических, педагогических знаний является теоретической базой для занятий физической культурой. С одной стороны, специалисты, реализующие Программу, должны опираться на знания общей и частной патологии, медицинский диагноз, прогноз, показания и противопоказания, вторичные отклонения, сопутствующие основному заболеванию, физиологические закономерности лечения и восстановления или компенсации утраченных либо ослабленных функций организма. Часть из них перекликается с общими дидактическими принципами, принятыми в педагогике, что подчеркивает взаимосвязь педагогических и медицинских знаний в лечении человека физическими упражнениями. С другой стороны, физическое упражнение является основным особенным средством всех видов физической культуры (в том числе и физической реабилитации).
Положительными особенностями лечебных упражнений являются:
1) производимые движения свойственны всему живому;
2) отсутствие отрицательного побочного действия (при соблюдении правильной дозировки);
3) возможность длительного применения;
4) универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;
5) положительное влияние на эмоциональное состояние подростка;
6) стимулирующее влияние на все органы и системы организма.
Средства восстановления:
- необходимо соблюдение рационального режима дня;
- продолжительность ночного сна должна составлять не менее 8-9 часов в сутки;
- тренировки проводятся в благоприятное время суток;
- получение сбалансированного питания (витамины, соки, питательные смеси и т.д.);
Замечательным средством восстановления являются массаж и самомассаж. Массаж после тренировочного процесса восстанавливает мышечные клетки, и позволяет расслабиться после активной тренировки, а также способствует усилению кровообращения в мышцах и внутренних органах, расслабляет перенапряженные и снимает боли в поврежденных мышцах, улучшает регенерацию мышц и восстановительные процессы, способствует усилению тока лимфы, активизации обменных процессов и ликвидации застойных явлений в тканях, улучшению подвижности в суставах.
4.2. Требования техники безопасности в процессе реализации программы
Занятия для студентов специальной медицинской группы (включая с ограниченными возможностями здоровья) педагогу должно организовывать так, чтобы предупреждать появление травм и несчастных случаев:
- к занятиям допускать только по рекомендациям врача;
- до начала занятий тщательно проверить место занятий, инвентарь и оборудование;
- во время занятий требовать соблюдения дисциплины;
- следить за температурным режимом воздуха;
- входить и выходить из спортивного зала студенты должны только по команде педагога;
- предусмотреть в месте проведения занятий доступную среду в виде пандусов, желтых полосок, специальных кружков);
- педагогу, проводящему занятия, необходимо знать технику выполнения приемов первой медицинской помощи;
- обучение специальным упражнениям и коррекция может носить как индивидуальный характер, так и групповой, с индивидуальным подходом.
4.3. Объемы нагрузок
Несмотря на индивидуализацию занятий для студентов специальной медицинской группы (включая лиц с ОВЗ), существуют общепринятые правила:
- следует применять строго дозированные физические нагрузки с учетом всех компонентов (интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха, характера упражнений);
- постепенный рост физических нагрузок при адаптации организма;
- охват упражнениями различных групп мышц;
- включение в занятие дыхательных и общеукрепляющих упражнений;
- проветривание помещения перед занятием;
- проведение строгого контроля за реакцией организма на физическую нагрузку (до занятий, в процессе занятий и после нагрузки);
- при появлении признаков утомления прекращение занятия, дальнейший пересмотр характера нагрузки;
- регулярное проведение врачебно-педагогического контроля на занятиях.
4.4. Контрольные и итоговые упражнения
Для выявления эффективности результатов освоения Программы и уровня физического развития обучающихся используются мониторинговые исследования: тестирование, методы педагогического наблюдения, медицинский контроль.
При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего обучения, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные результаты, приобретенные обучающимися в период обучения. Они фиксируются в журнале наблюдений, выявляются причины заболеваний. При повторении и закреплении материала используются формы контроля: устные ответы, показ упражнений, проверка домашнего задания, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимного контроля.
Таблица 2. Исследование силовых качеств мышечных групп туловища
Тема | Основные виды деятельности |
Определение статической работоспособности мышц спины | студент находится в положении лежа на спине на медицинской кушетке, ноги выпрямлены и зафиксированы; руки находятся за головой, необходимо максимально разогнуть туловище; время удержания туловища в этом положении характеризуется статической работоспособностью мышц спины; измерение следует проводить до появления качательных движений туловища измерение прекратить; |
Определение статической работоспособности мышц живота | студент находится в положении лежа на спине на медицинской кушетке, ноги выпрямлены и зафиксированы; руки находятся за головой; студент должен поднять туловище до угла 30 градусов в плоскости пола; время удержания туловища в этом положении характеризуется статической работоспособностью мышц живота; измерение проводить до появления качательных движений; |
Определение динамической работоспособности мышц спины | студент находится в положении лежа на животе на медицинской кушетке, ноги выпрямлены и зафиксированы; руки находятся за головой из этого положения, студент делает максимально возможное количество подъемов туловища до максимального разгибания его в удобном ритме. |
Определение динамической работоспособности мышц живот | студент находится в положении лежа на спине на медицинской кушетке, ноги выпрямлены и зафиксированы; руки находятся за головой; без помощи рук должен сесть и вернуться в исходное положение, причем сделать это максимально возможное количество раз в удобном ритме; |
Сгибание (подвижность позвоночника вперед | наклоняясь вперед, студент должен достать плоскость пола у первого пальца стопы; во время данного движения колени не должны сгибаться; если студент не достает поверхности пола, то сантиметровой лентой измеряется расстояние от концевой фаланги первого пальца стопы; |
Разгибание (подвижность позвоночника назад) | сантиметровой лентой измерить расстояние от остистого отростка 7-го шейного позвонка до начала межягодичной складки; студент должен наклониться назад, при этом движении ноги должны оставаться прямыми, в этом положении учащегося измерить то же расстояние; разница между первым и вторым измерением будет соответствовать подвижности позвоночника назад. |