Вид программы и её направленность




Коррекционно-развивающая программа

«Путешествие в волшебный лес»

(для детей средней возрастной группы

С особыми образовательными потребностями)

 

Автор-составитель:

Каминская Мария Юрьевна

электронный адрес:

m_chepkasova@mail.ru

 

г. Петропавловск-Камчатский

2016 год


Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………… 2‑16

Критерии оценки достижения планируемых результатов ……………. 17

Результаты реализации программы ………………………………… 17‑19

Учебно-тематический план …………………………………………. 20‑21

Содержание занятий………………………………………………….. 22‑36

Список литературы ………………………………………………………. 37

Карта наблюдения (приложение 1 …………………………………… 38‑41

«Техника безопасности» (приложение 2) ………………………………. 42

 


Пояснительная записка

Период дошкольного детства имеет особую значимость для формирования личности ребёнка. Дети активно изучают окружающий мир, многообразие проявлений эмоциональной жизни, усваивают нормы и правила поведения. И первые учителя детей в мире социальных отношений – это близкие взрослые. К сожалению, родители, от которых зависит становление чувства «базового доверия к миру» сына или дочери, часто в силу незнания, порой в результате дефицита времени или под давлением собственных психологических проблем не могут оказать полноценного внимания и поддержки развитию эмоционального мира ребёнка.

Эмоциональные перегрузки оказывают непосредственное влияние на соматическое здоровье. И, если взрослый человек может открыто заявить о существующей проблеме, о переживаемых эмоциях, что снижает риск возникновения психосоматических заболеваний, то ребёнку сложно обозначить свои чувства словесно. Кроме этого, психологическое состояние ребёнка тесно связано с эмоциональным микроклиматом в семье. Капризы, упрямство, агрессивность – это те способы, с помощью которых дети «заявляют» о своём неблагополучии [1]. Детские конфликты находят внешнее выражение в нарушениях общих свойств эмоциональной регуляции (предметности, адекватности ситуации, избирательности). Из общего количества эмоциональных нарушений у детей среднего дошкольного возраста выделяются острые эмоциональные реакции, окрашивающие конкретные конфликтные для ребёнка ситуации, напряжённые эмоциональные состояния и нарушения динамики эмоциональных состояний. Эмоциональные нарушения, которые входят в структуру неврозов, неврозоподобных расстройств, являются коррелятом предболезненных состояний, в последнее время получили широкое распространение среди дошкольников. При этом эмоциональное благополучие имеет первостепенное значение для социально-личностного становления детей. Многие исследователи неоднократно подчеркивают, что эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения, приводят к нарушению социальных контактов [2].

Формирование мотивов и потребностей, волевой регуляции поведения, самооценки, мировосприятия является естественным продолжением раннего аффективного развития ребёнка.

Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья предъявляет новые требования к организации коррекционно-развивающей работы через использование вариативных форм, способов, методов и средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Образовательная деятельность в дошкольном учреждении сегодня ориентируется на задачи, заявленные в федеральном государственном стандарте дошкольного образования, среди которых одна из важных – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Пластичность высшей нервной деятельности ребёнка, незавершённость становления устойчивой структуры личности, податливость дошкольника по отношению к воспитательным воздействиям служат надёжным гарантом эффективности своевременной психокоррекционной работы [5].

Вид программы и её направленность

Представленная коррекционно-развивающая программа ориентирована на работу с детьми с задержкой психического развития, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, и является одним из компонентов в системе психолого-педагогического сопровождения детей данной категории.

У значительной части детей, страдающих задержкой психического развития, интеллектуально-познавательная недостаточность является вторичной, обусловленной нарушениями, так называемых предпосылок интеллекта: памяти, внимания, работоспособности, речи, эмоционально-волевых и других компонентов формирования личности.

Анализ медицинских карт и историй развития воспитанников, обнаруживает у детей наличие неврозоподобных состояний (в виде гипер- и гиподинамического синдрома, эмоциональных нарушений на фоне частых (4-6 раз в год и более) простудных заболеваний), преневротических расстройств (пониженное настроение, вредные привычки, повышенная тревожность, неуверенность в себе, чрезмерная чувствительность к оценке), а также нарушение общения со сверстниками.

При реализации программы используются следующие методы и техники: сказкотерапия, психодинамическая медитация, психогимнастика (психомышечная релаксация), игровая терапия (подвижные игры с правилами, результативные игры).

Цели и задачи

Цель программы – укрепление эмоционального благополучия ребёнка, стабилизация эмоционального состояния.

В процессе работы по достижению цели решаются следующие задачи:

· снизить эмоциональное и телесное напряжение;

· формировать навыки саморасслабления;

· формировать адекватную самооценку;

· развивать коммуникативные навыки;

· развивать произвольную регуляцию поведения;

· развивать слуховое, зрительное внимание, способность к концентрации внимания;

· развивать воображение.

Практическая значимость

Практическая значимость данной программы заключается в оказании помощи детям в достижении эмоциональной устойчивости, в стабилизации эмоционального состояния, актуализации и раскрытии ресурсов детской психики. Реализация данной программы обеспечивает проработку эмоционально-личностных проблем детей в преневротическом состоянии. По завершении занятий у участников группы наблюдаются позитивные изменения в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер: они приобретают уверенность в себе, своих действиях, снижается проявление импульсивности в поведении, формируется способность к концентрации внимания, раскрывается творческий потенциал.

Участники программы: воспитанники средней группы коррекционно-развивающей направленности (дети 4–5 лет) с заключениями ПМПК: парциальная несформированность высших психических функций смешанного типа, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития. Курс занятий может быть использован в работе с детьми общеобразовательных групп.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: