общеобразовательного учреждения




Инструктивное письмо от 14.12.2000 N 2

Об организации работы

Логопедического пункта

общеобразовательного учреждения

 

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации

деятельности логопедического пункта как структурного подразделения

государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательномучрежде-

нии в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в разви-

тии устной и письменной речи(первичного характера), в освоении ими

общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обуча-

ющихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освое-

нииобучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов,

родителей (законных представителей) обучающихся.

Логопедический пункт создается в общеобразовательномучрежде-

нии, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти

классов I ступени начального общего образования и трех-восьми клас-

сов I ступени начального общего образования в общеобразовательном

учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиесяобщеобразова-

тельного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письмен-

ной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени

выраженности; фонетикофонематическое недоразвитие речи; фонемати-

ческое недоразвитие речи; заикание;недостатки произношения - фоне-

тический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и

подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нару-

шения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематичес-

ким, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающие-

ся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятс-

твующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с

общим,фонетикофонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе

обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сен-

тября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие наруше-

ния в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме

согласно приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающих-

ся из числа обследованных и зарегистрированных производится в тече-

ние всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского об-

щеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского обще-

образовательного учреждения не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт,

учительлогопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в

течение всего учебного года после устранения у них нарушений в раз-

витии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в

группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная на-

полняемость групп устанавливается в зависимости от характера нару-

шения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местона-

хождения общеобразовательного учреждения (приложение 3).

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило,

проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразова-

тельного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых

классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в

виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков

русского языка и математики). Периодичность групповых и индивиду-

альных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения

чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее

трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонемати-

ческое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные

фонетикофонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не

менее двух-трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетический дефект не менее одно-

го-двух раз в неделю;

с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с

обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по

Р.Е.Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и под-

вижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере

формирования произносительных навыков у этих обучающихся, занятия с

ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающими-

ся не могут проводится в одной группе с заикающимися обучающимися и

обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, про-

должительность индивидуального занятия - 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет

их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедичес-

ких занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нару-

шениями речи с согласия родителей (законных представителей) направ-

ляютсяучителемлогопедом в соответствующее лечебно-профилактическое

учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом,

детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в

психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий

в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководи-

тель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям об-

щеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям)

обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации

по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за органи-

зацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой па-

тологией, комплектование групп.

Учитель-логопед:

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных

нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется

работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному

языку, обусловленной первичным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освое-

ния обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному

языку);

в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учрежде-

ниями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждени-

ями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, лого-

педами и врачамиспециалистами детских поликлиник и психолого-меди-

ко-педагогических комиссий;

г) участвует в работе методических объединений учителей-лого-

педов;

д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения

ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в раз-

витии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и

результатах обучения в логопедическом пункте по форме (приложение 4).

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отве-

чающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспе-

чивается специальным оборудованием (приложение 5).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: