Гальваническое производство - один из наиболее крупных источников образования сточных вод в машиностроении. Основными загрязнителями сточных вод гальванических производств являются ионы тяжёлых металлов, неорганических кислот и щелочей, цианиды, поверхностно-активные вещества.
Загрязнители, образующиеся в процессе обезжиривания поверхностей, определяются типами используемых растворителей, в качестве которых наиболее широко применяются растворы щелочей, хлорорганические растворители и фреоны.
Ионы тяжелых металлов - канцерогены, способные накапливаться в организме. Наиболее вреден шестивалентный хром – основной компонент электролитов хромирования, а также пассивирования цинка. Способен впитываться даже через кожу и канцерогенное действие проявляет в чрезвычайно низких концентрациях.
Лакокрасочное производство
Лакокрасочные материалы — сложные многокомпонентные системы, содержащие пленкообразователи, пигменты, наполнители и др. Значительной составляющей являются органические растворители. В качестве пигментов, как правило, используют неорганические соединения: оксиды, соли тяжелых металлов. При нанесении лакокрасочных материалов в окрасочных камерах образуются твердые, пастообразные и жидкие отходы, пары растворителей и вода, насыщенная растворителями.
Наибольшую опасность для организма человека представляют
летучие органические соединения, входящие в состав растворителя, выделяющиеся в атмосферу при нанесении и сушке лакокрасочного покрытия;
тяжелые металлы, содержащиеся в аэрозоле,
изоцианаты,
фталевый и малеиновый ангидриды,
формальдегид,
жирные кислоты и другие соединения, выделяющиеся при сушке.
В настоящее время особое внимание уделяется требованиям к безопасности и охране окружающей среды.
Сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу при изготовлении лакокрасочной продукции можно достичь с помощью
инженерно-технических решений (оптимизация процесса окраски, автоматизация оборудования, модернизация систем рециркуляции и очистки отходов)
внедрением новых лакокрасочных материалов, отвечающих современным требованиям (с высоким сухим остатком, водоразбавляемые и порошковые).
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что проблема загрязнения окружающей среды в машиностроении, как и везде является одной из главных проблем страны, да и мира в целом. От несоблюдения правил по экологической безопасности страдает сам человек.
Проблема минимизации экологического ущерба в условиях промышленного производства и в том числе машиностроительных и военно-промышленных отраслях решается в двух направлениях за счет:
- повышения эффективности существующих методов очистки промышленных выбросов в окружающую среду и ликвидации(переработки) твердых отходов;
-внедрения новых альтернативных технологий (экологически чистых, безотходных).